ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ТИПОМ ЗАИКАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕВРОТИЧЕСКИМ ТИПОМ ЗАИКАНИЯ

Тасуева М.А. 1, Истомина И.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в силу различных патогенно воздействующих факторов, увеличивается число детей с различными нервными отклонениями, формирующимися нарушениями общения, поведения, трудностями адаптации в изменяющейся окружающем их мире.

Современное развитие нашего государства, сложные государственно-экологические условия, вечные экологические проблемы создают нестабильную, тревожную атмосферу в обществе, в коллективе, в семье. Каждый ребенок ощущает на себе все волнение сегодняшнего дня. И каждый ребенок по-своему реагирует на травмирующее влияние окружающего мира: агрессивностью, замкнутостью, невралгическими реакциями, боязливостью, страхами, тревожностью. Современные жесткие условия жизни способствуют повышению уровня тревожности, как у взрослых, так и у детей. В настоящее время все более увеличивается количество тревожных детей.

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание, беспокойство неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным, эмоциональным состоянием, возникающем в результате неудовлетворения важных потребностей.

Результаты изучения влияния тревожности на различные сферы поведения личности, например учеба, влияют на здоровье детей. Захаров А.И. утверждает, что изучение особенностей тревожных детей, необходимо еще в дошкольном возрасте, когда велика возможность коррекции. Ю.М. Антонян считает, что тревога – это состояние психики, охватывающее любое состояние человека и толкающее его на поиск источника переживания в мире. Еще если у ребенка не удовлетворяются эмоциональные потребности, то может не сформироваться потребность в общении с людьми вообще, что ведет к отчуждению, к непринятию окружающей среды, ожиданию со стороны мира.

Одним из самых распространенных расстройств детской речи, вызывающей невролизацию в качестве реакции личности на речевой дефект, является заикание.

Дети с нарушенной коммуникативной функцией – дети с нарушением организации речи (заиканием). Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связана в одних случаях с органическими поражениями ЦНС, в других случаях с неврологической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невролизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю жизнь.

У определенного числа заикающихся отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех случаях, когда психонаправляющая ситуация приводит к развитию у ребенка невротических реакций. А затем таких личностных черт, как боязливость, пассивность, неуверенность в себе, склонность к страхам, тревожность.

Переживания как форма выражения эмоций и чувств, связывается у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и прочее.

Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, подавленности, апатии, опасения, напряженности, гнева, тревожности, страха. Частой и сильной сменой настроения и др.

Имеющиеся у заикающихся детей речевые и психические нарушения накладывают отпечаток, прежде всего на процесс речевого общения, искажая и деформируя его.

Исходным пунктом психокоррекционной и логопедической работы является психолого – педагогическая оценка индивидуальности психологических и личностных качеств заикающегося ребенка.

Психологические данные дополняют клиническую картину речевого нарушения, содействуют пониманию динамики речевого расстройства, его взаимодействия с другими психическими процессами и личностными качествами индивида, уточняют прогноз психического развития заикающегося; способствуют определению дифференцированных методов работы.

Литература

  1. Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. - В кн.: Неврозы и пограничные состояния. - Л., 1972, с. 53-55.

  2. Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами. - В кн.: Клинико-психологические исследования личности. - Л., 1971, с. 87-89.

Просмотров работы: 700