РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Кубеева А.С. 1
1Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ литературы позволил определить толерантность как качество личности, состоящее в признании многомерности и многообразия человеческой культуры, принятии и уважении различий, существующих между людьми, позволяющее конструктивно взаимодействовать с ними на основе самоуважения и согласия без ущемления собственных интересов. Воспитание толерантности носит непрерывный характер и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека. Поэтому воспитание толерантности должно опираться на возрастные особенности ребенка (физиологические, психологические, социальные) и на гуманистические ценности социума.

Подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности.

Важным элементом опытно-экспериментальной работы было построение системы критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень толерантности в старшем школьном возрасте – высокий, средний, низкий.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

Средний уровень толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических социальных качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

Низкий уровень толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества личности. Во всех проблемах чаще обвиняет окружающих; тяжелая адаптация в коллективе детей, замкнутость; стремление снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; большая потребность в похвале, хвастовство, ревность к успехам других; повышенная обидчивость (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).

Она осуществлялась на базе МБОУ «Бирюковская СОШ» - в ней были задействованы учащиеся 9 классов в количестве 11 человек.

Методы: В качестве средства контроля в процессе проведения диагностики использовалось педагогическое наблюдение. В начале и в конце эксперимента школьникам был предложен опросник, разработанный в Институте социологии РАН под руководством В.С. Магуна; опросник Томаса, который показывает типичную реакцию на конфликт, дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации; методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Первый ее этап предполагал определение логики эксперимента и разработку диагностики сформированности толерантности у школьников; второй - предварительную диагностику сформированности толерантности у участвующих в эксперименте подростков; третий - осуществление самой воспитательной деятельности по формированию толерантности; четвертый - итоговую диагностику сформированности толерантности и изучение динамики отношений школьников к представителям иных культур.

Была образована экспериментальная группа, «Э» (учащиеся 9 А), а также контрольная группа «К» (9 Б). Эксперимент по апробации разработанной модели в группе «Э» проводился в рамках школьных курсов истории и обществознания. Школьники группы «К» знакомились с историей и традициями различных народов, доктринами и системами ценностей различных конфессий, практикой межкультурного взаимодействия и фактами межкультурных конфликтов, правами человека, в таком же (как и школьники экспериментальных групп) объеме, но в пределах традиционных способов организации образовательного процесса.

В процессе преподавания курсов истории и обществознания в подростковых классах был организован и проведен ряд игр, моделирующих межкультурные встречи.

В экспериментальной и контрольной группах было примерно равное детей из местных и приезжих семей.

В качестве экспериментатора выступила группа из 2 учителей, под руководством автора, который осуществлял организацию и диагностику.

Первый ее этап предполагал определение логики эксперимента и разработку диагностики сформированности толерантности у школьников; второй - предварительную диагностику сформированности толерантности у участвующих в эксперименте подростков; третий - осуществление самой воспитательной деятельности по формированию толерантности; четвертый - итоговую диагностику и изучение динамики отношений школьников к представителям иных культур.

На первом этапе эксперимента, с учетом специфики старшего школьного возраста, а также скрытого характера протекания процессов формирования толерантности, автором была составлена программа диагностики уровня толерантности, включающая различные методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями.

Констатирующий (диагностический) этап показал, что в экспериментальной и контрольной группах: а) большинство (уровень оценки 1-3 балла – 38%) имеют низкий уровень сформированности толерантности, либо проявляют интолерантность по отношению к окружающим; б) средний уровень толерантности (уровень оценки 4-7 баллов) обладают 53% воспитанников; в) высокий уровень толерантности (уровень оценки 8-10 баллов) наличествует только у 9% школьников.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствовали о несформированности основных характеристик толерантности у подростков, что подтверждает необходимость разработки и внедрения программы целенаправленного формирования толерантности как интегрального качества личности подростков.

На втором этапе была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование толерантности на основе разработанной автором программы.

Программа реализовывалась в контексте разработанных педагогических условий формирования толерантности в ОУ.

Сценарий игр составлялся таким образом, чтобы вывести участвующие в них стороны на обсуждение какого-либо спорного вопроса, способного обнажить культурные противоречия, инициировать поиск школьниками путей координации или (если это необходимо) примирения этих различных позиций. Вот некоторые темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, встраивались в учебный процесс: «Есть ли такое право: быть не таким, как все?»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»

Анализ ряда таких дискуссий позволил нам отметить одно важное обстоятельство. А именно, позитивную роль присутствия в группе ребят, представляющих культурные меньшинства. Включаясь в дискуссию, они привносят в нее свой собственный жизненный опыт, что помогает остальным школьникам внимательнее присматриваться к проблемам межкультурных отношений. Были защищены такие учебные проекты, как " Интернет о вкладе мусульманских стран в развитие мировой культуры" и "Астрахань - город межнационального сотрудничества".

