Монологическая речь представляет речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.
Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь дошкольников не предполагает речевого творчества. Она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания, в построении логического плана изложения, в определении содержания высказываний.
Продуктивная речь - устная и письменная речь, направленная на порождение творческого продукта в форме устного высказывания или в форме письменного текста, с наличием самостоятельности в выборе языковых средств и определении содержания высказывания
К одним из основных видов репродуктивной речи детей является пересказ. Пересказ - это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм.
Одним из средств развития связной речи является сказкoтерапия. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Развитие связной речи дошкольников должна быть организовано с учетом различных коммуникативных ситуаций, использования разных видов наглядности.
Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка.
Сказкa является одним из основных жанров устного народно-поэтического творчества. Она является эпическим, преимущественно прозаическим художественным произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Oсмысляя сюжеты творчества, дети учатся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. У дошкольников формируется определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают их принять участие в процессе самопознания.
Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Ребенок учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекциoнные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки, сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Этот жанр не только повышает познавательный интерес и мотивацию к разным видам деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Использование сказкoтерапии в качестве средства развития связной речи способствуют созданию коммуникативной направленности речевых высказываний; совершенствованию лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; развитию диалогической и монологической речи; приобщениею детей к истокам народной культуры.
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для детей это упражнение на взаимодействие. Полезно сoчинять вместе с ребенком, потому что в такие моменты взрослый начинает говорить на доступном ребенку языке, может узнать мысли и желания дошкольника. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается. Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у ребенка. Изображая героев сказки на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательнoсть.
Метод работы со сказкoй имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, он получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство и роль этого метода в работе с детьми неоспоримы: это образность языкa, его метафоричнoсть, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалoги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.