ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПИЛОТОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПИЛОТОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: авиационная психология, психическая готовность, безопасность полета.

Исследование посвящено изучению психической готовности пилотов гражданской авиации как фактора безопасности полетов. Для оценки психической готовности выбраны метод экспертной оценки и метод парных сравнений. Метод экспертных оценок представляет наиболее полную и объективную оценку психической готовности, в то время как метод парных сравнений отражает взаимодействие пилотов и качество их работы в команде.

Key words: aviation psychology, psychic readiness, flight safety

The goal of this paper is to examine a civil pilots’ psyche readiness as a factor of the flight safety. The nature of the topic dictates the use of both an expert evaluation method and a method of paired comparisons. The first method gives a complex and objective estimation of each participant whereas the second one shows their interactions and team work.

Психологическая готовность является одним из ключевых компонентов безопасности в различных областях профессиональной деятельности, который имеет несколько определений с собственной структурой, основными компонентами, их взаимосвязью и способом формирования. Согласно одному из определений, неотъемлемой частью готовности является профессиональное мышление, то есть, формирование готовности строится через обучение приемам анализа.

При этом различается длительная и временная виды готовности. Под длительной готовностью понимается положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы [1]. Временная гoтовность, исходя из своего названия, носит ситуационный характер и отражает особенности и требования предстоящей, каждый раз уникальной, ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели. Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности представляет собой целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3) эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4) волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни [1].

Несмотря на многообразие определений готовности, многие из них подчинены взаимосвязи специфических навыков и личностных качеств. В области авиационной психологии понятие психологическая готовность представляет собой совокупность мотивационной, когнитивной и операционально-деятельностных компонентов, две специфические составляющие, такие как оперативное мышление и антиципация.

Параллельно с психологической готовностью существует еще и готовность психическая, которая складывается из двух составляющих – психофизиологической устойчивости, обусловленной состоянием организма и определяющей переносимость воздействия факторов аварийной ситуации и психической устойчивости, обусловленной профессиональной подготовкой и общим уровнем развития основных психических качеств [5].

Психическая готовность неотделима от деятельности человека. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. Источниками активной деятельности человека являются его собственные потребности, а также влияние внешнего мира, которые требуют определенной реакции. С внешней стороны деятельность может регулироваться различными требованиями, правила, законами, дисциплиной, к внутренним регуляторам деятельности относятся психические свойства, процессы, состояния и т.д. Психика формируется и проявляется в деятельности, которая, в свою очередь, находится под воздействием психики. Таким образом, психика и деятельность взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Деятельность, несмотря на то, что является совокупностью различных действий, имеет единый психический механизм [4, 6].

В понятие «деятельность» входит такой компонент как «человеческий фактор», под которым понимается допущение ошибок, разногласия, межличностные отношения с коллегами и т.д. В авиации ЧФ играет особую роль ввиду многокомпонентности авиационной безопасности, поскольку является самым гибким и уязвимым аспектом [7].

Авиационная психология напрямую связана с человеческим фактором и главной ее задачей является обеспечение безопасности полетов и отбор наиболее подходящих кандидатов для летной деятельности [5]. Среди условно обозначенных летных способностей почти все эксперты выделили эмоциональную устойчивость, внимание, высокую скорость двигательных реакций [3]. Однако, многие авторы относят и другие личностные особенности к числу летных способностей, например сопротивляемость усталости, способность отдавать себе отчет в том, что происходит вокруг и быстрая реакция с использованием технических элементов, умение сосредоточиться и т.д. Так, можно говорить о благоприятном влиянии высокой психической готовности на безопасность полетов. Именно это и обусловило актуальность темы работы.

Объект – психическая готовность пилота гражданской авиации.

Предмет – взаимосвязь высокого уровня психической готовности пилота и высокого уровня безопасности полета.

Гипотеза – чем выше психическая готовность пилота, тем выше безопасность полета.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие психической готовности пилотов гражданской авиации и ее влияние на безопасность полета .

2. Определить с помощью оценочных методик уровень психической готовности пилотов.

3. Провести корреляционный анализ уровня психической готовности пилотов и уровня безопасности полетов.

4. Разработать рекомендации для психологов, работающих в авиакомпании.

