ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в статье рассмотрено определение миграции, миграция населения, динамика миграционных процессов на территории России, особенности внешней миграции

Ключевые слова : миграционные потоки РФ , внешняя миграция

История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

В связи с этим актуальна работа по исследованию прогнозирования миграции в России, а также особенностей прогнозирования процессов миграции в РФ. Для того чтобы избежать негативных последствий , которые может принести миграция и использовать её преимущества необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться её спрогнозировать и быть готовым к её последствиям. Очень много здесь зависит от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.

Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Существует необходимость в более четком контроле государственных органов за миграционными процессами протекающими на нашей территории. Россия должна извлекать из неё максимум пользы и стараться сгладить все отрицательные моменты. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.[15,c.39]

Миграция населения – сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть - три четверти - были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали - 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах - совершенно новое для России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, - это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.

3. Они неизбежны, потому что жизненно необходимы России - в условиях демографического спада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство - нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь.

Роль миграции в пополнении населения России в период 2000-х гг. на фоне предшествующего 10-летия выглядит довольно скромно. В 90-е гг. страна получила беспрецедентный миграционный прирост, равный 4,6 млн. чел., в 2,4 раза больше по сравнению с 80-ми гг. Вал возвратного движения как реакция на распад СССР наглядно виден на рис. 1.

Рис. 1 Миграционный прирост России, тыс.чел.

И тем не менее, этого оказалось недостаточно для полного возмещения естественной убыли населения, точка отсчета которой тоже совпала с коллапсом СССР. Миграция в 90-е гг. компенсировала только 70% естественных потерь.

В 2000-е гг. нетто-миграция упала до 1,9 млн чел. Это выглядит как возврат к позиции 80-х, т.е. к нормальному положению. Но это внешнее сходство обманчиво, за ним скрываются принципиальные различия. Отнюдь не маленький миграционный прирост 80-х составил лишь 20% по отношению к общему приросту населения, основным источником пополнения которого в тот период был естественный прирост. В рассматриваемое же десятилетие почти аналогичной по величине миграции хватило для возмещения лишь небольшой части естественных потерь, всего 30%. Вместе с тем реальность существенно отличается от статистической картины из-за значительного количества неучтенных мигрантов. Не случайно обе переписи населения, проведенные в новой России, сильно увеличили миграционную компоненту его роста: в 2002 г. – на 1,7 млн чел., в 2010 г. – на 1 млн [6].

С учетом миллионной переписной поправки уровень возмещения естественных потерь населения миграцией в 2000-е гг. повышается до 45%, что тоже гораздо ниже, чем в 90-е. Таким образом, в 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.

Миграция таким образом приобрела значение одного из стратегических факторов развития страны, во многом определяющим заселенность ее территории, безопасность, экономическое развитие и «обличье» народа.

В 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.

Рис. 2 Миграционный тренд (нетто-миграция), тыс. чел.

Приток мигрантов улучшает структуру населения России, сглаживает половые диспропорции и частично компенсирует дефицит предложения рабочей силы в самых востребованных возрастных группах. Подавляющая часть мигрантов 75–80% находятся в трудоспособном возрасте. При этом более половины мигрантов находились в самых активных возрастах – от 20 до 39 лет. Напротив, доля населения в возрастах старше трудоспособного среди мигрантов более чем в 2 раза ниже по сравнению с населением России. Миграционный тренд 2000-х крайне нестабилен, отличается крутыми спусками и взлетами (рис. 2). Однако, это – не следствие действительных изменений в динамике потоков, а отражение неоднократно меняющихся в течение прошедших 10 лет правил приема и учета иностранных граждан. Недооценка значения надежной статистической информации привела к несопоставимости погодовых данных и искусственно созданным зигзагам миграционного тренда, а также сильно затруднила экстраполяционный прогноз. После введения в действие в 2004 г. закона «О правовом положении иностранных граждан» была резко сужена информационная база первичной регистрации мигрантов, поступающая в статорганы; перестали поступать сведения и о мигрантах, пребывающих в России в течение 1 года и более, кого прежде всегда включали в миграционную статистику [11].

По сути многолетний устоявшийся порядок миграционного учета был разрушен. Учет еще больше отдалился от реальности. Как следствие, миграционный прирост в 2005–2006 гг. упал до мизерных значений (рис. 2.2). С 2006 г. благодаря корректирующим усилиям Росстата статистика миграций стала постепенно приближаться к действительности. С 2009 г. стали учитываться лица, впервые получившие разрешение на временное проживание на срок 1 год и более, а в 2013 г., кроме того, на срок от 9-ти месяцев до 1 года и более [12].

