ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема выявления нарушений мыслительных операций у детей младшего школьного возраста не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, как в общей педагогике и психологии, так и в специальной. Так как процесс мышления в этом возрасте играет главенствующую роль. Это связано с тем, что ведущей деятельностью младших школьников становится учебная, а основной акцент ставится не только на развитии мыслительных операций, но и мышления в целом.

Учебная деятельность, в свою очередь, требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контроль над вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. От того, на сколько хорошо развиваются мыслительные операции, зависит многое: успешность в освоении учебного материала, полноценное физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому очень важно именно в этом возрасте вовремя обнаружить и скорректировать имеющиеся нарушения мыслительной деятельности.

Вопросами изучения и формирования мыслительных операций занимались известные зарубежные (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, Ф. Перлз, Ж. Пиаже и др.) и многие выдающиеся отечественные (П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.А. Веннер, Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.А. Смирнов, О.К. Тихомиров, Д.Б. Эльконин и др.) исследователи.

Исходя из анализа патопсихологической литературы к нарушениям мыслительной деятельности относятся такие как: нарушение операционной стороны мышления; нарушение динамики мышления; нарушение мотивационного компонента мышления. Нарушения операционной стороны мышления могут иметь следующие варианты: снижение уровня обобщения; искажение процесса обобщения. К нарушениям динамики относят лабильность и инертность мышления. Нарушения мотивационного компонента обнаруживаются в разноплановости мышления и резонерстве.

В младшем школьном возрасте происходит процесс активного развития мыслительных операций и формирование сложноорганизованного словесно-логического мышления. Одним из самых распространенных нарушений в этом возраста является нарушение операциональной стороны мышления. Поэтому очень важно в младшем школьном возрасте уделять внимание диагностике и выявлению нарушений в мыслительной деятельности, а также развитию мыслительных операций. Также предполагается, что у детей младшего школьного возраста с нормальным психическим и физическим развитием нарушения мыслительных операций отсутствуют, либо не значительны.

На основе анализа патопсихологической литературы была подобрана диагностическая программа, направленная на выявление нарушений мыслительных операций в младшем школьном возрасте. В нее входили следующие патопсихологические методики: 1. «Классификация предметов», направленная на исследование процессов обобщения и абстрагирования, анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий (Л. С. Выготский и Б. В. Зейгарник); 2. «Исключение предметов» - исследование аналитико-синтетической деятельности детей, их умения строить обобщения (С.Я. Рубинштейн); 3. «Простые аналогии» - исследование способности к пониманию логических связей и отношений между понятиями, а также умению устойчиво сохранять заданный способ рассуждений (С.Я. Рубинштейн); 4. «Сложные аналогии» - выявление понимания сложных логических отношений и выделение абстрактных связей (Э. А. Коробкова); 5. «Сравнение понятий» - исследование процессов анализа и синтеза (Л.С. Павловская).

Исследование проходило на базе МАОУ «СОШ №13 с УИОП» г. Электросталь Московской области. В нем приняли участие ученики первого класса с нормальным психическим и физическим развитием в возрасте 7-8 лет. Количество испытуемых 5 человек.

При осуществлении данной программы, направленной на выявление нарушений мыслительных операций детей младшего школьного возраста, были получены следующие результаты. Из них видно, что со всеми методиками, направленными на выявление нарушений и уровня сформированности мыслительных операций, дети справились достаточно успешно. Методики «Классификация предметов», «Исключение предметов», «Простые аналогии» и «Сравнение понятий» были решены детьми наиболее полно и результаты по этим методикам высоки. Методика «Сложные аналогии» была для детей труднее всего, т.к. она рассчитана на более высокий уровень понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей. Это объясняется тем, что в силу возрастных особенностей, у первоклассников только начинает формироваться сложное словесно-логическое мышление. Однако, не смотря на эти трудности, все дети довольно успешно справились с поставленной перед ними задачей.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста с нормальным психическим и физическим развитием нарушения мыслительной деятельности отсутствуют, либо выражены не значительно в силу возрастных особенностей.

Список литературы:

  1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 1999.

  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Юрайт, 2015.

  3. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд. МУ, 2008.

Просмотров работы: 770