ОПЫТ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОД - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОПЫТ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опыт работы с первоклассниками, испытывающими трудности адаптационного периода

Котлярова Ю. Н.

Шалагинова К. С.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.ТолстогоТула, Россия

EXPERIENCE WORKING WITH FIRST GRADERS WHO HAVE DIFFICULTIES OF ADAPTATION PERIOD

Kotlyarova

Shalaginova K. S.

Tula state pedagogical University. L. N. TolstoyTula, Russia

Проблема адаптации – одна из ключевых в современных исследованиях психологии. Уже на уров­не определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований (потребностей, мотивов, отношений к социальным ролям и статусу, Я-концепции) для развития и конечной успешности адаптации в ее социально-психологи­ческом аспекте.

Проблема адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардиналь­ного изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформаци­ями в его социальном окружении. При этом ведущую роль в развитии и ре­зультативности адаптационных процессов играют именно структуры лично­сти как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. В соответствии с развиваемыми Б.С. Братусь, теоретическими взглядами, личность представляет собой своеобраз­ное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе чело­века. Исходя из этого, личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптаци­онные процессы на всем жизненном пути человека.

Многие концепции и теоретические подходы к описанию личности содержат тезис о стремлении личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Например, основные положения индивидуальной психо­логии А. Адлера, гуманистического психоанализа Э. Фромма (традиционно рассматриваемых как представителей психоаналитического направления) вполне созвучны тезисам гуманистической психологии А. Маслоу, К. Род­жерса, В. Франкла и др. Так, основными принципами воспи­тательных центров, действующих в соответствии с основными положениями теории Адлера, является стремление сделать личность счастливее, ос­вободить ее от влияния комплексов, показав, что другие вовсе не лучше и не хуже тебя, они такие же, как ты. Здесь можно процитировать слова Э. Фромма, тоже перекликающиеся с идеями гуманистической психологии. Го­воря о функции нового общества, направленного на формирование нового Человека, Э. Фромм указывает, что одной из главных черт его личности дол­жно быть всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью.

Особое звучание проблема адаптации приобретает когда речь идет о первоклассниках. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. В настоящее время установлено, что характер и особенности общения ребенка со взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению. Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка.

Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено. В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых (дети из асоциальных семей). В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно.

Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Адаптированный ребенок не только соответствует уровням сформированности психологических свойств и умений требованиям и нормам данной среды, но и приспособлен к полноценному развитию в ней своего личностного, физического и интеллектуального потенциалов.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время трудности адаптационного периода, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Немалую роль во всем этом играет переход на новые стандарты ФГОС и постоянные преобразования в социально-экономической сфере. Они изменили условия жизни детей и определили необходимость углубленного анализа проблемы школьной адаптации.

Проблема адаптации первоклассников к школе нашла свое отражение в работах многих учёных-психологов, в частности, таких как Э.М. Александровская, М.В. Антропова, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Л.Г. Качан, В.С. Мухина, Р.В.Овчарова, С.В. Поздняков и др.

Между тем, несмотря на достаточную разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе в настоящее время она остается достаточно актуальной.

Для изучения психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода нами были использованы следующие психодиагностические методики - тест Тулуз-Пьерона, методика диагностики минимальных мозговых дисфункций, прогрессивные матрицы Равена, методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова), тест зрительной и слуховой памяти Р.Мейли, определение сформированности «внутренней позиции школьника» (разработана Н.И.Гуткиной), методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), методика исследования мотивации учения у первоклассников (методика разработана М.Р. Гинзбург), методика определения самооценки (модификация методики Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Исследование осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 18 п. Социалистический Щекинского района Тульской области. Выборку исследования составили учащиеся 1 «Б»: 16 девочек и 14 мальчиков.

Исследование по изучению психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода, было проведено на базе МБОУ «Социалистическая СОШ №18». Выборку составили учащиеся 1 «Б» класса: 16 девочек и 14 мальчиков.

