ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение конфликтологической компетентности современных руководителей

Бояр Д. С.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. ТолстогоТула, Россия

THE STUDY OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF MODERN MANAGERS

Boyar D. S.

Tula state pedagogical University. L. N. TolstoyTula, Russia

Организационный конфликтменеджмент рассматривает конфликт, прежде всего, как процесс обнаружения противоречий и проблем, как форму жизненной динамики организации.

Признание конфликта нормой жизни отдельного человека и организации в целом, двигателем прогресса, стимулом инноваций, креативности, активности отнюдь не решило «проблемы» конфликта. Будучи взрослыми цивилизованными людьми многие (и управленцы в том числе) до сих пор крайне негативно воспринимают конфликты, срываются, переходят на личности, «переполняются» эмоциями, «разряжаются» на подчиненных, не делают выводов и совершенно точно не видят конструктивности в происходящих событиях, что, на наш взгляд, совершенно неприемлемо. Хотелось бы видеть в управленце новой формации специалиста социального управления, среди компетенций которого далеко не последнее место занимает конфликтологическая компетентность.

Конфликтологическая компетентность относится к социальной компетентности, включает в себя свойства перцептивной, коммуникативной, межличностной и управленческой компетентностей, реализует прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности. Последняя составляющая, с одной стороны, отличает конфликтологическую компетентность от других видов профессиональной компетентности, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности

Согласно классификации компетенций И.А. Зимней конфликтологическая компетентность относится к компетентностям, относящихся к взаимодействию человека с другими людьми [3].

Также конфликтологическая компетентность является ключевой профессиональной компетентностью [7].

Впервые термин конфликтологическая компетенция был введёнБ. И. Хасаном. Ученый трактует конфликтологическую компетентность как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации [8].

Данный подход предполагает, что конфликтологическая компетенция может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его осознания для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

В Педагогическом энциклопедическом словаре конфликтологическая компетентность определяется как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [6].

Н.В. Масюкевич рассматривает конфликтологическую компетентность с точки зрения осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте, и способности использовать ту или иную в зависимости от ситуации [4].

В данном определении конфликтная компетентность рассматривается как теоретические знания, но на этот раз они касаются собственно стратегий поведения в конфликте. И сама конфликтная компетентность помогает выбрать наиболее подходящую стратегию, в зависимости от ситуации. Т.е. получается, что данные знания имеют не узко ограниченный характер, а носят ситуационный характер.

Проанализировав подходы различных авторов к определению дефиниции «конфликтологическая компетентность, мы в своем исследовании остановились на определении, предложенном А.Б. Немковой, в котором отражена способность субъекта решать вопросы в определенной области знания, т.е. в области конфликта. Руководителя в данном случае можно сравнить с ролью посредника или медиатора. Данное понятие показывает, что конфликтологическая компетентность помогает перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло [5].

Анализ литературы по проблеме развития конфликтологической компетентности позволил нам выделить различные уровни: высокий, средний, низкий. При этом, характеристика уровня конфликтологической компетентности может быть структурирована по пяти группам: знания в области конфликтологии, уровень эмпатии, уровень толерантности, конфликтоучтойчивость, социальность.

Неотъемлемой чертой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность. Мы разделяем положения З .З. Дринки и в своем исследовании рассматриваем конфликтологическую готовность как готовность специалиста к решению профессиональных конфликтологических задач; как практическая готовность к разрешению конфликтов в процессе профессиональной деятельности [2].

Г.М. Болтунова включает в содержание конфликтологической готовности три конфликтологических умения:

1) видение и понимание конфликта;

2) умение прогнозировать и оценивать последствия конфликта;

3) владение средствами диагностирования, предупреждения и разрешения конфликта, использования конфликта в воспитательных целях [1].

При определении содержания и структуры конфликтологической компетентности мы воспользовались идеей И.А. Зимней о характеристиках, представляющих определенные аспекты содержания компетенции.

Мотивационный аспект-готовность к проявлению, система побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражает внутренних побуждающих сил, которое благоприятствует адекватному поведению в конфликте. Свойства мотивации конфликта проявляются через признаки конфликтогенности в интеллектуально, мотивационной сферах индивидуальности.