На третьем этапе эксперимента, на основании промежуточных результатов, в программу экспериментальной работы были внесены коррективы.

На четвертом этапе были произведены контрольные замеры для определения уровня толерантности воспитанников.

В экспериментальной группе в период между двумя замерами произошли значительные изменения:

а) количество школьников с высоким уровнем толерантности увеличилось на 10%;

б) со средним уровнем толерантности увеличилось на 19%;

в) число школьников с низким уровнем толерантности снизилось на 29%. В контрольной группе существенных изменений не наблюдалось.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования толерантности у детей старшего школьного возраста и правомерность выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования было выявлено, что можно активизировать процесс рефлексии, предлагая школьникам мотивировать сделанный ими выбор в какой-либо искусственно созданной проблемной ситуации.

Решая задачу оказания помощи подросткам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения, нами организовывались специальные тренинги, способствующие развитию этих умений. При этом мы опирались на разработанные А. С. Прутченковым формы тренинговых занятий «Четверка», «Аквариум», «Размышляя о себе самом», а также на предлагаемые авторами сборника материалов «Пособие по гражданскому образованию» (под ред. Н. Воскресенской и И. Фрумина) упражнения «Как сказать нет», «Консенсус».

По завершении эксперимента результаты анкетирования выглядели следующим образом.

Таб. Динамика сформированности толерантности у школьников-подростков в экспериментальных и контрольной группах (увеличение (“плюс”) или уменьшение (“минус”) количества школьников в %

Группы

Уровни толерантности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий уровень толерантности

не зафиксирован

не зафиксирован

Средний уровень толерантности

-5,7%

+2,9%

Высокий уровень толерантности

+31,4%

+1,9%

По сравнению с незначительными сдвигами в формировании толерантности у подростков в контрольной группе в экспериментальных группах мы наблюдаем существенные положительные изменения. Относительно более высокие показатели в группе «Э» можно объяснить тем, что процесс воспитания подростков этой группы осуществлялся не только в школе, но и во внешкольной среде, не только в рамках школьных занятий, но и в специально организованных туристско-краеведческих экспедициях.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет говорить об эффективности воспитательной деятельности педагога, основанной на разработанной нами модели организационно-педагогических условий формирования толерантности у старших школьников, что может служить подтверждением выдвинутой гипотезы исследования.

Развитие толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды которая опирается на: целенаправленность; учет индивидуальных и половозрастных особенностей; культуросообразность; связь воспитания толерантности с жизнью; уважительное отношения к личности; на положительное в личности; социальную обусловленность процесса развития толерантности; завуалированность педагогических воздействий; единство знания и поведения; диалогичность и сотрудничество; воспитывающую рефлексию.

Полученные данные свидетельствуют, что после проведения формирующего этапа эксперимента произошли положительные достоверные изменения в личностных и социальных характеристиках толерантности у подростков экспериментальной группы.

Результаты проведенного экспериментального исследования процесса формирования толерантности старших школьников свидетельствуют о достижении цели исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Структура толерантных отношений старших школьников, которая состоит из когнитивного (о различных культурах и цивилизациях, об историческом опыте их взаимодействия); эмоционально-творческого (положительное отношение к культурам разных народов); деятельностного (уважительное отношение к другому человеку) компонентов.

2. Организационно-педагогические условия формирования толерантных отношений: организация встреч школьников с иными культурами в среде, привлекательной и ценной для подростков; организация специальных дискуссий для соотнесения мнений в отношении иных культур; организация рефлексии собственных отношений к представителям иных культур; оказание помощи школьникам в овладении умениями вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения.

3. Деятельность педагога по формированию толерантности у школьников-подростков предполагает определенный порядок реализации названных условий.

4.Развитие толерантности обусловлено также и особенностями позиции педагога, выражающейся в демонстрации своего отношения к подростку как к взрослому, в толерантности к подростковой субкультуре, в признании свободы ценностного самоопределения подростков.

  1. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. - С. 69-73.

  2. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб.,1995.

Просмотров работы: 2284