Нами была составлена диагностическая программа, позволяющая выявить детей, испытывающих трудности адаптационного периода (таблица 1) и диагностическая программа, направленная на изучение психологических особенностей детей, испытывающих, трудности адаптационного периода (таблица 2).

Таблица 1

Диагностическая программа исследования, выявляющая детей

с трудностями адаптации

п/п

Название методики, автор

Цель

Исследуемый критерий (параметр)

1

Методика Пьерона-Рузера

Определить уровень концентрации внимания

Внимание

2

Прогрессивные матрицы Равена

Измерение уровня интеллектуального развития

Интеллект

3

Методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова)

Экспресс-диагностика особенностей словесно-логического мышления

Словесно-логическое мышление

4

Тест зрительной и слуховой памяти (Р.Мейли)

Исследование уровня развития зрительной и слуховой памяти

Память

5

Теста Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки

Готовность к обучению в школе

Таблица 2

Диагностическая программа исследования, направленная на изучение психологических особенностей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода

п/п

Название методики, автор

Цель

Исследуемый критерий (параметр)

1

Определение сформированности «внутренней позиции школьника» (разработана Н.И.Гуткиной)

Выяснение, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу

Внутренняя позиция школьника

2

Методика «Агрессивность» (Модификация теста Розенцвейга)

Определение степени развитости у ребёнка черты личности «агрессивность»

Агрессивность

3

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Выявление уровня школьной тревожности, анализ школьных ситуаций, вызывающих у ребенка страх, напряжение, дискомфорт

Тревожность

4

Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Методика разработана. М.Р. Гинзбург)

Определение уровня сформированности учебной мотивации и доминирующего мотива учения

Мотивация

5

Методика определения самооценки (модификация методики Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки учащегося

Самооценка

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.). Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению нами была разработана программа поддержки первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода (таблица 3).

Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы, снятие страхов и эмоционального напряжения, снижение агрессивности и тревожности;

4. Повышение самооценки первоклассников;

5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами;

6. Создание условий для принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности (внутренняя позиция школьника);

7. Профилактика школьной дезадаптации.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии М.М. Безруких, М.Р. Битяновой, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность. Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Раздел 4. Заключительная часть. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса в школе.

Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек. Продолжительность занятий: 40 минут. Периодичность встреч: 2 раза в неделю, в течение 2 месяцев.

Нами было предложено примерное тематическое планирование развивающих занятий по адаптации первоклассников (таблица 3), где наиболее удачно сгруппированы различные упражнения.

Таблица 3

Программа поддержки первоклассников, испытывающих трудности

адаптационного периода

Название

занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Занятие 1.

«Вводное. С днем рождения, группа!»

Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе.

Вступление. Ритуал приветствия.

Разминка. Игра «Мяч». Упражнение: «Цветок общения».

Игра «Кто есть кто? Что есть что?».

Упражнение «Подарки». Упражнение «Мостик Дружбы».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 2.

«Я и мое имя»

Цель: сформировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку и снизить уровень школьной тревожности, создать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.

Приветствие. «Хорошее настроение»

Упражнение: «Передай движение по кругу».

Упражнение «Я знаю, как тебя зовут».

Игра «Слушай хлопки!»

Упражнение «Укрась свое имя».

Игра «Волшебный круг».

Упражнение «Доброе животное»

Занятие 3.

«Школьные

правила»

Цели: содействовать осознанию позиции школьника, познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене.

Приветствие. «Хорошее настроение»

Разминка. Игра: «А я еду».

Упражнение «Урок или перемена».

Упражнение «Составь фигуру».

Упражнение «Школьные знаки».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 4.

«Школьные оценки»

Цели: помочь будущим первоклассникам осознать и принять правила школьной жизни и себя в роли учеников, активизировать познавательную активность обучающихся, сформировать положительную мотивацию.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Закончи слово».

Упражнение «ЗАТО».

Игра «Листопад».

Упражнение «Доброе животное».

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие 5.

«Мои эмоции»

Цели: познакомить с понятием «эмоции», развить умение распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Наоборот».

