ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: семья, подростковый возраст, девиация, девиантное поведение, детско-родительские отношения,  воспитание.

Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семью как антропо-социокультурную систему можно рассматривать на трёх уровнях. На первом уровне, она выступает как социальный институт, выполняющий ряд функций по отношению к социуму, в первую очередь воспроизводства населения и социализации поколений. Второй уровень - это семья как малая социальная группа, т. е. собственно семья. Здесь семья выступает как совокупный субъект деятельности и носитель коллективного сознания. Третий уровень - это личность, где семья выступает, как особая сфера ее жизнедеятельности и призвана удовлетворять биологические, социальные и духовные потребности человека.

Семья развивается и изменяется вместе с обществом. В настоящее время семейная социальная группа утрачивает свои как специфические, так и неспецифические функции. Функция содержания детей, которая в основе имеет реализацию родительских потребностей в конкретной социально-психологической среде, претерпела серьезные изменения. В нашей стране насчитывается колоссальное для мирного времени число социальных детей-сирот и детей без попечения родителей - более 2 миллионов человек. Кризис семьи сочетается с демографическим кризисом, проблемами количественного и качественного воспроизводства населения, деформацией мотивации и поведения, нравственных качеств личности ребенка, ее психологического здоровья, которые наиболее полно формируются только в семье.

Семья является фундаментом развития личности ребенка. В семье формируются основные личностные характеристики ребенка, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям и взаимоотношения с окружающим миром в целом. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребенка признавалась всегда, начиная с работ А.С. Макаренко и Л.С. Выготского.

Отечественные специалисты по работе с семьей (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.

К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн, К. Рудестам, В. Сатир. Из работ указанных психологов наиболее значимыми для нашего исследования представляются положение о том, что именно родительская семья и особенности детско-родительских отношений являются определяющими для формирования психической активности и направленности личности, реализуемых в супружеской семье.

В работах Алешиной Ю.Е., Дружинина В.Н., Ковалева С.В., Кочарян A.C., Кочарян Г.А., Спиваковской A.C., Пезешкиана Н., Эйдемиллера Э.Г., и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла.

С целью изучения особенностей семей с детьми с девиантным поведением было проведено исследование. Объектом исследования явились семьи с несовершеннолетними детьми, на которых возбуждено уголовное дело по статьям 112, 115, 158, 161, 166 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Всего в исследовании приняли участие 30 подростков с девиантным поведением в возрасте от 11 до 17 лет. Распределение группы несовершеннолетних по половому признаку составило четыре к одному - 80% юношей и 20% девушек, что подтверждает статистику Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По их данным за 2014 год всего детьми до 18 лет совершено 501 преступление, из них 457 (91%) юношами и 44 (9%) девушками (соотношение десть к одному).

При проведении беседы и анкетирования также принимали участие законные представители данных детей в количестве 30 человек, из них 21 матерей (70%), 4 отца (14%), 3 опекуна (10%), 1 приемная мать (3%) и 1 бабушка (3%).

Среди опрошенных детей младшие подростки (11-13 лет) составили 20%, старшие подростки (14-17 лет) - 80%. Обучаются в среднем звене (5-8 кл.) - 56,7% детей, в старшем звене - 23,4%, в ССУЗ-е - 6,7%, не обучаются - 13,3%. Выявилась такая тенденция, что среди школьников (24 чел.) в школах обучаются с 1-го класса 16,7%, остальные 83,3% один и более раз переводились из других образовательных учреждений. Больше половины подростков с девиантным поведением (65,4%) удовлетворительно обучаются и регулярно посещают школу и училище. Но достаточно большой процент детей, которые могут прогуливать обучение без причины - 42,3%.

Из опрошенных семей почти половина полные, половина неполные семьи, 23,3% - малоимущие, 10% - опекунские, 3,3% - приемные, 53,3% - малообеспеченные семьи. 

Анализируя структуру семей можно заметить достаточно высокий процент детей, у которых либо нет отца, либо их воспитывает отчим, приемный отец (63,3%). У 23,3% детей нет матери.

