ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Научный психологический подход определяет нравственность, как психологический процесс, поддающийся измерению и направленному развитию. По Л.С. Выготскому, нравственные качества складываются из взаимодействия природных свойств психики и социального наследования. Человек не рождается высоконравственным. Нравственность представляет процесс положительных качественных изменений личности под влиянием многих факторов: системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта. При этом путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и в превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности.

В области развития нравственной сферы дошкольников проводятся научные исследования: разработаны категории нравственного сознания и поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л. М. Аболин, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн); выделен процесс нравственного развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние составляющие (В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина); разработаны концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте (Ж. Пиаже, Л. Кольберг,); изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения (Р.Н. Ибрагимова, А.С. Золотникова).

На сегодняшний день, нравственная сфера личности дошкольника определяется целой системой понятий, основными из которых являются нравственные потребности, убеждения, привычки и поступки, чувства и отношения.

Для правильного формирования и развития нравственных представлений дошкольника необходимы определенные психолого-педагогические условия: опора на исторические базовые нравственные понятия, нравственный потенциал окружающей среды (родители, воспитатели и др.), систематическое и последовательное внедрение нравственных эталонов в повседневную жизнь.

Создание психолого-педагогических условий вкупе с адекватно подобранными методиками и инструментарием призваны эффективно развивать внутреннюю активность ребенка от простого подражания до переживаний и осознанного морального выбора.

Развитие нравственных представлений дошкольников 5-6 лет идет по следующим линиям: уточнение нравственных знаний о хорошем и плохом, правильном и неправильном поведении; осознание последствий нарушения нравственных норм для себя и окружающих; освоение эмоциональной оценки (чувств и переживаний); определение поступков, как хороших или плохих с помощью усвоенных нравственных норм. Основным показателем развития нравственных представлений является способность к решению моральных дилемм.

Исследование, проведенное в старшей возрастной группе ДОУ, выявило низкий уровень развития поведенческого компонента нравственных представлений дошкольников. В процессе решения нравственных задач большинство детей делали неверный выбор, обладая при этом хорошо сформированным знанием базисных нравственных эталонов. Это свидетельствует об отсутствии четкого современного эталона нравственной модели личности, программы воспитания, методов и средств, подходящих этому эталону.

В современном обществе приоритет отдается познавательному развитию детей, а нравственное воспитание, как правило, является бессистемным и непоследовательным. Таким образом, нарушается целостное, гармоничное развитие личности. В результате, развитие внутренней нравственной активности ребенка затормаживается на эмоциональном уровне – уровне сопереживания, сочувствия, соучастия и, как следствие, не формируется поведенческий компонент.

Духовно-нравственное развитие дошкольника начинается с со-бытийной деятельности: соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, сопричастности. Основную роль в этой деятельности играют окружающие взрослые: родители, воспитатели, и все, кто так или иначе вступает во взаимодействие с ребенком и устанавливает образец нравственных отношений. Именно взрослый знакомит ребенка с правилами поведения, подкрепляет их личным примером, оценивает поступки ребенка. Благодаря этому, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. Так формируются нравственные чувства: внешнее чувство стыда интериоризируется во внутреннюю совесть, честность интегрируется в честь.

Для формирования у ребенка эмоционального компонента нравственных представлений, особый упор следует делать именно на со-бытийную деятельность, проводя мероприятия, направленные на воспитание эмоционального отклика на переживания других людей. Например, психологические игры, направленные на достижение общего эмоционального состояния, созвучности переживаний каждого члена группы («Жмурки», «Интервью», «Поезд», «Живое зеркало», «Пульс» и др.).

Воспитатели могут также разыгрывать проблемные ситуации, в которых дети учатся выслушивать чужое мнение, искренне поддерживать сверстников, оказывать им помощь. Темы ситуаций могут быть как положительными, так и отрицательными, в качестве главного героя используется мягкая ростовая кукла, которая отнимает у детей игрушку, прогоняет с качелей, расталкивает других, чтобы пройти первой или наоборот: приносит свои игрушки и дает всем поиграть, качает детей на качелях, помогает убирать в группе.

Эффективно развивает эмоциональный компонент нравственных представлений старшего дошкольника театрализованная деятельность. Проигрывание роли дает возможность ребенку идентифицировать себя с героем пьесы, прочувствовать и понять его переживания. Для этого вполне достаточно небольших ситуативных постановок, например: «Бабушка на перекрестке», «Малыш потерялся», «Кошка в беде». Способы проведения этюдов могут быть разными: например, воспитатель проговаривает ситуацию, а дети ее воспроизводят, можно разучить и инсценировать стихотворение или короткий рассказ.

К сожалению, большинство современных дощкольных образовательных программ не содержит четких рекомендаций по формированию и развитию эмоционального компонента нравственной сферы дошкольника. Как правило, в этих целях ограничиваются проведением этических бесед и чтением художественной литературы. Отсутствие практического закрепления нравственных представлений приводит к созерцательному отношению к жизни и окружающим. Из-за отсутствия со-бытийной деятельности, внешняя нравственная оценка детей не интегрируется во внутреннюю, что снижает способность к развитию сопереживания, сочувствия к окружающим.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер 2008. 400с.

  2. Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова. Курган: Изд-во КГУ, 2007. 348 с.

  3. Мельникова Н.В. Проявление гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Курган: Изд-во КГПИ, 1990. 138с.

  4. Смирнова О. Е. Психология дошкольного возраста.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366с.

  5. Тугушев Р.Х, Гарбер Е.И. Общая психология: Учебник, М.: Изд-во Эксмо, 2006. 560с.

Просмотров работы: 1416