ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Достоверный прогноз инфляции является одной из предпосылок успешного проведения макроэкономической политики, потому что верный инфляционный прогноз направит проведение государственной экономической политики в нужное русло и, тем самым, удастся сдерживать роста инфляции и осуществлять ее поддержание на благоприятном для экономики уровне.

Ключевые слова: инфляция, прогнозируемые темпы инфляции

Инфляция является одним из фундаментальных индикаторов макроэкономической стабильности и фактором, от которого в значительной степени зависит социально-экономическое развитие любой страны. Если не осуществлять прогнозирование темпов инфляции и их не сдерживать, то существует большая вероятность того, что инфляция будет набирать всё большие и большие темпы, что в свою очередь приведёт к разрушению денежной системы, провоцированию вывоза национального капитала за пределы страны, ослаблению национальной валюты и ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой и, наконец, подрыванию возможности финансирования государственного бюджета.

Не только на уровне государства считаются с инфляцией, но и в бизнес -планировании постоянно учитывают фактор инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость находящихся в обращении денежных средств.

Кроме того, во всех странах мира идёт борьба с инфляцией, но её невозможно победить, её можно только предугадать и сдержать её темпы, вот почему так много сил и материальных затрат уделяется проблеме прогнозирования темпов инфляции.

Инфляция(от лат. inflation — вздутие, разбухание) - непрерывное повышение среднего уровня цен в экономике, обесценивание денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно, т.е. денежная масса, находящаяся в обращении, «разбухает». [1, с. 400]

Современная макроэкономическая трактовка инфляции принимает во внимание широкий спектр факторов ценообразования: потребительский спрос, предложение товаров и услуг, формирование цен на факторы производства и степень монополизации рынка.

Исходя их этого, инфляция является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS), вызывающий повышение общего уровня цен.

Существует множество видов и типов инфляции. С точки зрения темпов роста цен, выделяют виды инфляции, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Виды инфляции с точки зрения темпов роста цен.

Умеренная инфляция

Ползучая инфляция

Галопирующая инфляция

Гиперинфляция

рост цен не превышает 10% в год, это естес-твенная инфля-ция, которая не представляет серьёзной опасности для экономики.

рост цен от 10 до 20% в год; требует корректировки денежной политики государства.

рост цен от 20 до 200% в год; серьёзные экономические нару-шения, деньги быстро утрачивают свою ценность, и население ускоренно их материализует. Фи-нансовые рынки приходят в упадок, требуется кардиналь-ный пересмотр денежной политики.

рост цен более 200% в год; деньги перестают играть свою роль в экономике,господствует бартерный обмен, цены крайне нестабильны, разрушается благосос-тояние даже наиболее обеспеченных слоев населения. требуется принятие решений экономического и политического характера.

Источник: [1, с.299]

Также выделяют открытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в устойчивом повышении уровня цен и обесценивании денег, и характерна для стран с рыночной экономикой. Инфляционный рост цен нарушает рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы; в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.

Подавленная инфляция обычно вызвана всеобщим государственным контролем и подавлением рыночного механизма. Возникает в странах с сильным государственным регулированием или в странах с плановой экономикой, т.е государство берёт на себя функцию контроля за ценами и искусственно их сдерживает на должном уровне, чаще ниже равновесного. В итоге возникает огромный разрыв между спросом и предложением, вследствие чего возникает устойчивый дефицит, который в свою очередь порождает теневой рынок. А теневой рынок за счет установления более высоких цен выравнивает объем спроса и объем предложения. Подавленная инфляция ломает механизм рыночной самонастройки, так как предприниматели не получают «условных сигналов» для перемещения капиталов и выгод от такого перемещения, а это в свою очередь ведет к сохранению структурных дисбалансов, неээффективных производств, воспроизводству ситуации макроэкономического неравновесия. Бороться с такой инфляцией очень тяжело из-за бездействия рыночных механизмов, поэтому подавленную инфляцию необходимо сначала перевести в открытую, а далее бороться с ней. [4, с. 363.]

По степени предсказуемости различают ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию и неожидаемую (внезапную). Разумеется, ожидаемая инфляция наиболее предпочтительна нежели неожиданная, так как предварительная информация о возможной инфляции дает возможность предпринять ряд мер для сглаживания или предотвращения её нежелательных последствий.

Сбалансированной считают инфляцию, если цены на все товары и услуги, производимые в обществе, растут примерно с одинаковой скоростью, в противном же случае инфляцию называют несбалансированной.

Лучшим вариантом для любой экономики является открытая, умеренная, сбалансированная и предсказуемая инфляция. Но на самом деле подобная ситуация возникает крайне редко. Поэтому считается, что предпочтительнее иметь открытую, сбалансированную и предсказуемую инфляцию даже при достаточно высоких темпах роста среднего уровня цен в экономике, чем небольшую инфляцию (до 20 % в год), но подавленную, непредсказуемую и несбалансированную.

