Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких детей, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической психологии и с отсутствием научных и обоснованных данных о возможностях обучения и воспитания таких детей. Семьи, в которых растут дети с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки.
Впервые синдром Дауна в 1866 году описал британский врач, генетик Джон Лэнгдон Хэйдон Даун. В своей работе «Заметки по этнической классификации умственно отсталых» он предпринял попытку отнести известные ему группы умственно отсталых детей к определенным расам и назвал его «монгольский тип идиотии», из-за узких раскосых глаз, придающих им внешнее сходство с людьми монголоидной расы.
В дальнейшем связь этого синдрома с генетическими нарушениями была доказана в 1959 году французским ученым Жераром Леженом. Он обнаружил причину синдрома — нерасхождение одной из хромосомных пар, обозначаемой как 21-я. Это состояние называется трисомией по 21-й паре хромосом. В России этот синдром был описан в 80-х годах XIX века отечественным психиатром П.И. Ковалевским [2].
В отечественной науке проблему изучали: Е.Р Баенская, К.С Лебединская, Е.М Мастюкова, Г.А Мишина, О.С Никольская, Е.А. Стребелева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.
Дети, страдающие синдромом Дауна, имеют ряд характерных внешних признаков. Это узкий разрез глаз, небольшой размер черепа, толстый язык, отечная влажная кожа, маленькие уши округлой формы, толстые губы и маленький нос. Также характерно строение пальцев — мизинец обычно маленького размера и вогнут внутрь. Верхние и нижние конечности, как правило, короче, чем у детей их возраста. Некоторые из этих признаков можно увидеть на УЗИ. Однако многие из них могут оказаться просто наследственными особенностями. Чаще всего такие люди бесплодны. Исследования показывают, что все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой [1].
Практический опыт обучения и воспитания детей данной группы свидетельствует в пользу положительной динамики их психического и социального развития в ближайшем для них окружении, что доказывает наличие специфических закономерностей общего психического развития этих детей, требующих глубочайшего анализа и учета.
Согласно данным научной литературы (Е.Ф Давиденкова, В.Л Орлова, Е.Н Самодумская) проблемы в обучении детей с синдромом Дауна прежде всего могут быть обусловлены несформированностью общественного мнения по отношению к социальной востребованности этих детей. До сих пор семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, сталкиваются с деструктивными и дискриминирующими стереотипами в обществе, выражающиеся в негативно сдержанном отношении, как к детям, так и к родителям, недооценке возможностей детей. Неприятие детей социумом обусловливает формирование особых состояний у родителей, переживающих длительное время как личностный, так и социальный стресс. Недостаточность информации в обществе, связанной с популяризацией научных данных о природе синдрома, методах и приемах оказания помощи, обучения и воспитания.
Так же одной из главных проблем является отсутствие системы психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих таких детей, отсутствие образовательного пространства для таких детей в общеобразовательной среде. Еще более важной проблемой является отсутствие социальных перспектив будущего профессионального становления и дискриминация при трудоустройстве молодых людей данной категории и системы поддерживаемого проживания и трудоустройства [2].
По мнению А.Х Алёхиной, основное затруднение возникает при решении вопроса об обучаемости детей с синдромом Дауна: критериальные оценки понятий «обучаемость» — «необучаемость» для детей должны быть ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированной педагогической системы, а на опыт их индивидуального психофизического и социального продвижения, в котором ключевую роль выполняют взрослые и развивающая среда [1].
Сегодня во многих странах мира проблема социальной интеграции людей с синдромом Дауна активно решается путем развития системы социального обслуживания, внедрения новых подходов к организации их проживания, обеспечения широких возможностей для проведения досуга и общения, вовлечения их в профессиональную и творческую деятельность, включения в общественную жизнь.
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись. Разработанная программа «Маленькие ступени» рекомендована к широкому использованию Министерством образования и науки РФ. В ней описываются индивидуальные методы работы с детьми, способы развития речи и двигательной активности. Многие дети могут обучаться по этой программе в общеобразовательной школе, что не мало важно, так как дети, подражая сверстникам учатся социальным навыкам.
Мы разделяем мнение авторитетных ученых в том, что проблема обучения и воспитания, социальной адаптации детей с синдромом Дауна не является локальной проблемой конкретной семьи, или конкретного образовательного учреждения, она носит общегосударственный, социальный характер и выступает показателем способности общества к социальной эволюции — его переходу к постиндустриальному и информационному этапам развития. Для достижения наивысших результатов обучения и воспитания детей с синдромом Дауна необходимо непосредственное взаимодействие олигофренопедагога, психолога, логопеда, учителей, воспитателей и специалиста по ЛФК.
Список литературы:
1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. М., 2010.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? М., 1998.