ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ВОЗРАСТЕ 10-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ВОЗРАСТЕ 10-14 ЛЕТ

Шаповалова В.Р. 1, Петренко Н.А. 1, Ашхамахова С.М. 1
1Адыгейский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ В ВОЗРАСТЕ 10-14 ЛЕТ

Шаповалова В. Р., Петренко Н. А., Ашхамахова С. М.

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

THE RELATIONSHIP OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND THE VARIABILITY OF THE CARDIAC RHYTHM OF THE PUPILS INVOLVED IN FOOTBALL AT THE AGE OF 10-14 YEARS

Shapovalova V. R., Petrenko N. A., Ashkhamakhova S. M.

Adyghe state University, Maikop, Russia

Актуальность исследования. В целостной оценке здоровья и состояния адаптационных процессов растущего организма большую роль играют уровень и гармоничность физического развития, состояние сердечно-сосудистой системы. Общепризнано, что физическое развитие детей является одним из информативных показателей здоровья детского населения. Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывает диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. Использование при этом соматометрических показателей составляет основу оценки физического развития детей, как в практике диспансеризации детского населения, так и в научных популяционных исследованиях (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., 2004). Оценка функционального состояния организма достаточно сложна и требует всестороннего обследования всех органов и систем, которое, далеко не всегда может быть проведено в полном объеме (Шмидт В.М., 1985). С этих позиций показатели кардиоритма могут выступать в качестве интегральных маркеров стрессированности организма (В.В. Парин, Р.М. Баевский, 1970; Н.В. Сливкина, 1999; В.Р. Горст, М.В. Горст, 2000; С.С. Серегина, 2001).

Целью исследования явилось изучение динамики взаимосвязи соматометрических показателей физического развития и вариабельности сердечного ритма в течение учебного года у юных футболистов в период с 10 до 17 лет на протяжении двух учебных лет с одним и тем же контингентом.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

1. Изучить динамику соматометрических показателей у юных футболистов в течение года на протяжении двух учебных лет в возрасте с 10 до 17 лет.

2. Исследовать динамику частоты сердечных сокращений и показателей вариабельности сердечного ритма у юных футболистов в течение года на протяжении двух учебных лет в возрасте с 10 до 17 лет.

3. Изучить динамику степени взаимосвязи антропометрических данных и показателей сердечного ритма у юных футболистов в течение года на протяжении двух учебных лет в возрасте с 10 до 17 лет.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 134 мальчиков учащихся средней школы в возрасте от 10 до 14 лет, которые были распределены на две возрастные группы: 10-12 лет; 12-14 лет. Две экспериментальные группы (10-12 лет; 12-14 лет), учащиеся занимались футболом в секции ДЮСШ. В группах средний спортивный стаж к концу исследования составлял соответственно: 10-12 лет – 2 года; 12-14 лет – 4 года.

Физическое развитие школьников оценивали по основным показателям антропометрических измерений. Измерения детей были выполнены стандартным инструментарием с соблюдением унифицированной методики (В.В. Бунак, 1931).

Для оценки сердечного ритма применяли математические методы анализа предложенные Баевским Р.М. (1968, 1976,1979), позволяющие дать оценку функциональному состоянию организма в условиях различной деятельности.

Полученные данные обрабатывались на компьютере с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа изучаемых показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика физического развития. Результаты наших исследований указывают на снижение темпов физического развития под влиянием спортивных нагрузок в возрасте 10-14 лет.

Динамика сердечного ритма. В наших исследованиях показано, что на протяжении первого и второго учебного года исследования у мальчиков 10-12 лет контрольной группы и у юных футболистов ЧСС стабильна и существенно не различается. Достаточно высокая ЧСС установлена у мальчиков в возрасте 12-14 лет в начале первого учебного года исследования, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Начиная с середины первого учебного года и к концу второго, ЧСС у мальчиков в возрасте 12-14 лет, занимающихся спортом, достоверно снижалась.

Нами установлено, что изменение активности поведения гуморального канала регуляции и парасимпатических влияний на сердечный ритм у мальчиков 10-12 лет, занимающихся футболом, носят волнообразный характер. При этом у мальчиков контрольной группы симпатические влияния на сердечный ритм достоверно возрастают к концу учебного года. Степень вовлечения центрального контура регуляции снижается от начала к концу учебного года, причем такая динамика характерна для обеих исследуемых групп. На втором году эксперимента стабильность таких показателей сердечного ритма как вариационный размах, АМо отмечается для всех испытуемых. Тенденцию к снижению имеет ИН у мальчиков, занимающихся футболом. Анализ динамики изменения параметров сердечного ритма за два года показывает, что у мальчиков контрольной группы усиливаются парасимпатические влияния, ослабляются симпатические влияния и соответствуют зоне адаптивных изменений в регуляции сердечного ритма. У мальчиков 10-12 лет, занимающихся футболом, по совокупности динамики параметров сердечного ритма к концу второго года исследования отмечается снижение функциональных возможностей организма.