Существует два возможных варианта инфляции:

1. Инфляция спроса: рост спроса на национальном рынке, проявляющийся в смещении графика спроса из положения D0 в положение D1, будет сопровождаться увеличением значения среднего уровня цен с Р0 по Р1.

Рисунок 1.1 – Инфляция спроса. [5, с.143]

2. Инфляция предложения: сокращение предложения на национальном рынке, проявляющееся в смещении графика предложения влево с уровня S0 до уровня S1, обусловленное в большинстве случаев ростом издержек производства, будет вызывать увеличение среднего уровня цен в экономике с Р0 до Р1.

Рисунок 1.2 – Инфляция предложения. [5, с.146]

В мировой экономической литературе выделяют три основные причины, приводящие к дисбалансу спроса и предложения на национальном рынке, и порождающие инфляцию.

1. Значительная экономическая роль государства, связанная с осуществлением экономических функций, это, в первую очередь, государственная монополия на эмиссию денег, на непроизводственные расходы (например, военные), на внешнюю торговлю и т. п. Когда государство сталкивается с проблемой дефицита государственного бюджета, то для его финансирования правительство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег, в результате чего в экономике появляется дополнительная масса денег (а значит, соответственно возрастает и спрос), не подкрепленная товарами. В итоге экономика столкнется с ростом цен.

2. Сильные профсоюзные организации в государстве (профсоюзная монополия). Профсоюзы, добиваясь увеличения заработной платы для своих членов, обуславливают увеличение доходов этих граждан, не подкрепленное увеличением товарной массы, в итоге рост доходов инициирует возрастание спроса и, при данных условиях, увеличение цен.

3. Третьей причиной является монополия фирм. В условиях экономического подъема фирмы могут все свои финансовые ресурсы использовать для обновления производственной базы, т. е. для приобретения нового оборудования. В связи с этим наблюдается повышение спроса, но теперь не на потребительском рынке, а на другом сегменте национального рынка - рынке средств производства. Если под подобный рост спроса на этом рынке нет соответствующего роста предложения, то экономика столкнется с ростом цен на средства производства. [6, c. 168]

Основные методы прогнозирования инфляционных процессов основаны на анализе индекса потребительских цен. К числу наиболее значимых индексов цен относят:

- индексы на потребительские товары;

- индексы цен производителей;

- индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

- индексы-дефляторы.

Чаще всего прогнозирование темпа инфляции осуществляется на основе индекса потребительских цен, который определяет изменение во времени стоимость фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением:

где Р0 – ;

Р1 – . [5, c.213]

Далее нами будет приведена формула для расчета темпа инфляции на основе индекса потребительских цен:

где ИПЦ0 - ИПЦ предшествующего периода;

ИПЦ1 - ИПЦ прогнозируемого периода. [3, c.95]

Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию, или неудовлетворённый спрос.В этих условиях индекс инфляции рассчитывается следующим образом:

где Jp - индекс потребительских цен,;

Кси - коэффициент скрытой инфляции или неудовлетворительного спроса.[3, c.100]

Коэффициент скрытой инфляции рассчитывается следующим образом:

где JД - индекс денежных доходов населения;

Jто – индекс товарооборота и услуг. [1, c. 345]

Альтернативным методом определения индекса инфляции является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен:

где, JД - индекс доходов;

Jрс - индекс расходов;

Jр - индекс цен. [3, c. 105]

Если Jрс = JД, то Ju = Jp, т.е. если расходы растут только в соответствии с доходами, то инфляция целиком определяется динамикой цен. Если Jpc< JД, то помимо цен на инфляцию влияет формирование избыточных, нереализуемых доходов. Если же Jрс> JД, то инфляция будет меньше, чем рост цен. Этот метод является приближённым. Главное его достоинство заключается в наличии информации в центральных планирующих органах: баланса денежных доходов и расходов населения и других данных.

Также можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменениях денежной массы, на основе уравнения Фишера. То есть уровень цен определяется следующим образом:

где Р - уровень цен;

М - денежная масса;

V - скорость денежного обращения;

Q - количество товаров и услуг. [1, c. 206]

Следовательно, индекс потребительских цен можно рассчитать следующим образом:

где JM - индекс денежной массы;

JV - индекс скорости денежного обращения;

JQ - индекс количества товаров и услуг (индекс реального ВВП). [1, c.208]

В силу порождения инфляции многими факторами, целесообразно прогнозные расчёты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на неё факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции.