Проявление агрессии является одним из признаков девиантного поведения несовершеннолетних. Подростковая девиация, проявляющаяся в различных формах, приобрела черты массового явления, отличающегося устойчивыми тенденциями роста, широкого распространения, усиливающегося взаимовлияния форм девиации, возрастания негативных социальных последствий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

По методике диагностики показателей и форм агрессии (Басса-Дарки) были получены следующие результаты: очень высокие результаты получены по шкале «раздражение» (33,3%) - наблюдается у одной трети опрошенных детей. Высокие результаты показали по шкале «физическая агрессия» - 20%. Также наблюдается повышенный уровень раздражения и подозрительности (40-47%). Почти у половины на среднем уровне проявляются такие формы, как вербальная агрессия (50%), негативизм (40%) и чувство вины (40%). 

Интересно заметить, что у половины опрошенных наблюдается как повышенный индекс агрессивности, так и повышенный индекс враждебности. У одной трети индекс агрессиновности на среднем уровне. Также у одной трети индекс враждебности на высоком и очень высоком уровнях. Отсюда, мы можем предположить, что больше половины подростков с девиантным поведением склонны к агрессивному поведению и большинство из них либо враждебно настроены к окружающим, либо враждебно воспринимают их.

Из 30 опрошенных подростков у 13,3% не диагностируются акцентуации характера, у стольких же диагностируется смешанный гипертимно-демонстративный тип, у 10% - тревожно-педантический и возбудимый тип, у 6,7% - смешанный демонстративно-неустойчивый и демонстративный тип.

У половины опрошенных родителей обнаружились нарушения в уровне протекции. У 30% из них наблюдается гиперпротекция, у 20% - гипопротекция.

У половины родителей обнаружилась недостаточность требований-запретов в воспитании, у 40% - недостаточность требований-обязанностей ребенка, также у 40% - минимальность санкций. Данные нарушения в воспитании могут привести к тому, что подросток, зная о запретах и о своей безнаказанности, сам принимает решения в различных ситуациях. Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. В будущем возникают сложности в привлечении ребенка к какому-либо делу не только по дому, но и мотивировать к трудовой деятельности. 

Причинами данных нарушений в воспитании могут явиться следующие факторы: сдвиг в установках родителя: предпочтение женских качеств (26,7%), проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (26,7%), предпочтение в подростке детских качеств (26,7%).

С помощью метода математической статистики коэффициент ранговой корреляции Спирмена выявили корреляции между следующими показателями воспитания (при р≤0,01):

- выявили, что проекция родителя собственных нежелательных качеств влияет на формирование такого стиля воспитания, где слишком много требований, запретов, максимальность или минимальность санкций, либо во всем потворствуют ребенку;

- наличия фобии утраты ребенка способствуют возникновению таких нарушений, как неустойчивость стиля воспитания, вынесение супружеского конфликта на воспитание, недостаточность требований-обязанностей (т.к. корреляция имеет отрицательный характер).

Также обнаружили, что некоторые нарушения в воспитании влияют (при р≤0,01) на формирование личностных особенностей подростка и его агрессивного поведения. Так, предпочтение женских качеств в воспитании способствует формировании возбудимого типа акцентуации характера у подростка (0,535). Чрезмерность требований-обязанностей способствует возникновению такой личностной особенности, как шизотимия (-,512). Предпочтение детских качеств, фобия утраты ребенка влияют на степень эмоциональной устойчивости (0,488; 0,518). Недостаточность требований-обязанностей способствует тому, что подросток становится зависим от группы (-,476).

В сравнительном анализе полных (15) и неполных (14) семей получены следующие результаты.