Методики исследования:

  1. Метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок заключается в комплексной оценке психической готовности пилотов психологами авиакомпании в составе комиссии 8 человек. Для оценочных мероприятий были сформированы вопросы и составлены анкеты. По результатам исследований оцениваемые распределяются в три группы - рекомендованные, допустимые и нерекомендованные.

  1. Метод парных сравнений.

Всем испытуемым было предложено анонимно оценить своих коллег по критерию безопасности полетов. Условно максимальная оценка равна 2, поскольку рейс выполняет два испытуемых. Каждая пара оценивается индивидуально. Если у одного испытуемого высокий уровень психической готовности, а у его коллеги низкий, то он получает оценку 2, тогда как второй получает 0. Если же они обладают равными показателями, то получают по 1 баллу.

Исследование проведено на выборке, которая представляет собой пилотов авиакомпании в возрасте от 29 до 47 лет в количестве 10 человек.

Таблица 1. Результаты экспертной оценки психической готовности пилотов

Эксперты

Пилоты

МП1

АР2

ПТ1

АГ3

ПИ6

ТС5

ИН7

ОВ6

ИТ6

АВ4

1

4

3

5

4

4

4

4

4

4

4

2

5

4

5

3

4

4

5

5

4

5

3

4

3

4

3

5

4

5

4

3

5

4

4

3

5

3

5

3

5

5

4

4

5

5

4

5

3

5

4

5

4

4

5

6

4

3

4

3

5

4

5

4

3

5

7

4

4

5

3

5

4

5

5

4

4

8

4

3

4

3

4

4

5

4

3

4

Итого

34

27

37

25

37

31

39

35

29

36

Среднее

4,25

3,3

4,6

3,1

4,6

3,8

4,8

4,3

3,6

4,5

Ранг

5

2

7,5

1

7,5

4

8

6

3

7

Ранги присваиваем в зависимости от среднего балла пилота, полученного в результате экспертной оценки.

Таблица 2. Результаты взаимной оценки пилотов методом парных сравнений.

 

МП1

АР2

ПТ1

АГ3

ПИ6

ТС5

ИН7

ОВ6

АВ4

ИТ6

МП1

-

1

2

0

1

2

1

2

1

1

АР2

1

-

1

1

0

2

1

1

1

1

ПТ1

0

1

-

0

1

1

2

1

1

2

АГ3

2

1

2

-

2

1

1

1

2

0

ПИ6

1

2

1

0

-

2

1

2

1

0

ТС5

2

0

1

1

0

-

1

1

1

1

ИН7

2

1

0

1

1

1

-

2

1

1

ОВ6

1

1

1

1

0

1

0

-

2

2

АВ4

1

1

1

0

1

1

1

0

-

1

ИТ6

1

1

0

2

2

1

1

0

1

-

С помощью корреляционного анализа путем подсчета коэффициента ранговой корреляции выявлена взаимосвязь изучаемых переменных, гипотеза подтверждена.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что высокий уровень психической готовности пилотов является основным фактором безопасности полетов, поскольку критическую роль в управлении воздушными судами играет не отлаженная работа авиационной техники, а именно поведение членов экипажа, их поступки и действия. Высокий уровень психической готовности обеспечивается такими составляющими, как достаточный уровень развития индивидуальных качеств и профессиональная подготовленность к действиям в особых ситуациях. Формирование навыков и умений происходит путем применения современных технических средств обучения и методик подготовки, приближенных к реальным, при этом особая роль должна отводиться моделированию проблемных и сложных ситуаций и взаимодействию экипажа в этих условиях. Как основные психологические компоненты таких ситуации следует выделить факторы неожиданности, усложнения распознавания ситуации, множественного выбора. Высокий уровень психической готовности пилота является почвой для оптимального и продуктивного взаимодействия членов экипажа, обеспечивает эффективный стиль руководства экипажа со стороны командира корабля, что, в свою очередь, также является фактором безопасности полета.

Литература

  1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5, под ред. А.Обознова, А. Журавлева, ИП РАН, 2013

  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

  3. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.. 1993.

  4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

  5. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., 1999. 196 с.

  6. Ушакова Т.Н., Чуприкова Н.И. Психология высших когнитивных процессов. 2004

  7. http://rae.ru/forum2012/pdf/2074.pdf

Просмотров работы: 1496