Общий вид многофакторной модели выглядит следующим образом:

JИ=f(x1, x2,…,xn) (1.8)

Среди самых важных факторов выделяют: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования и т.д. [2, c.78]

Для оценки интенсивности инфляционных процессов в России используются два основных показателя, учитывающих фактор инфляции в финансовых вычислениях - это темп, который был рассмотрен выше, и индекс инфляции.

Индекс инфляции – это показатель, отражающий общий рост уровня цен в рассматриваемом периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в этом же периоде (выраженного десятичной дробью). [3, c.101]

Далее нами будут рассмотрены формул для расчета индекса инфляции.

1. Расчет индекса инфляции по формуле Ласпейреса:

Индекс Ласпейреса рассчитывают путем взвешивания цен 2-х временных периодов по одинаковым объемам потребления периода базисного. Таким образом, индекс Ласпейреса отражает изменение стоимости услуг и товаров базисного периода, которое произошло за период текущий. Индекс определяют как отношение потребительских расходов на приобретение того же набора потребительских благ, но по текущим ценам (∑Qo*Pt), к расходам на приобретение товаров и услуг базисного периода (∑Qo*Po).

где Pt – цены в текущем периоде;

Q- цены на услуги и товары в базисном периоде;

Po– количество услуг и товаров, выпущенных за базисный период.[7,с.59]. Но метод Ласпейреса имеет существенные недостатки в силу того, что он не учитывает изменения в структуре потребления. Индекс отражает изменения только уровня доходов, не принимая во внимание эффект замещения, когда цены на некоторые товары снижаются, и это приводит к повышению спроса. Следовательно, данный метод в некоторых случаях дает несколько завышенное значение.

2. Расчет индекса инфляции по формуле Пааше:

Формула Пааше также сравнивает цены двух периодов, но уже по объемам потребления периода текущего.

где Qt - цены на услуги и товары в текущем периоде.[7, c.59]Однако и метод Пааше имеет свой существенный недостаток: он не учитывает изменение цен и не отражает уровень доходности. Поэтому, когда цены на некоторые услуги или продукты снижаются, индекс дает завышенный результат, а при повышениях цен – заниженную оценку.

3.Расчет индекса инфляции по формуле Фишера:

С целью устранения недостатков, которые присущи индексам Ласпейреса и Пааше, для расчета индекса инфляции применяют формулу Фишера, суть которой заключается в вычислении среднего геометрического значения 2-х, приведенных выше индексов.

(1.11)

где IF – индекс Фишера. [7, с. 60]

Многие экономисты считают эту формулу идеальной, потому что она компенсирует недостатки формул Ласпейреса и Пааше. Но, не смотря на это, специалисты многих стран предпочитают выбор одного из первых двух способов. Например, для составления международной отчетности используется формула Ласпейреса, так как она принимает к рассмотрению, что некоторые товары и услуги могут в принципе выпасть из потребления в текущем периоде по тем или иным причинам, в частности во время экономического кризиса в стране.

Распространенным способом прогнозирования инфляции является также расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП, который представляет собой индекс цен, включающий в себя все услуги и товары потребительской корзины, и занимает важное место среди индексов инфляции. Дефлятор ВВП позволяет сравнить рост общего уровня цен на услуги и товары за определенный экономический период. Данный показатель рассчитывается так же, как индекс Пааше, но измеряется в процентах.

где GDPdeflator – дефлятор ВВП. [6, с. 121]

Инструментарий прогнозирования годового темпа и индекса инфляции основывается на ожидаемых среднемесячных ее темпах. Такая информация содержится в публикуемых прогнозах экономического и социального развития страны на предстоящий период. Результаты прогнозирования служат основой последующего учета фактора инфляции в финансовой деятельности предприятия.

При прогнозировании годового темпа инфляции используется следующая формула:

ТИГ = (1 + ТИМ)12 - 1, (1.13)

где ТИГ - прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью;

ТИМ — ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде, выраженный десятичной дробью. [5, c. 227]

При прогнозировании годового индекса инфляции используются следующие формулы:

ИИГ = 1 + ТИГ или ИИГ = (1 + ТИМ)12 , (1.14)

где ИИГ - прогнозируемый годовой индекс инфляции, выраженный десятичной дробью. [5, c.230]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: Учебник. – М.: Форум, 2011. – 672 с.

2. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования в экономике: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2008. – 136 с.

3. Кизилов В. Инфляция и её последствия: Учебное пособие. – М.: Панорама, 2011. – 146 с.

4. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2010. – 527 с.

5. Родионова В.Г. Макроэкономика: Учебное пособие. – М. : МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2013. – 206 с.

6. Трунин С.Н. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.

7. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.:2009. – 286 с.

Просмотров работы: 2996