У большинства подростков из неполных семей высокий показатель физической (85,7%) и косвенной (92,9%) агрессии. Почти у всех детей из неполных семей наблюдается повышенный уровень раздражения (92,9%). У половины детей из полных семей негативизм выражен на среднем уровне, а у половины детей из неполных семей - на высоком уровне. У детей из неполных семей больше проявляются обида и подозрительность (85,7%), чем у детей из полных семей. Все подростки, у которых не диагностируется акцентуация, из полных семей (25%). Среди детей из неполных семей чаще встречаются такие типы акцентуации, как возбудимый и тревожно-демонстративный (14,3%), а у подростков из полных семей - смешанный гипертимно-демонстративный тип (18,8%).

У неполных семей чаще, чем в полных семьях встречаются такие нарушений в воспитании, как гипопротекция (35,7%), игнорирование потребностей ребенка (21,4%), недостаточность требований-обязанностей ребенка (42,9%), чрезмерность требований-запретов (42,9%), фобия утраты ребенка (7,1%). А в полных - недостаточность требований-запретов (56,3%), минимальность санкций (43,8%), воспитательная неуверенность родителя (13,3%), неустойчивость стиля воспитания (6,3%), расширение сферы родительских чувств (6,3%), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (6,3%).

С целью выявления различий между полными и неполными семьями был использован статистический критерий U-критерий Манна - Уитни. Выявлены различия между индексом враждебности у подростков (70,000, при р≤0,05), т.е. дети из неполных семей более враждебно настроены на окружающий мир, нежели подростки из полных семей. Также различие обнаружилось в воспитании - у родителей из неполных семей чаще встречается такое нарушение, как гипопротекция (57,000, при р≤0,05). Возможно, это связано с тем, что один родитель вынужден проводить больше времени работе, нежели детям. 

Использовав метод ранговой корреляции Спирмена выявили, что организация досуга подростка является эффективным методом профилактики аддиктивного поведения, обнаружилось связь между досугом и употреблением алкогольных напитков (0,467, на уровне значимости р≤0,01). Также в зависимости от употребления психоактивных веществ зависит успеваемость и посещаемость учеников (на уровне значимости р≤0,01).

Расширение родительских чувств, при котором родители хотят, чтобы подросток удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, - потребность во взаимной исключительной привязанности, влияет на формирование девиантного поведения. Также на формирование девиантного поведения влияют такие нарушения в воспитании, как проекция собственных нежелательных качеств и чрезмерность санкций.

Выявление корреляции между поведенческими и личностными особенностями подростка (при р≤0,01):

- выявили такую тенденцию, что чем ниже подросток получает баллы по шкале «гипертимный тип» и «демонстративный тип», тем больше проявляется индекс агрессивности.

- выявили, что такие качества, как самоуверенность, склонность к чувству вины связаны с возникновением косвенной агрессии и негативизма. У подростков-неврастеников преобладает чувство вины. Подросткам с астено-невротическим типом акцентуации характерна осторожность в отношениях с окружающими; с возбудимым типом акцентуации - степень внутреннего напряжения и чувствительность.

Исходя из полученных результатов, гипотезы о том, что:

1)   детско-родительские отношения влияют на личностные и поведенческие особенности подростков - подтвердилась;

2)   стиль воспитания родителей влияет на наличие высокого уровня физической и вербальной агрессии у подростков - не подтвердилась;

3)   у полных и неполных семей существуют различия в воспитании детей - частично подтвердилась;

4)   наличие возбудимого, неустойчивого типов акцентуации характера подростков влияют на агрессивное поведение - не подтвердилась.

 

Вывод

Таким образом, после эмпирического исследования особенности семьи с детьми с девиантным поведением, мы пришли к следующим выводам:

1) большинство подростков с девиантным поведением юноши 14-17 лет со средней успеваемостью в учебе;

2) половина опрошенных семей полные, половина - неполные со средним материальным достатком. У большинства подростков либо нет отца, либо есть отчим;

3) у одной трети опрошенных детей очень высокие результаты по шкале «раздражение», у пятой части - высокие результаты по шкале «физическая агрессия». Также у меньше половины наблюдается повышенный уровень раздражения и подозрительности;

4) у 13,3% не диагностируются акцентуации характера, у стольких же диагностируется смешанный гипертимно-демонстративный тип, у 10% - тревожно-педантический тип, возбудимый тип, у 6,7% - смешанный демонстративно-неустойчивый тип, демонстративный тип;

