Переход России к рыночным взаимоотношениям потребовал глобального пересмотра системы государственных заказов. От закупок, у определённых поставщиков, нужно было перейти на конкурентный рынок с большим выбором товара (услуг) и различными ценовыми предложениями поставщиков.
Исторический опыт нормотворчества неоднозначно повлиял на современное законодательство. Ряд положений получил развитие в соответствии с новыми экономическими условиями. Однако некоторые полезные наработки не были использованы современным законодателем, что в какой-то степени является упущением, поскольку накопившийся богатейший опыт в области управления правоотношений, связанных с государственными закупками должен был рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.
В виду вышеизложенного в данной работе будет произведён анализ ныне действующего закона о государственных закупках, где будут выявлены его плюсы и минусы.
Государственной закупкой необходимо называть процесс приобретения государством в лице уполномоченных органов для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ и услуг любыми способами. При этом важным является факт использования приобретенных благ только для обеспечения потребностей государства, а не в коммерческих целях. Мы придерживаемся мнения, что принятый в 2005 году ФЗ № 94 является первым специальным нормативно-правовым актом России в сфере регулирования размещения государственных закупок.
Принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы.
К способам определения поставщика путем проведения торгов относят:
открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион. Данные способы регулируются принятым Законом №-44 ФЗ. Сущность всех указанных способов заключается в выборе наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями посредством проводимого конкурса, где его участники могут предложить собственные условия работы по контракту. Без проведения торгов поставщик может быть выбран путем запроса котировок, запроса предложений, а так же путем заключения контракта с единственным поставщиком, то есть с заранее определенным лицом.
Исполнение государственного контракта на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется достаточно жестко. Ко всему процессу исполнения контракта законом предъявлены определенные требования, которые в обязательном порядке должны исполняться поставщиком. Исполнение контракта предполагает выполнение поставщиком своих обязательств в полном объеме, в установленные сроки и согласно установленным требованиям. При этом выполнение отдельных этапов контракта должно отражаться в информационной системе, а по его исполнению публиковаться отчет.
В настоящее время достаточно много положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются проблематичными и вызывают сомнения в возможности их реализации на практике. Некоторые нормы данного закона необходимо дополнить новыми положениями, некоторые - исключить совсем. Так же обращалось внимание на то, что некоторые нормы рассматриваемого закона противоречат положениям Гражданского кодекса и не могут быть применены в принципе.