ПРОБЛЕМА ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема табакокурения в подростковом возрасте

Васильева К. В.

Чилачава К. Б.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Тула, Россия

THE PROBLEM OF SMOKING IN ADOLESCENCE

Vasileva K.V.

Chilachava K. B.

Tula State Teachers Training University

Tula, Russia

Проблема трудных подростков – одна из центральных психолого – педагогических проблем В психологическом словаре под общей редакцией А.В. Петровского зависимость (аддикция) понимается как отношения между объектами, характеризующиеся подчинением одних объектов другими. Существует три вида аддикций:

1.Химические аддикции (наркомания, токсикомания, алкоголизм)

2. Биохимические (анорексия, булимия)

3. Нехимические (подсознательные) – именно к ним и относится мобильная зависимость

Ученые установили несколько причин, с какой целью школьники начинают курить. Рассмотрим две из них.

1. Стремление к взрослости. Курение, по мнению некоторых школьников, - символ независимости. Вы наблюдали, как курят такие ребята? Они не просто курят, а курят «шикарно», держат сигарету особым способом, важно стряхивать с нее пепел. При этом они то и дело сплевывают на пол и тоже особым способом.

2. Курить в школьном возрасте, как правило, начинают те ученики, которые ничем не проявили себя ни в учебе, ни в труде, ни в общественной работе, они незаметны. Если нет общих дел с другим человеком, то стоять рядом, ничего не делая, бессмысленно. А стоять молча и курить – можно. Это создает видимость общего дела, позволяет принять сосредоточенный и независимый вид.

В приобщении к табаку каждый курильщик проходит обычно три стадии. Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может окончиться легким отравлением. Поскольку табак- – наркотик, постепенно отвращение к табаку пропадает, курильщик может даже испытать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм. Это вторая стадия, и длится она обычно недолго.

Третья стадия – курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия табак приносит и много неприятностей.

Большинство учащихся старшего школьного возраста начинают серьезно заниматься спортом. Они хотят стать сильнее, красивее, выносливее.

Именно поэтому практически все курящие ученики IX-XI классов в личной беседе выражают горячее желание бросить эту пагубную привычку.

Табак является второй по значимости причиной в структуре смертности в мире.

В рамках работы над исследованием по изучению распределения ионов ртути и других тяжелых металлов в табачных изделиях, мы (для оценки масштаба проблемы) провели анкетирование учащихся 8-9 класс. Текст анкеты представлен ниже. Результаты нашего основного исследования – неутешительны – и курение, и нахождение рядом с курящим человеком представляет собой риск для здоровья и окружающей среды. Несколько более обнадеживающие результаты получены после работы с подростками.

1. Курят ли твои родители?

2. Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?

3. В каком возрасте ты начал курить?

4. Как часто ты куришь?

5. Какой вред оказывает курение на органы человека?

6. Почему у курильщиков желто-зеленый цвет лица?

7. Почему курящие часто кашляют и отплевываются?

8. Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?

9. Хотел бы ты бросить курить?

10. Знаешь ли ты, на сколько лет курильщик сокращает свою жизнь?

11. Как ты думаешь, почему люди начинают курить?

12. Какие меры борьбы с курением ты можешь предложить?

Большинство респондентов – порядка 70-75% опрошенных дали курению явно негативную оценку. Подростки отмечают в своих ответах, что даже, несмотря на то, что имели единичный опыт курения (любопытство, за компании и т. п.), больше подобного опыта в своей жизни не приемлют.

В качестве основных аргументов против курения современные подростки приводят негативные последствия для здоровья, пропаганду здорового образа жизни, стремление сохранить собственное здоровье, желание заниматься спортом.

Современные школьники достаточно грамотны в медико-биологических основах влияния курения на организм, приводят примеры влияния никотина на организм, отдельные органы и системы, осведомлены о стадиях и механизмах возникновения зависимости, достаточно логично обосновывают основные причины, «побуждающие курильщиков браться за сигарету».

Между тем, несмотря на положительную тенденцию, наметившуюся в современном обществе (курящих людей и людей, предпочитающих спорт, действительно, становится все больше) оставшийся процент подростков - порядка 25-30% все еще считает, что курить «это круто». Подростки говорят о возможности стать «взрослее с сигаретой», возможности расслабиться и успокаивают себя тем, то в любой момент могут «бросить» и вернуться к здоровому образу жизни.

При построении работы с подростками по профилактике курения считаем важным учитывать следующие аспекты, обусловленные, прежде всего, спецификой подросткового возраста:

  • Высказывание «Курение опасно для здоровья» нерезультативно, т.к. подростки все еще видят людей с сигаретой (дома, на улице, в общественных местах), т.е. имеется противоречие между словами и поведением взрослых, которые сами подают детям негативный пример.

  • Для многих школьников тема «Курение» не представляет интереса. Для одних - потому что они не курят, а для других - курящих - из-за уже сложившегося отношения к курению, которое в данный момент непоколебимо.

  • «Достучаться» до подростков можно лишь приводя научные факты, случаи из жизни, литературные и исторические сведения. Именно в силу этого, знакомство подростков с результатами проведенных нами исследований о содержании в сигаретах тяжелых металлов и их влиянии на организм и окружающую среду оказывает «убеждающий эффект», а примеры родных и близких, которые, узнав о результатах, бросают курить достаточно хорошо усиливают воздействие.

Просмотров работы: 591