5) у половины опрошенных родителей обнаружились нарушения в уровне протекции. У 30% из них наблюдается гиперпротекция, у 20% - гипопротекция;

6) у половины родителей обнаружилось недостаточность требований-запретов в воспитании, у 40% - недостаточность требований-обязанностей ребенка, также у 40% - минимальность санкций;

7) причинами нарушений в воспитании могут явиться следующие факторы: сдвиг в установках родителя: предпочтение женских качеств, проекция на подростка собственных нежелаемых качеств, предпочтение в подростке детских качеств;

8) у большинства подростков из неполных семей высокий показатель физической и косвенной агрессии. Почти у всех детей из неполных семей наблюдается повышенный уровень раздражения. У половины детей из полных семей негативизм выражен на среднем уровне, а у половины детей из неполных семей - на высоком уровне. У детей из неполных семей больше проявляются обида и подозрительность, чем у детей из полных семей;

9) детско-родительские отношения влияют на личностные и поведенческие особенности подростков;

10) стиль воспитания родителей не влияет на наличие высокого уровня физической и вербальной агрессии у подростков;

11) у полных и неполных семей существуют различия между индексом враждебности у подростков; в воспитании - у родителей из неполных семей чаще встречается такое нарушение, как гипопротекция;

12) наличие возбудимого, неустойчивого типов акцентуации характера подростков не влияют на агрессивное поведение.

По полученным результатам можно сделать вывод о том, что подростки с нарушениями в поведении часто встречаются с трудностями, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, что говорит о необходимости поддержки со стороны значимых взрослых. В личности подростка много противоречий, которые могут быть связаны с его протестным, демонстративным поведением. Исходя из вышесказанного, следует использовать данные при составлении образовательной программы сопровождения детей «группы риска», а именно, включить блок работы со значимыми взрослыми - родителями, создать ситуацию успеха для подростка, тем самым активировать его внешние и внутренние ресурсы, расширить модель поведения в различных ситуациях, развить коммуникативные навыки. 

 

Список литературы

 

1.      Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х. Семья как источник криминогенной направленности личности подростка// Вестник ОГПУ. - 2007. - № 1 (49). - С. 45.

2.      Баширова Л.С. Социальная норма и девиация // Психопедагогика в правоохранительных органах - 2000. -№2 (14). - С.98.

3.      Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - С. 125.

4.      Гаджимурадова З.М., Омарова М.О. Неблагополучная семья как фактор деструктивного развития самосознания личности подростка. Дагестанский научный центр российской академии образования // Вестник дагестанского научного центра российской академии образования. - 2013. - № 1. - С. 18-22.

5.      Гарганеев, С. В. Современный подросток-девиант: отношение в обществе, возможности коррекции / С. В. Гарганеев. - С.48-52.

6.      Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - С. 212.

7.      Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -С. 160.

8.      Ждакаева Е.И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительный органах. - 2010. -№4 (43). -С. 57.

9.      Жданова М.А. Проблемы современной семьи в контексте теории психической депривации ребенка // Психологические науки. - 2013 - №2. - С. 18.

10.  Зуев К.Б. Исследование семьи в психологии под влиянием различных гуманитарных наук / К.Б. Зуев // Психологические науки. - 2013 - №3. - С. 22.

11.  Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. - М.-Обнинск: Социальные науки, 2004. - С. 296.

12.  Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - СПб. : Речь, 2005. - С. 445.

13.  Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подростковая девиация: ценностные ориентации и жизненное самоопределение // Социология образования / Собкин В.С. Труды по социологии образования. М.: 2004, Изд-во: Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования. - С. 195-207, 195.

14.  Степанова Н.И. Методологические подходы к исследованию феномена девиации // Вестник ОГПУ. - 2011. - № 4(60). - С. 18.

15.  Сухопарова А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье //Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 215.

16.  Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1998. - С. 498.

Просмотров работы: 1210