РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Кузьмина Ю.В. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек попадает в общество с самого своего рождения и находится в нём на протяжении всей своей жизни. Он растёт, развивается, познаёт новое и обогащает запасы знаний. Человек - это социальное существо и он не может находиться вне общества в течение долгого. На развитие человека оказывают влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Семья даёт человеку очень многое, но может не дать ничего. Существуют неполные семьи, и семьи с родителями или детьми инвалидами. Рассмотрением одной из крупнейших и острейших проблем семьи, а именно разводов, занимались такие учёные как: Бозина, И.Г., Дружинин, В.Н., Варга. и другие.

Вся история развития ребенка - это цепь последовательных разрывов: рождение, отнятие от груди, самостоятельная ходьба, поступление в ясли или детский сад, затем в школу и т.д. Чем более самостоятельным становится ребенок, тем больше у него возможностей для приобретения личного социального опыта, и тем более жесткие требования к его социальной зрелости предъявляет общество. Главная забота взрослых - правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас[1, с. 194].

Между тем, семья как социальная микросреда существенно отличается от дру­гих семей своим морально - психологическим климатом, эмоциональ­ным тоном, стилем руководства, особенностями семейных отношений и мно­гими другими факторами, которые в основном определяют особен­ности межличностных отношений [2, с.39].

Было проведено экспериментальное исследование в 2015 году в МОУ Средней общеобразовательной школе № 1 р.п. Кузоватово Ульяновской области. В исследовании участвовали 30 детей 6 – 7 классов (11-12 лет), а так же их родители (30 человек).

Далее приведены результаты проведенного анкетирования, опроса.

Рис. 1 – Распределение родителей по уровням выраженности типов отношений с детьми

По результатам опросника детско-родительских отношений можно сделать следующие выводы:

«Принятие-отвержение» представлено в ответах родителей в почти равных долях на низком, среднем и высоком уровнях;

«Кооперация», в основном представлена средним и высоким уровнем, то есть родители полагают, что они сотрудничают со своими детьми;

«Гиперсоциализация» представлена, в основном высоким и средним уровнем (соответственно 15 и 12 родителей), что говорит о наличии гиперопеки в данных семьях;

«Маленький неудачник» у 13-ти детей данный показатель имеет критический высокий уровень, что говорит о наличии гипоопеки в данных семьях как ведущем типе детско-родительских отношений. Этих детей так же можно отнести к «группе риска».

Далее был оценен уровень социализированности личности анкетой, разработанной профессором М.И. Рожковым.

Рис. 2 - Распределение детей по уровню социализированности согласно результатом анкетирования (профессор М.И. Рожков)

Таким образом, высокий уровень социализации у 33,3% учащихся, средний уровень – 30,0%, низкий – 36,7%. Причем девочки на много социализированнее, чем мальчики, так 41,6% девочек имеют высокий уровень социализированности, средний - 33,3%, низкий – 25%. В то время как, 44,4% мальчиков имеют низкий уровень социализированности, 22,2% - средний, 33,4% - высокий.

С помощью сводного анализа результата обеих анкет, данные свидетельствуют о том, что 85% детей с высоким уровнем социализированности имеют родителей , которые имеют высокий уровень шкалы «Принятие-отвержение», в то время как 90% детей с низким уровнем социализированности имеют матерей с низким уровнем этой шкалы. Идентичная ситуация со шкалой «кооперация». Так, 80% детей с высоким с высоким уровнем социализированности имеют родителей, которые имеют высокий уровень шкалы «кооперации», в то время как 95% детей с низким уровнем социализированности имеют матерей с низким уровнем этой шкалы. В то время, как 75% детей с высоким уровнем социализированности имеют матерей которые имеют в 80% средний уровень шкалы «Симбиоз», в то время как 90% детей с низким уровнем социализированности имеют матерей с высоким уровнем этой шкалы. Идентичная ситуация со шкалой «гиперсоциализация» и «маленький неудачник». Так, как 85% детей с высоким уровнем социализированности имеют матерей, которые имеют в 70% средний уровень и в 50% низкий уровень по шкале «гиперсоциализация». 90% детей с высоким уровнем социализированности имеют матерей, которые имеют в 60% средний уровень и в 40% низкий уровень по шкале «маленький неудачник».

 

Количество детей имеющих высокий уровень социализации

Количество детей имеющих низкий уровень социализации

Тип шкалы

Имеющих матерей с высоким уровнем

Иимеющих матерей со средним уровнем

Всего количество детей

Имеющих матерей с низким уровнем

Всего количество детей с низким уровнем социализированности

«Принятие – отвержение»

9

1

11

10

11

«Кооперация»

8

3

11

10

11

Табл. 1 – Сводная таблица по уровню социализации учащихся и уровня матерей по шкалам «принятие – отвержение», «кооперация»

 

Количество детей имеющих высокий уровень социализации

Количество детей имеющих низкий уровень социализации

Тип шкалы

Иимеющих матерей со средним уровнем

Имеющих матерей с низким уровнем

Всего детей

Имеющих матерей с высоким уровнем

Иимеющих матерей со средним уровнем

Всего детей

«Симбиоз»

9

2

11

10

1

11

«Авторитарная гиперсоциализация»

5

6

11

8

3

11

«Маленький неудачник»

6

5

11

3

8

11

Табл. 2 – Сводная таблица по уровню социализации учащихся и уровня матерей по шкалам «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».

Для своего развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей среде, представляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья. Именной в ней "дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт мускулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает взаимодействие на формирование у ребенка образа «Я».

В связи с воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо чётко определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Важно чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы ребёнок видел, что у взрослых теория не расходится с практикой, в противном случае, в силу своей психики, ребёнок начнёт подражать отрицательным примерам родителей.

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н.

Дружинин. - СПб.: Питер,2011.-176с.

  1. Практическая психология образования: Учебное пособие / под редакцией И.В. Дубровиной. СПб., 2009. - 592 с.

  2. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сб.: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. 2015. С. 56-59.

Просмотров работы: 691