Упражнение «Назови эмоцию».

Игра «Собери эмоцию».

Упражнение «Пирог эмоций».

Упражнение «Цвет настроения».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 6. «Наши страхи»

Цели: познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра на мышление «Логические концовки».

Упражнение «Страхи сказочных героев».

Игра «Змей Горыныч».

Упражнение «Поймай слово».

Игра-аппликация «Спрячем страх за забором».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 7. «Грусть и печаль»

Цели: рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучить распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; сформировать чувство товарищества, взаимопомощи.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Игра «Мартышка».

Упражнение «Солнышко и тучка».

Игра «Волшебный стул».

Упражнение «Лишняя фигура».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 8. «Я контролирую

себя»

Цели: предупредить и снизить тревожность и страхи, повысить уверенность в себе.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Эхо».

Беседа «Настроение».

Упражнение «Камень-верёвка».

Упражнение «Домик».

Игра «Скала. Я справлюсь».

Игра «Сова».

Упражнение «Психологический портрет».

Психогимнастика «Ручеек радости».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 9. «Слушай

команду»

Цели: снять психоэмоциональное напряжение.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Упражнение «Слушай команду».

Упражнение «Говори!».

Упражнение «Фигуры из спичек».

Упражнение «Точки».

Упражнение «Волна».

Упражнение «Доброе животное».

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 10. «Что такое

общение»

Цели: усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развить у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплотить классный коллектив.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Упражнение «Подарок другу».

Игра на внимание «Кряк-квак».

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Упражнение «Подари сердце другу».

Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 11. «Путешествие в страну «Понимание»

Цели: усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развить способность к разрешению конфликтов; развить у детей социальные и коммуникативные умения, снять психоэмоциональное напряжения, развить навыки сотрудничества и взаимодействия.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Упражнение «Ракета».

Игра «Слепой и поводырь».

Игра «Волшебный круг».

Привал. Игра «Только весёлые слова».

«Игра «Лисонька, где ты?».

Игра «Чтение эмоций».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 12.

«Я-доброжелательный»

Цели: сформировать уважительное отношение друг к другу; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я-концепции» детей, снизить уровень школьной тревожности.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Пирамида любви».

Упражнение «Раскрась детали».

Игра «Чем мы похожи».

Упражнение «Волшебные слова».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 13. «Мы поссорились и помирились»

Цели: создать условия для понимания обучающимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться; уважать чувства, желания других людей; развить эмпатию (сопереживание).

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Поварята».

Игра «Два барана».

Игра «Уходи, злость, уходи».

Упражнение «Солнечные лучики».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 14.

«Застенчивость и Уверенность»

Цель: повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии (сопереживания).

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Поменяйся местом».

Игра «Я – лев».

Игра «У кого руки теплее».

Игра «Марш самооценки».

Игра «Прорвись в круг».

Упражнение «Я-самый».

Упражнение «Доброе животное».

Раздел 4. Заключительная часть.

Занятие 15. «Дерево дружбы»

Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплотить классный коллектив, создать благоприятный психологический климат в классе.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Упражнение «Барометр настроения».

Упражнение «Дерево дружбы».

Упражнение «Раскрась ежика».

Упражнение «Настоящий друг».

Упражнение «Опишите друг друга».

Упражнение «Доброе животное».

Занятие 16. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу»

Цели: познакомить обучающихся со школой, с работниками, работающими в школе, со школьными законами и традициями, создать атмосферу сотрудничества, сплочение классного коллектива.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Упражнение «Барометр настроения».

Упражнение «Мои одноклассники».

Упражнение «Любимое место в школе».

Упражнение «Доброе животное».

Игра «Обзывалки».

Анализируя результаты констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод о положительной динамике по всем диагностируемым критериям: значительно уменьшилось количество детей с несформированной позицией школьника; уменьшилось количество детей с выраженной агрессивностью, тревожностью; возросло количество детей с адекватной самооценкой и высокой мотивацией учения.

Просмотров работы: 1455