ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ – ФИГУРИСТОВ 7-9 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ – ФИГУРИСТОВ 7-9 ЛЕТ

Мохова Е.Л. 1
1УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важным показателем профессионализма тренера является способность тренера использовать психологические средства в своей работе. Особенно это относится к тренерам, работающим с юными спортсменами. От степени владения тренером психологическим методами, будет зависеть то, насколько успешно он будет справляться с проблемами, которые постоянно возникают в его работе: сохранение контингента учащихся, снижение отсева, формирования готовности к спортивной деятельности, повышение эффективности тренировочной работы.

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается детский тренер, является проблема стабильного выполнения отдельных, достаточно сложных технических элементов, особенно в соревнованиях. Это объясняется тем, что дети в возрасте 7-9 лет должны выполнять трудные, сложнокоординированые элементы на льду, а психологически они к ним еще не готовы и для стабильного выполнения тренера просто используют очень большое количество повторений. Но главное, если спортсмен нестабилен, то и он, и тренер не знают, как спортсмен выступит в соревновании, поэтому, спортсмен испытывает значительную тревогу и неуверенность перед каждым выступлением.

В связи с этим необходимо выводить спортсменов на оптимальный уровень психологической стабильности уже на начальном этапе подготовки.

Обозначив важность и необходимость решения этой проблемы, нужно определить основной психологический принцип, на основе которого может быть создана и реализована технология формирования психологической стабильности. Для определения такого принципа необходимо провести психологический анализ выступления спортсмена в соревновании. Этот анализ свидетельствует, что соревнования накладывают определенные ограничения. Так, в процессе соревнований фигурист ограничен количеством попыток при выполнении конкретного упражнения, а именно, в фигурном катании при исполнении программы каждый элемент исполняется только один раз, иногда прыжки могут повторяться в каскаде или комбинации, но тоже только по одному разу.

Решение задачи формирования психологической стабильности у спортсмена в процессе соревнований возможно при условии построения тренировочного процесса на принципе «ограничения».

Психологическая стабильность – это выполнение технико-тактических элементов на определенном уровне в соревновательных условиях; выполнение технико-тактических элементов на определенном уровне на протяжении сезона, цикла соревнований.

Отметим, что обязательно должны учитываться объективные факторы, которые могут снизить или повысить этот показатель (погода, температура на катке, выступление после болезни).

В эксперименте участвовали 14 учеников СК ФКК «Олимпия», в возрасте 7-9 лет. За основу мы взяли технологию формирования психологической стабильности спортсменов (В.Р. Малкина, Л.Н. Рогалевой «Психология спорта», 2008) и модифицировали ее для фигуристов 7-9 лет. Для формирования стабильности был выбран один из наиболее сложных, для данного возрастного этапа, элемент – прыжок в 1,5 оборота «аксель». Мы учитывали, что в эксперименте нужно использовать только те элементы, которые юные спортсмены умеют делать и знают все его технические составляющие.

Как показал анализ соревнований до начала эксперимента аксель в программе правильно выполнили только 21% фигуристов.

На первом этапе эксперимента, детям было дано задание выполнить 10 попыток, при этом не обозначалось сколько попыток нужно сделать правильно. Данные записывали родители, так как тренеру очень тяжело отследить всех и на это потребуется много времени, а дети могут дать недостоверную информацию. Для точности эксперимента родителям была дана установка засчитывать только абсолютно правильные попытки (чистые), любое неправильное действие (недокрут, выезд не на том ребре, заход с места) не засчитывались. Первые результаты показали, что из 10 попыток все испытуемые делали правильно меньше пяти.

Необходимо отметить, что, так как в эксперименте участвуют спортсмены 7-9 лет, они восприняли это задание как игру, и в силу их детской психологии и поддержки взрослых, они были заинтересованы в улучшении своих результатов. При этом тренер не акцентировал внимание на том, что нужно увеличивать свои хорошие попытки.

Первый этап длился 2 недели или всего 10 тренировок. Результатом первого этапа стало стабильное выполнение 7 попыток акселя из 10 у 42% учеников и 9 попыток у 58% учеников.

На втором этапе мы начали уменьшать количество попыток, как только фигурист начинал исполнять только одну неверную попытку 3 тренировки подряд, мы снижали количество попыток на одну. Когда количество попыток уменьшилось до пяти, большинство детей перестали ошибаться и стали делать все попытки максимально правильно, исключая те тренировки, когда они приходили с недомоганиями. Выполнение этого задания наиболее трудно давалось детям младшего возраста и мальчикам. К контрольным соревнованиям 56% учеников выполняли задание в 100% случаев, а 42% учеников в 60%.

На соревнованиях при исполнении данного элемента в программе 72% фигуристов выполнили этот элемент правильно (чисто). Это позволяет нам говорить о положительном эффекте данной технологии, при использовании её с детьми 7-9 лет.

Шестьдесят процентов испытуемых через неделю, после контрольных соревнований, приняли участие в еще одном старте, в более тяжелых условиях для них ( на льду было намного холоднее и дети замерзли и мышцы их переставали слушаться). Тем не менее, данный элемент был исполнен у всех «чисто», что подтверждает полезность использования данной методики.

В дальнейшей работе на тренировках для выполнения данного элемента детям дается 3 попытки, а также этот элемент комбинируется с другими. А на следующем этапе планируется использовать более сложный элемент для них – двойной сальхов. Данную технологию можно использовать не только на прыжках, но и на вращениях. Но, изначальное количество попыток должно быть меньше (5), так как элемент выполняется дольше и качество элемента после 5 попыток будет падать в любом случае, из-за усталости.

Использование технологии формирования психологической стабильности у юных фигуристов показало ее достаточную эффективность, что способствует более успешному выступлению в соревнованиях.

Список литературы:

  1. Малкин В.Р. Психология спорта / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 261 с.

  2. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании / А.Н. Мишин. М.: Физкультура и спорт, 1976. 104 с.

  3. Панин Н.А. Фигурное катание на коньках / Н.А. Панин. Рига: Спорт и здоровье, 1952. 202 с.

  1. Malkin V.R. Sports psychology / V.R. Malkin, L.N. Rogaleva. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2008. 261 s.

  2. Mishin A.N. Figure skating jumps / A.N. Mishin. M.: Physical education and sports, 1976. 104 s.

  3. Panin N.A. Figure skating / N.A. Panin. Riga: Sports and Health, 1952. 202 s.

Просмотров работы: 1183