Термин «эмпатия» появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Т. Липпсом в 1885 г. Самое раннее определение термина «эмпатия» содержится в работе З.Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [1, с.734].
Изучая философскую, психологическую, педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что эмпатия является ведущей социальной эмоцией, и в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.
Эмпатия – это сложное явление, которому трудно дать одно определение. Большинство авторов считают, что начальной точкой может послужить утверждение Джорджа Герберта Мида о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [2, с.28].
Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важную роль в нравственном развитии человека.
Подростковый возраст является критическим в становлении личности. И.М. Юсупов характеризовал его, как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [3, с.114].
Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [5, с.143]. Эмпатия, как личностное образование, достигает явно выраженного уровня в подростковом периоде и стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.
Исследование развития эмпатических способностей у подростков проводилось на базе МОУ ЦО «Ревякинский». В исследовании приняли участие 30 подростков 14-15 лет.
Для изучения эмпатических способностей подростков были выбраны следующие методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении В.А. Лабунской, диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Анализ данных исследования, полученных с помощью методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко), показывает, что ведущим для большинства испытуемых является эмоциональный канал эмпатии (23,0%). Т.е. способность к соучастию и сопереживанию (эмоциональный резонанс с окружающими), что является положительным моментом для развития коммуникативных способностей, следовательно, и становления межличностного общения в подростковом возрасте. Хорошее развитие эмоционального канала эмпатии позволяет понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него.
Интуитивная составляющая эмпатических способностей подростков развита недостаточно (15,0%). Поскольку прогнозирование поведения партнера по коммуникации осуществляется на основе накопленного опыта общения с окружающими, то недоразвитие именно интуитивного компонента эмпатии у подростков является вполне закономерным. Это объясняется отсутствием или недостаточностью опыта социального взаимодействия у испытуемых. Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них. Подростки испытывают трудности в оценке возможного поведения партнеров по общению, т.к. у них отсутствует опора на предыдущий опыт общения.
Рациональный компонент так же, как интуитивный, является неполноценным (14,0%). Для его развития важно сформировать направленность внимания, восприятия и мышления подростка на поведение партнера по общению.
Следует отметить, что высокие показатели у половины испытуемых получены по параметру «установки, способствующие эмпатии» (24,0%). Это позволяет говорить о наличии направленности на понимание окружающих, т.е. о возможности расширения диапазона эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия в ходе развивающей работы.
Проникающая способность к эмпатии и идентификация у испытуемых находятся на низком уровне развития, что связано с отсутствием умения «открываться» партнеру по коммуникации и умения поставить себя на его место.
Исходя из данных полученных в ходе проведения диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении В.А. Лабунской, можно констатировать следующее: большинство испытуемых (73,3%) имеют средний с тенденцией к высокому уровень развития понимания эмоциональных состояний, 16,7% – средний, 10,0% – низкий уровни.
Таким образом, распознавание эмоциональных состояний других людей у подростков не вызывает затруднений при определение таких эмоциональных состояний, как радость, грусть, испуг, так как они являются наиболее простыми и часто встречающимися; определение же более сложных выражений эмоций (отвращение, гнев, удивление, пренебрежение) является достаточно трудным в плане вербализации, т.е. испытуемые не могут подобрать слово, которым можно обозначить состояние, при этом указывая на то, что оно им знакомо.
Отсюда следует вывод о том, что имеющиеся знания об эмоциональных состояниях других людей подросткам трудно применять на практике из-за узкого круга их общения.
Моделирование ситуаций общения осуществляется не на основе собственного опыта, а на основе наблюдения за моделированием реальных жизненных ситуаций в художественных произведениях, телефильмах и т.д.
В данном случаи, очевидно, что необходимо учить подростков переносить имеющиеся у них знания об особенностях взаимодействия между людьми на реальные жизненные ситуации. А также корректировать и расширять эти знания в соответствии с той или иной ситуацией.
Результаты диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла показали, что наиболее развитыми компонентами у большинства испытуемых являются «эмоциональная осведомленность» (25,0%) и «самомотивация» (22,0%).
Эмоциональная осведомленность – наличие знаний об эмоциональных состояниях других людей. Несмотря на то, что этот компонент является достаточно развитым для данной группы подростков, все-таки существуют характерные затруднения в применении имеющихся знаний в реальных ситуациях общения. Об этом свидетельствует низкий уровень развития составляющей «распознавание эмоциональных состояний других людей» (14,0%).
Недоразвитием данного компонента объясняется получение низких количественных показателей по параметру «эмпатические способности», поскольку способность к эмпатии основана на умении оценить эмоциональное состояние своего партнера по общению и возможность спрогнозировать варианты его поведения в определенных коммуникативных ситуациях.
Кроме перечисленных особенностей для испытуемых характерны затруднения в управлении своим собственным эмоциональным состоянием, что объясняется недостатком опыта конструктивного общения, часто негативным отношением к своему собственному «Я».
Подавляющее большинство испытуемых (83,3%) имеют низкий уровень развития «эмоционального интеллекта», оставшиеся 16,7% – средний.
Таким образом, можно сделать вывод, что «эмоциональный интеллект» испытуемых подростков и способность управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений, развиты недостаточно и требуют корректирования.
Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Для развития эмпатии у подростков необходимо подобрать коррекционно-развивающую программу, которая поможет быстрому получению качественных результатов.
Целью коррекционно-развивающей программы должно стать развитие эмпатических способностей подростков, как необходимого условия успешного межличностного общения.
При организации работы с подростками для психолога главное – воссоздать атмосферу живого, непосредственного общения сверстников, способствовать их сплочению и самораскрытию, а затем умело направлять групповую динамику на решение поставленных задач.
Список литературы:
1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2006. - 752 с.
2. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т.Байярд, Д.Байярд; пер. с англ.; под ред. А.Б. Орлова. - М.: Просвещение, 2005. - 192 с.
3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Т.Г. Григорьева. - М.:Совершенство, 2011. - 254 с.
4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей / А. Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
6. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2010.- 240 с.