В возрасте 12-14 лет у мальчиков, не занимающихся спортом, выявленные изменения значений вариационного размаха, гуморального канала и симпатической регуляции сердечного ритма классифицируются как состояние нормы. Однако по величине индекса напряжения в конце второго года исследования 10% учащихся имеют неудовлетворительную адаптацию, а у 50% выявлено напряжение механизмов адаптации. На второй год исследования среди этих детей количество ваготоников значительно увеличилось к концу учебного года. При этом среди мальчиков 12-14 лет, не занимающихся спортом, появилась группа симпатикотоников, которые составили 21,05% в начале и 15% в конце второго года исследования.

Результаты наших исследований показывают, что у мальчиков 12-14 лет, занимающихся футболом, динамика таких показателей вариационной пульсометрии, как Мо, АМо практически не отличались от показателей детей контрольной группы. Выявленные изменения значений вариационного размаха у мальчиков 12-14 лет, занимающихся футболом, классифицируются как состояние напряжения механизмов адаптации – количество детей с напряжением механизмов адаптации по данному показателю составило 40%, с неудовлетворительной адаптацией – 20%, с истощением механизмов адаптации – 20%. Анализ индивидуальных данных АМо в течение второго года исследования показал увеличение процента учащихся с напряжением механизмов адаптации от 46,67 % до 57,14%. Средние значения индекса напряжения у юных футболистов в начале первого учебного года исследования указывали на состояние напряжения адаптационных механизмов, а к концу второго года исследования – на снижение функциональных возможностей организма. При индивидуальной оценке ИН выявлено, что в конце второго года исследования 21,42% учащихся имеют неудовлетворительную адаптацию. На второй год исследования количество ваготоников в этой группе составило 80% в начале и 78,57% в конце учебного года.

Динамика корреляционных связей. Для выявления взаимосвязи соматометрических показателей физического развития и параметров вариабельности сердечного ритма нами проведен корреляционный анализ. Следует отметить, что высокая лабильность корреляционных связей указывает на активный процесс становления систем органов и формирования регуляторных процессов в соответствии с потенциалом детского организма. Снижение адаптационных возможностей и нарастание утомления у большинства детей среднего школьного возраста выразилось в значительном снижении плотности внутри и межсистемных корреляционных связей. При низком уровне достоверной коррелятивности внутрисистемных связей сердечно-сосудистой системы следует говорить о незрелости регуляторных механизмов (Р.М. Баевский, 1985; В.Н. Платонов, 1988). Подтверждением этого также служит разрушение старых меж-внутрисистемных связей, появление новых корреляционных отношений от начала к концу учебного года, что имеет место и в наших исследованиях.

В частности, для учащихся с 10 до 14 лет, не занимающихся спортом, характерны прямые корреляционные связи между антропометрическими показателями и достаточно обширные внутрисистемные связи между показателями вариационной пульсометрии. При этом у этих учащихся выявлены лишь единичные корреляционные взаимоотношения между антропометрическими показателями и параметрами сердечного ритма. Выявленная динамика корреляционных связь между этими показателями говорит о недостаточном увеличении массы тела в соответствие с ростом, что, по-видимому, отражает гетерохронность физического развития характерного для развивающегося организма, вследствие функциональных перестроек первых этапов пубертантного периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты наших исследований указывают на снижение темпов физического развития под влиянием спортивных нагрузок в возрасте 10-14 лет. Таким образом, полученные нами данные о взаимосвязи соматометрических показателей физического развития и вариабельности сердечного ритма у мальчиков на протяжении двух учебных лет с одним и тем же контингентом детей, занимающихся футболом, в период с 10 до 14 лет позволили выявить ряд важных закономерностей, свидетельствующих о разном качестве процессов регулирования физиологических функций и функциональных резервов организма у юных футболистов. В детском спорте особенно важно соблюдать принцип адекватности: нагрузка должна дозироваться с учетом возрастных функциональных, возможностей организма. Это, в свою очередь, предполагает знание специфики онтогенетического развития детей и подростков в условиях расширенного двигательного режима.

Результаты исследований представляют не только теоретический интерес, углубляя представления об индивидуальных особенностях процесса адаптации организма, они могут быть эффективно использованы при спортивном отборе, в управлении тренировочным процессом, прогнозировании перетренировки и переутомления.

Просмотров работы: 876