ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа в медицинских учреждениях накладывает сильный отпечаток на личность человека, вызывает появление негативных черт характера, профессиональной деформации личности.
  1. Современные исследователи (Зеер Э.Ф. , Ильин Е.П., Маркова А.К., Подвойский В.П.) выделяют следующие проявления профессиональных деструкций медицинских работников.

  1. Цинизм медицинского работника проявляется в пренебрежительном отношении к жалобам больных, специфичном чувстве юмора.

  2. Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

  3. Отсутствие эмпатии, проявляется в отстранении от пациентов и от работы.

  4. Хроническая усталость, проявляется в раздражении, нежелании контактировать с другими людьми.

  5. Демонстрация собственной значимости и важности.

  6. Награждение пациентов обидными прозвищами.

  7. Стереотипное негибкое поведение, проявляется в нежелании слушать других людей.

  8. Ролевой экспансионизм, проявляется в тотальной погруженности в профессию, безапелляционных высказываний и суждений.

  9. Социальное лицемерие, обусловлено необходимостью оправдать свои нравственные ожидания и ожидания пациента.

  10. Доминантность, властность, обусловлена тем, что врач спасает людей от смерти, в связи с эти может сформироваться синдром Бога.

  11. Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательный страхи, лабильность настроения, апатии [1].

Для изучения особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников нами были использованы следующие психодиагностические методики: Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Исследование проводилось на базеГУЗ Киреевская центральная районная больница. Выборку исследования составили 10 работников медицинского учреждения занимающие разные должности, от среднего рабочего медицинского персонала до врачей, в возрасте 30-40 лет.

Анализ результатов исследования медицинских работников по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования медицинских работников

по методике

«Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»

Уровень, количество респондентов, в %

Результаты диагностики

Рациональный канал

Эмоциональный канал

Интуитивный

канал

Установка,

способствующая эмпатии

Проникающая способность

к эмпатии

Идентификация

в эмпатии

Очень высокий

40

60

60

70

70

50

Средний уровень

20

40

20

20%

20

30

Заниженный уровень

20

0

10

10

10

10

Очень низкий

20

0

10

0

0

10

Анализ результатов, представленных в таблице 1 позволяет сделать следующие выводы:

- по шкале «Рациональный канал» в категорию с очень высоким уровнем проявления попало 40%. Для людей с высоким показателем характерна направленность внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. 20% испытуемых попало в категорию среднего и очень низкого показателя по данной шкале;

- по шкале «Эмоциональный канал» 60% испытуемых имеют очень высокие показатели. Для них характерно умение входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать, эмоциональная отзывчивость. Испытуемые с очень низкими показателями по данной шкале в выборке отсутствуют;

- по шкале «Интуитивный канал» большая часть опрошенных - 60% умеют предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Совершенно не проявляются данные свойства у 10% испытуемых;

- по шкале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» очень высокий уровень выявлен у 70% людей, для них характерно уместное проявление любопытства к другой личности, поддержание личных контактов, низкий показатель по данной шкале- отсутствует;

- по шкале «Проникающая способность к эмпатии» очень высокий уровень наблюдается у 70% людей. Для них характерно умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении.

- в данной группе 50% испытуемых проявляют очень высокий уровень идентификации. Для этих испытуемых характерно умение понять другого на основе сопереживания, постановке себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Анализ результатов исследования медицинских работников по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования медицинских работников

по методике

«Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко»

Степень формирования фазы

Уровень эмоционального выгорания

(количество испытуемых в %)

Напряжение

Резистенция

Истощение

Фаза не сформировалась

20

70

10

Фаза в стадии формирования

60

30

60

Сформировавшаяся фаза

20

0

30

Анализ результатов, представленных в таблице 2 позволяет сделать следующие выводы:

- по шкале «напряжение» у 20% испытуемых эта фаза не сформировалась, 60% испытуемых находятся в стадии формирования, у 20% уже сформировавшаяся фаза. Для людей, находящихся в данной фазе, характерно нервное (тревожное) напряжение, которое служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, испытуемый испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса»- энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности;

- по шкале «резистенция» нет испытуемых, у которых эта фаза сформировалась, у 70% опрошенных эта фаза не сформировалась, а у 30% находится в стадии формирования. Для работников данной категории характерна то, что человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Испытуемый неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. Субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие по отношению к себе со стороны оппонента. Такое неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок. У респондентов на стадии формирования этой фазы часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания;

- по шкале «истощение» - у 10% испытуемых фаза не сформировалась, у 60% фаза находится в стадии формирования, у 30% медицинских работников эта фаза уже сформировалась. Испытуемые данной категории характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Возникает симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

Анализ результатов исследования медицинских работников по методике «Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования медицинских работников

по методике

«Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)»

Проявление агрессии

Уровень проявления агрессии

(количество испытуемых в %)

