СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПОДОПРИГОРОВА Н.В. 1
1Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С позиций современного научного видения в социокультурном плане половое воспитание представляет собой интегрированную систему воспитательных, просветительных, психологических, здоровьесберегающих воздействий, направленных на регуляцию отношений между полами, выработку чувства ответственности за здоровье будущих супругов и детей. В педагогическом отношении его правомерно рассматривать как специально организованный процесс воздействия педагогов и родителей на личность, в целях формирования принятых в конкретном обществе по отношению к представителям того или иного пола норм поведения.

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский рассматривали половое воспитание как основу становления настоящих мужчин и женщин, формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола и считают, что начинать его надо с дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества сформировались три главные стратегии полового воспитания, воплощающие соответствующие типы моральных установок в отношении сексуальности: рестриктивную, ограничительно-охранительную, пермиссивную, разрешительно-либеральную, "золотой середины"

Эмпирическое исследование, проведенное в 8 классе средней школы МБОУ «Бирюковская СОШ», где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:

Анонимное анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.

Анонимное анкетирование родителей учащихся.

II. Проведение внеклассных занятий полового воспитания.

Цель данной работы:

– выявление отношения к проблемам полового воспитания в семьях восьмиклассников.

– внедрение элементов полового просвещения родителей подростков.

Задачи:

1.Разработать анкеты по теме “Половое воспитание”.

2.Провести анкетирование.

3.Проанализировать полученные результаты.

4.Разработать и провести для родителей учащихся лекцию о половом воспитании подростков.

В эмпирическом исследовании был избран метод анкетирования.

Информация о существующих потребностях и ожиданиях родителей может быть получена, например, с помощью их анкетирования через определенные промежутки времени.

Были получены и исследованы ответы 20 подростков 15 – 16 лет (11 юношей и 9 девушек) и 20 родителей (2 отца и 8 матерей).

Исследование показало:

Ответы на вопросы №2 Анкеты№1 и №№2-7 Анкеты №2 позволили выяснить модели полового воспитания в семьях. Результаты анкетирования сводятся к следующему: 1 % пермиссивная (1 человек), 24% рестриктивная (4 человека), 75% «золотая середина» (15 человек)

Результаты анкетирования подростков показали следующее:

На вопрос: «С кем состоялись первые беседы в Вашей жизни на интимные темы?», были получены следующие ответы: с учителями — 0%, с врачами — 10%, с незнакомыми людьми — 0%, с родителями — 20%, с друзьями — 70% (32 чел.).

Полученные результаты говорят о том, что подростки начальное половое воспитание получает на улице, а не в школе и семье.

Рис. Модели полового воспитания по результатам анкетирования.

В анонимном анкетировании родителей приняло участие 20 родителей.

В результате было выяснено, что 80% стесняется говорить с ребенком на интимные темы, 20% этого никогда не делали.

40% считают, что основным источником информации для подростков по перечисленным проблемам должна быть семья, но в то же время 50% согласны, что половым воспитанием должна заниматься и школа, но при этом 25 % (5 чел.) озабочены тем, что некоторые моменты полового воспитания в школе могут пагубно отразиться на нравственности ребенка. 75% (15 чел.) считают «уличное просвещение» естественным в современных условиях. Только 10% (2 чел.) ответили, что свободно говорят с ребенком на интересующие его темы полового воспитания, 20% (4 чел.) признались, что в разговоре на подобные темы неизбежно склоняются к морализаторству.

О половых отношениях молодежь узнает в первую очередь из разговора со сверстниками – 70 %, из интернета – 20 % и чтения специальной литературы – 10 %. 4 % подростков могут побеседовать на эту тему с родителями.

Подростки считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь, чтобы казаться взрослее – 25%, из любопытства – 20%, под воздействием алкогольных, наркотических и токсических средств – 20 %, а это является ложной мотивацией.

Ранняя половая жизнь может причинить вред, считают 50% учащихся, а 30% думают, что от этого нет никакого вреда.К причинам вреда они относят: нежелательную беременность; последствия аборта; дальнейшее бесплодие; заражение венерическими заболеваниями и СПИДом; физическая, психологическая и духовная неподготовленность; нехватка опыта; суицид.

75% (15 человек) несовершеннолетних считают, что специальные курсы по половому воспитанию должны быть в школе постоянно, а не единично; 25 % ребят утверждают, что такие занятия вообще не нужны.

Ответы родителей на вопрос «Какие формы работы учителей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в вопросах полового воспитания?» продемонстрированы в диаграмме.

Рис. Наиболее продуктивные формы работы с родителями

Анализируя анкетирование, проведенное с родителями и учащимися важно отметить, что многие из них мало представляют особенности полового просвещения, а также имеют слабое представление о формах и методах взаимодействия с детьми. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости систематического взаимодействия с родителями для повышения их психолого-педагогической компетентности.

По результатам анкетирования:

- был подготовлен и проведен лекторий «Восьмиклассник»,

-организовано собрание для родителей восьмиклассников, на котором была освещена тема значимости детско-родительских взаимоотношений в половом просвещении.

В лектории были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

а) специфика возрастного развития и полоролевой социализации подростков;

б) специфика педагогической системы полового воспитания.

в) краткий обзор отношения к вопросам взаимодействия семьи и школы в вопросах полового воспитания в разные исторические этапы.

г) этапы полового воспитания в семье и школе:

В школах и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы.

В современных российских условиях это опасение относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.

Задача полового воспитания состоит не в том, чтобы «уберечь» детей и юношество от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Дети должны не только знать биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Медико-педагогические исследования

Среди факторов, актуализировавших проблему полового воспитания в современной России, можно выделить:

- социально-экономические (экономическое развитие страны, миграция населения в поисках работы, распад семей, рост преступности и проституции);

- общественно-политические (ослабление воспитательной роли церкви, кризис семьи);

- культурологические (влияние СМИ и интернет, пропагандирующих новые взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и роль семьи);

- собственно педагогические (выработанные педагогические взгляды на проблему полового воспитания, деятельность школы, способствовавшая воспитанию нравственной личности, внимание школьных педагогов к проблеме).

В последние годы взгляды на половое воспитание стали еще более противоречивыми. Нет единого научно обоснованного мнения по проблеме содержания полового воспитания.

Современную семью отличают нуклеарность, малодетность и нестабильность, нередко приводящие к выводу о том, что семья не справляется со своими социальными функциями, находится в «кризисе».

Современные дети живут в условиях либерального отношения к вопросам пола, однако, вековые запреты этой темы и отсутствие "цензурных" терминов не дают родителям прививать детям интимные навыки по своему усмотрению. Недостаток же истинной информации не способствует правильному половому воспитанию.

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы.

В современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.

Перспективы дальнейшего исследования. В интересах практического решения проблемы целесообразно продолжить исследование по следующему направлению: формирование у будущих педагогов готовности к половому воспитанию учащихся.

Просмотров работы: 1508