ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

В психологическом словаре понятие агрессивность трактуется как, устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступают причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты.

Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности значительно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой проблеме, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми [2, c.24].

Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, основоположник гуманистического психоанализа, подразделял агрессию на «злокачественную» – «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественную» - «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу».

При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия». В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего. Он утверждал, что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к изначальному неорганическому состоянию. Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии.

Современные психологи, физиологи, философы до сих пор придерживаются разных точек зрения по этому поводу. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения детей. Итак, З. Фрейд и К. Лоренц связывают агрессию с инстинктивными влечениями, Дж. Доллард и Л. Берковитц трактуют агрессивное поведение как реакцию на фрустрацию, А. Бандура рассматривает агрессию как результат социального научения.

Проявления агрессивного поведения у детей чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. Максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя, так называемая аутоагрессия – самоунижение, самообвинение.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение у дошкольников, психологи обычно выделяют:

-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

-сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку,

-нарушения в отношениях со сверстниками

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения дошкольников. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

3. Косвенная агрессия: направленная (сплетни, шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);

4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);

5. Негативизм - оппозиционная манера поведения.

О. В. Хухлаева, беря за основу стиль поведения дошкольников в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:

1. Защитная возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным;

2. Деструктивная появляется, если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность;

3. Демонстративная возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание [8].

Те или иные формы агрессивного поведения характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, при этом снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие.

Так же стоит отметить, что существуют специфические различия агрессии у детей трёх и пяти-шести лет. В три года ребёнок ещё не может спрятать в себе своё недовольство, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым, ведь подражание – это один из главных путей познания мира. А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения - это специфическая форма взаимоотношения ребёнка с другими людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними.

Итак, согласно многочисленным исследованиям, проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которой приходится иметь дело родителям и специалистам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз, такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Таким образом, те или иные формы агрессивного поведения у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто. Но не стоит забывать, что в этот период еще не поздно избежать трансформации агрессии в устойчивую поведенческую характеристику. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности и раскрытию индивидуального потенциала.

Список литературы:

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., «Педагогика»., 2006. —144с.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.

  3. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии. // Школа здоровья. —2010. Т.2. №3. - С.35-49.

  4. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, —2007. – №1 —С. 81-87.

  5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 2000. —76 с.

  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2010. — 624 с.

  7. Фурманов И.А. Детская агрессивность - М.,2007. — 192 с.

  8. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», —2009.

Просмотров работы: 2597