ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Степанова Н.А. 1, Землянская М.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Землянская М.В., Степанова Н.А.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова»

Магнитогорск, Россия

Diagnosis of psychological readiness of the senior preschool children for school

Zemlyanskaya M.V., Stepanova N.A.

Magnitogorsk State Technical University

Magnitogorsk, Russia

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Диагностика – это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления [3].

Вопросами диагностики готовности ребенка к школе занимались такие зарубежные деятели науки, как А. Анастази, А. Бине, О. Векслер, К. Ингенкамп, А. Керн, И. Шванцара, В. Штерн и др., а так же отечественные ученые Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Э.В. Дощицина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.

Если зарубежные исследования диагностики готовности к школе в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы диагностики готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса [2].

Одним из приоритетных направлений психологической службы в дошкольном образовании является определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность к обучению в школе – это достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств. Поэтому основной целью психологического обследования готовности ребенка к школьному обучению является распознавание его индивидуальных особенностей. Психологическая готовность к школе – сложное образование, которое включает в себя ряд компонентов, каждый из которых имеет показатели и критерии. Представим основные компоненты психологической готовности к школьному обучению: мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность [4].

Кратко охарактеризуем каждый из компонентов:

- мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении;

- эмоционально-волевая готовность включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания;

- коммуникативная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»;

- интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения, т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов [4].

На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:

– непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;

– понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

– комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающегося в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов;

– оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе [4].

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится его собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не самих знаний, а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур, психологических качеств личности.

Необходимо отметить результаты проводимой нами диагностики психологической готовности детей к школе в октябре - ноябре 2015 г. на базе МДОУ «ЦРР - д/с №137» г. Магнитогорска. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики были использованы следующие методики: методика Н.И. Гуткинoй «Дoмик» (цель методики - определить способность ребенка копировать сложный образец) [1, C.55-58]; методика «Грaфический диктaнт» Д.Б. Элькoнина (цель методики - определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности) [1, C.112-117].

В результате исследования по методике Н.И. Гуткиной были получены следующие результаты: 4 детей (40%) имеют низкий уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе, - размер рисунка у данных детей не сохранен; у 3 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются как средний уровень; у 3 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на высоком уровне.

При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Графический диктант») были получены следующие результаты: 4 (40%) имеют уровень готовности высокий, 3 человек (30%) имеют средний уровень готовности и 3 человек (30%) имеют уровень готовности ниже среднего. Анализируя результаты детей по методике «Графический диктант», можно сказать, что успешность выполнения диктанта и самостоятельной работы у детей не высокая.

Результаты диагностики позволили разработать программу, направленную на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе, состоящую из серии развивающих занятий с детьми.

Таким образом, диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы и профилактики школьной дезадаптации. Правильно проведенная диагностика психологической готовности детей дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и прогнозировать его успехи будущей учебной деятельности в школе.

Список литературы:

  1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

  2. Пахальян, В.Э. Психодиагностика / В.Э. Пахальян, Ю.М. Забродин. – М.: Издательство «ЭКСМО», 2009. - 448 с.

  3. Педагогика. Педагогическая диагностика. //http://paidagogos.com/?p=13

  4. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности в период детства: учеб.- метод. комплекс / сост Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 100 с.

Просмотров работы: 1574