ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретические основы организации ПСИХОЛОГИЧЕСКОго СОПРОВОЖДЕНИя МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИИ

Кочетова Е. Ю.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.ТолстогоТула, Россия

THE THEORETICAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF YOUNGER STUDENTS, ARE PRONE TO AGGRESSION

Kochetova E. Yu.

Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy

Tula, Russia

Проблема проявления агрессии в современном мире актуальная тема исследования психологов, социологов и педагогов. Дети используют агрессию не только на улице, но и дома и в школе. Ученые отмечают, что агрессия помолодела. Раньше агрессию связывали с подростками, как особенность данного периода развития, то теперь говорят об активной агрессии в младшем школьном возрасте, а зарождение агрессии связывают с дошкольным возрастом.

В последнее время изучение феномена агрессии одно из самых популярных в психологии. Причиной этому является резкое повышение уровня агрессии в обществе. Агрессия, насилие и жестокость относятся к числу наиболее серьезных проблем. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.

В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.

Актуальность исследования проблемы системной организации психолого-педагогического сопровождения агрессивного поведения младших школьников обусловлена не только ростом различных форм и видов агрессивного поведения в школе, но и отсутствием системы подготовки специалистов по проблемам профилактики и коррекции агрессивного поведения. Вопросы психолого-педагогического сопровождения агрессивности младшего школьника, с учетом влияния социальной ситуации развития, как в теоретическом, так и в практическом плане, остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных мер воздействий превентивного характера.

В современной науке принято выделять несколько подходов к определению термина «агрессии».

Согласно психологическому словарю, «агрессия - мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные пере­живания, состояние напряженности, страх, подавлен­ность и т. д.»

В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко и многозначно. Различными авторами (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Бендер, Ф. Аллан, Г. Эберлейн, Л. Берковиц и др.) предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия [8].

Современные исследователи Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают агрессию как сильную активность, стремление к самоутверждению, Л. Бендер, говорит об агрессии как о тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Г. Эберлейн определяет детскую агрессивность как отчаяние ребенка, который ищет признания и любви.

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, направленный на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность же рассматривается как некоторое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод, что если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. [4]

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения.

Существует несколько видов агрессии, остановимся на классификации, предложенной А. Бассом и А. Даркой:

1. физическая (физические действия против кого-либо);

2. вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);

3. косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);

4. раздражение (вспыльчивость, грубость);

5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Немало важным при организации работы с младшими школьниками считаем изучение и учет возможных причин проявления детской агрессивности:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;

  • стремление получить желанный результат;

  • стремление быть главным;

  • защита и месть;

  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Понятие «сопровождение» в психологической и педагогической литературной тематике часто рассматривается как синоним поддержки, содействия, сочувствия, сотрудничества, как метод и как создание специфических условий чаще всего учебной деятельности. Такое понимание берет начало из работ О.С. Газмана, А.П. Тряпицына, Е.И. Казаковой, Р.В. Овчаровой, Н.Б. Крылова, М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк.

Так, О.С. Газман ввел понятие психолого-педагогической поддержки для детей в решении ими индивидуальных проблем, которые связаны с трудностями физического и психического развития и на их фоне жизненным самоопределением, межличностной коммуникацией и собственно, обучением.

А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова предлагают рассматривать под сопровождением такую деятельность, которая обеспечивает помощь в ситуации жизненного выбора, вхождение в «зону развития».

Сопровождение как технология деятельности психолога рассматривается у Р.В. Овчаровой. Г. Бардиер, И. Розман.

Т. Чередникова рассматривают психологическое сопровождение как помощь ребенку в реализации самостоятельного выбора своего жизненного пути.

Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Глуханюк, И.В. Аркусова, Г.В. Безюлева подчеркивают тот же аспект, но в приложении к профессиональному самоопределению, начиная с самых ранних его этапов. Они подчеркивают, что психологическое сопровождение – это целостный процесс, включающий операциональное поле развития, становления и коррекции личности.

А.К. Маркова включает в этот процесс несколько этапов: диагностику, сбор информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации. Понятие «педагогическое сопровождение» представлено у целого ряда авторов и предполагает процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации, умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте.

Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и учащегося влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его обучения и развития.

Можно выделить три группы целей психолого-педагогического сопровождения.

Идеальная цель - развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, сферы саморегуляции, экзистенциальной).

Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели - достижение учеником оптимальных для него образовательных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности.

Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей учащегося, на основе которых ребенок может успешно решать образовательные задачи.[6]

Для определения направлений и задач психолого-педагогического сопровождения необходимо обозначить функции:

· направление учащихся в поток с доступным для них уровнем обучения;

· обучение учиться (научить работать с учебником и дополнительной литературой, писать конспекты, составлять опорные сигналы, слушать и слышать, задавать вопросы и т.д.);

· социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т.д.);

· целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать социально приемлемые средства для их реализации, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т.п.);

· коррекция, если это необходимо;

· обучение рациональной организации труда;

· научить заботиться о своем здоровье [3].

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения» (С. Новикова, 2007). Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития. Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. И означает следующее. [1]

Во-первых, следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в нашу модель школьной психологической практики мы закладываем безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития. [2]

Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

В-третьих, в идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители. Цель сопровождения реалистичнее и прагматичнее - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

B-четвертых, психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения нужно выделить несколько важнейших направлений практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школьная прикладная психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей, социально-диспетчерская деятельность [7].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что агрессия - это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает появление агрессивных реакций у детей. Наиболее остро этот процесс проявляется у детей в младшем школьном возрасте. Причем проблема агрессивности детей, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно - практический интерес исследователей. Изучение агрессии необходим для того, чтобы учителя могли спланировать свою деятельность, так чтобы это привело к снижению агрессии, для этого педагогу нужно сотрудничать с психологом и разрабатывать совместную программу психологического сопровождения.

Литература

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

  2. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005.

  3. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков // Народное образование. - 2007. - №6. - С. 239-242.

  4. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаиможействия с детьми СПб.: 2007.

  5. Махортова, Г. А. Эмоциональная напряженность. Школьное воспитание. - № 1. – 2010.

  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2011.

  7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2011.

  8. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия. – Л. : Медицина, 2009.

Просмотров работы: 1683