Когнитивный аспект - знания о конфликте, его профилактике, возможных стратегиях его разрешения, ведении переговоров; уровень восприятия существующих и возможных действий оппонента.

Поведенческий аспект - умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное, что подразумевает владений совокупностью необходимых умений таких, как реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий разрешения и управления конфликтами; рефлексивное слушание; ясная и точная передача собственной точки зрения и позиции; установление и соблюдение правил и порядка ведения переговоров; анализ и критическая оценка действий конфликтующих сторон; принятие взвешенных и ответственных решений [3].

Нами проведено исследование по изучению конфликтологической компетентности современных руководителей (в диагностике приняли участие представители 10 образовательных учреждений г. Тула, директора и завучи, имеющие стаж управленческой деятельности не менее 5 лет).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1 у большинства опршенных высокий и очень уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей (45 и 30% соответственно). Данные показатели свидетельствуют о следующем - управленцы данной категории испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято коллегами, любят организовывать мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.

Для 25 % опрошенных характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

У 5 % респондентов наблюдался уровень ниже среднего. Они ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;

2) у большинства респондентов средний уровень эмпатических способностей. Для руководителей данной категории характерно умение сопереживать, понимать чужих людей, они чувствительны к проблемам окружающих, великодушны, эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, общительны, предпочитают работать в коллективе;

3) у большинства испытуемых - средний уровень толерантности (75% опрошенных). Респондентам со средним уровнем толерантности характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;

4) у большинства управленцев – 60% слабо выраженная степень конфликтности. Это говорит о том, что респонденты умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

5) при этом, большинству испытуемых свойственная такая личностная характеристика как бескомпромиссность (35% опрошенных). Это означает что, руководитель заранее, в любой ситуации готов «идти до конца», ни в чем, не уступая оппоненту, стремится «настоять на своем» вопреки очевидности, любая ситуация, в которую он попадает, требует только одного: ни в чем никому не уступать, ни в чем не изменять свое мнение навстречу мнению оппонента, несмотря на любые его аргументы. Такая личностная характеристика как напористость (35 % опрошенных) означает, что респондент нетерпелив, эгоистичен, не умеет слушать других, стремится навязать свое мнение, легко ссорится и портит отношения. Такая личностная характеристика как вспыльчивость (10% опрошенных) говорит о том, что руководитель склонен к неадекватным и чрезмерным реакциям на обычные раздражители, чаще всего проявляется в виде эмоций агрессии и гнева, ему сложно контролировать себя.

Приблизительно в равной степени преобладают такие личностные характеристики как мстительность и подозрительность, обидчивость, неуступчивость и нетерпимость к мнению других ( от 5до 10%).

6) нами выявлены следующие ведущие стратегии поведения в конфликте – соперничество, компромисс, сотрудничество. Для типа поведения соперничество (20% опрошенных) характерно стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Тип поведения компромисс (35 % опрошенных) характеризует, готовность поступится своими интересами или частично учесть интересы своего оппонента. Тип поведения сотрудничество (25% опрошенных) характеризуется поиском решения, учитывающего интересы обеих сторон.

Литература

  1. Болтунова Г.М. Формирование готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе // Оптимизация и интесификация педагогического процесса в вузе и школе: Межвуз. сб. науч. тр. – Ишим, 1994. – С. 65 – 67.

  2. Дринка З. З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: автореф. Калининград, 2000.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как рузультативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия – М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 24.

  4. Масюкевич Н. Конфликтная компетентность. [Электронный ресурс] // Кабинет психолога Натальи Масюкевич. 2011.23 января. URL: http://psyjournals.ru/authors/a17361.shtml (дата обращения: 15.10.15).

  5. Немкова А.Б. К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. №10. С. 12-18.

  6. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003.

  7. Приказ об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2006. 10 декабря. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115246.pdf (дата обращения: 15.10.15).

  8. Хасан Б.И. Изучение конфликтной компетентности. Красноярск, 2003.

Просмотров работы: 1586