Таким образом, значительная часть мигрантов была выведена из тени, что сразу же отразилось на миграционном приросте. После завершения переездов, связанных с размежеванием по новым странам связи России со странами СНГ приобрели односторонний характер, стали работать почти целиком на иммиграцию, движение же из России в бывшие республики практически прекратилось.

Таблица 1

Внешняя миграция России, тыс.чел., 2003-2014 гг.

 

Иммиграция

Эмиграция

Миграционный прирост

Всего, в т.ч.

2414

716

1698

Страны СНГ (включая Грузию)

2258

384

1874

Другие страны

156

332

-176

Миграционный прирост Россия получает исключительно за счет своих партнеров по СНГ.

Таблица .2

Миграционный прирост РФ в обмене со странами СНГ и Грузией, тыс. чел.

 

2005–2009

2010–2014

Западные страны

114,0

251,1

Белоруссия

-1,3

8,5

Молдавия

33,3

67,1

Украина

82,0

175,5

Закавказские

80,7

265,5

Азербайджан

18,3

89,3

Армения

28,5

137,7

Грузия

33,9

38,5

Средняя Азия

248,4

430,5

Киргизия

61,5

111,2

Таджикистан

27,2

91,3

Туркмения

27,3

19,3

Узбекистан

132,4

208,7

Казахстан

215,5

152,5

Всего

658,6

1099,6

Представим данные графически.

Рис. 3 Структура миграционного прироста России в обмене со странами СНГ, %

Главный донор России – Средняя Азия, обеспечившая почти 40% миграционного притока (рис. 2.3). Ее роль остается стабильно высокой в течение всего постсоветского периода и продолжает повышаться (38,6% в 2000-х против 32,3% в 90-х гг.). А вот миграция из Казахстана, который долго лидировал по представительности в российском потоке, резко упала. Вклад Закавказских стран, возросший во второй половине 2000-х, в целом за 10-летие остался на уровне 90-х. То же можно сказать и об Украине.

На основании данных о динамике внешней миграции в РФ будет проведен прогноз миграции на 2014 г. Для обобщения результатов прогнозирования сопоставим прогнозы, полученные по четырем сценариям.

Второй сценарий рассматривает наиболее оптимистичный вариант, но мало вероятный. Сценарии 1 и 3 демонстрируют приблизительно единую динамику, наиболее усредненную тенденцию возможности дальнейшего роста миграции. (см. рис. 3.13).

В соответствии с инерционным сценарием, который в условиях кризиса кажется наиболее вероятным, уровень миграции в 2014-2017 будет составлять около 850 млн.р.

Рис. 4. Прогнозные сценарии развития миграции 2014-2017 гг.

Для верификации прогноза сравним полученные прогнозные данные и «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015-2017 гг» Минэкономразвития России, а также данные за январь-сентябрь 2014 г. и прогноз на 4 кв. 2014 г. (Госкомстат).

В соответствии с фактическими и прогнозными данными в 2014-2017 гг. наблюдаются следующие данные (таб.3.14)

Таблица 4

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации

Показатель

2014-2017 г

Миграция, прирост в %

5,4

Миграция, млн.чел.

845,43

Таким образом, полученный прогноз характеризуется высокой степенью точности

Прогнозы миграции более всего неопределенны, так как зависят не только от экономико-политического будущего России, но и от ситуации как на постсоветском пространстве, так и вне его.

Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья также носит в значительной степени этнический характер, хотя нельзя не отметить, что в последние годы доля русских в числе эмигрантов неуклонно повышается. С учетом этого прогноз выезда в дальнее зарубежье восполнен независимой экстраполяцией по трем странам (Германия, Израиль и США), а по другим странам — суммарно.

Как свидетельствуют данные статистики, Россия достаточно неохотно принимает представителей национальностей, не относящихся к народам и этническим группам Российской Федерации и тем более выходцев из других стран. Это объясняется и позицией общественного мнения, и геополитическими факторами.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Список использованных источников

  1. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232

  2. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2007. – С.31-37.

  3. Егоров, А. Великое переселение продолжается. // Миграция и гражданство №1(4)/2006. –С. 4-5.

4. Боярский, А.Я., Вишневский, А.Г. ,Залентей, Д.И. Курс демографии: Учеб. пособие / Под. Ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2013. –С. 391.

Просмотров работы: 1840