Высокий

Низкий

Физическая агрессия

20

80

Косвенная агрессия

20

80

Раздражение

40

60

Негативизм

50

50

Обида

40

60

Подозрительность

50

50

Вербальная агрессия

30

70

Чувство вины

50

50

Анализ результатов, представленных в таблице 3 позволяет сделать следующие выводы:

- по шкале «Физическая агрессия» у 20% опрошенных наблюдается высокий уровень проявления физической агрессии, а у 80% наблюдается низкий показатель. Для людей с высоким показателем физической агрессии характерно использование физической силы против другого лица;

- по шкале «Косвенная агрессия» у 20% опрошенных наблюдается высокий показатель проявления косвенной агрессии, а у 80% наблюдается низкий показатель. Для людей с высоким показателем косвенной агрессии характерно проявление агрессии окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

- по шкале «Раздражение» у 40% испытуемых наблюдается высокий уровень раздражения, а у 60% низкий показатель. Для людей с высоким показателем раздражения характерно готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- по шкале «Негативизм» у 50% испытуемых наблюдается высокий показатель проявления негативизма, а у 50% людей низкий показатель. Для людей с высоким уровнем негативизма характерна оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

-по шкале «Обида» у 40% опрошенных наблюдается высокий показатель, а у 60% низкий уровень Для людей с высоким уровнем проявления обиды, характерна зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

- по шкале «Подозрительность» у 50% высокий показатель подозрительности, у 50% низкий показатель. Для людей с высоким уровнем проявления подозрительности характерно в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

- по шкале «Вербальная агрессия» у 30% испытуемых высокий показатель проявления вербальной агрессии, а у 70% низкий. Для людей с высоким показателем вербальной агрессии характерно выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

-по шкале «Чувство вины» у 50% опрошенных наблюдается высокий показатель проявления чувства вины, а у 50% низкий. Для людей с высоким показателем чувства вины характерно возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Анализ результатов исследования медицинских работников по методике «Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО)» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования медицинских работников

по методике

«Индивидуально-типологический опросникЛ.Н. Собчик (ИТО)»

Ведущие черты характера

Уровень проявления черт

(количество испытуемых в %)

Высокий

Низкий

Экстраверсия

60

40

Спонтанность

30

70

Агрессия

40

60

Ригидность

60

40

Интроверсия

30

70

Сензитивность

20

80

Тревожность

20

80

Лабильность

80

20

Анализ результатов, представленных в таблице 4 = позволяет сделать следующие выводы:

- по шкале «Экстраверсия» у 60% испытуемых наблюдается высокий показатель экстраверсии, а у 40% низкий. Для людей с высоким показателем экстраверсии характерна обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность;

- по шкале «Спонтанность» у 30% людей высокий показатель, а у 70% низкий. Для людей с высоким показателем спонтанности характерна непродуманность в высказываниях и поступках;

- по шкале «Агрессивность» у 40% людей высокий показатель, а у 60% низкий. Для людей с высоким показателем агрессивности характерна активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;

-по шкале «Ригидность» у 60% людей высокий показатель данной характеристики, а у 40% низкий. Для людей с высоким показателем ригидности характерна инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений;

- по шкале «Интроверсия» у 30% испытуемых высокий показатель, а у 70% низкий. Для людей с высоким показателем интроверсии характерна обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость;

-по шкале «Сензитивность» у 20% испытуемых высокий показатель, а у 80% низкий. Для людей с высоким показателем сензитивности характерна впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;

-по шкале «Тревожность» у 20% людей высокий показатель, а у 80% низкий. Для людей с высоким показателем тревожности характерна эмоциональность, восприимчивость, незащищённость.;

-по шкале «Лабильность» у 30% испытуемых высокий показатель, а у 70% низкий. Для людей с высоким показателем лабильности характерна эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности.

Первый шаг в контроле за процессом появления профессиональных деструкций видится нам в необходимости взять ответственность за свое собственное переживание стресса, обязать себя измениться. Прежде всего, необходимо научиться устанавливать или расставлять приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в повседневную рутину. Например, можно начать с того, чтобы снова выработать в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие, развивать наши личные ресурсы, чтобы поддержать нас на рабочем месте. Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против профессиональных деформаций личности, возникающего в процессе профессиональной деятельности.

Стратегия работы по профилактике профессиональных деструкций со стороны руководящего состава медицинского учреждения должна, на наш взгляд, включать следующие моменты:

-использование командных принципов работы персонала;

-планирование мероприятий по профилактике СЭВ;

-регулярная учёба персонала;

-использование системы поощрений персонала;

-использование услуг супервизоров и тренеров;

Чтобы повысить качество оказываемой помощи работниками экстренных служб, необходимо в первую очередь уделить внимание подбору и подготовке руководителей учреждений здравоохранения, которые бы обладали достаточной компетентностью, вызывали доверие у работников учреждения и которые бы все-таки обратили внимание на психологическое состояние своих сотрудников.

Просмотров работы: 1266