ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СПЕЦИФИКА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СПЕЦИФИКА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Федорина А.А. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество потребления не может существовать без торгово-экономических отношений. Иначе говоря, торговля и бытовое обслуживание занимают в нашей жизни одно из главных мест.

Не проходит и дня, чтобы мы не вступили в контакт с продавцами или производителями, ведь благодаря торговле и бытовому обслуживанию мы покупаем, продаем и можем потреблять продукты питания, одежду, бытовую технику, строительные материалы.

Покупая товары или получая услуги, мы автоматически становимся потребителями, права которых охраняются действующим законодательством и международными актами. Но так уж повелось, что все хотят получить максимальную выгоду, приложив минимум усилий. От этого в конечном итоге страдает потребитель. Бракованный товар, некачественные материалы и услуги, замена желаемых вещей другим - со всем этим сталкивался каждый. Проблема защиты прав потребителей весьма сложна, а судебная практика по ней, несмотря на значительный объем разрешенных споров в Российской Федерации, только формируется.

В развитых странах и развивающихся странах, законодательство по защите прав потребителей учитывает или полностью базируется на основном международно-правовом документе в этой области - Руководящих принципах для защиты интересов потребителей, подготовленных Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКО-СОС) и одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 09.04.1985 г. №39 / 248.

К основным правам потребителей Руководящие принципы относят право на:

  • безопасность товаров;

  • информацию;

  • возмещения вреда;

  • здоровую окружающую среду.

Принимая во внимание интересы и потребности потребителей во всех странах, особенно в развивающихся странах, и учитывая, что потребители должны иметь право на доступ к безопасным товарам, а также учитывая важность содействия справедливому, равноправному и устойчивому экономическому и социальному развитию, Руководящие принципы признали своей целью:

  • содействие странам в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты населения как потребителей;

  • содействие созданию структур производства и распределения, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;

  • поощрения высокого уровня этических норм тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;

  • содействие созданию независимых групп потребителей;

  • расширение международного сотрудничества в области защиты интересов потребителей;

  • поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низкой цены.

В Российской Федерации потребительские отношения регулируются следующими основными законодательными актами:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом «О защите прав потребителей»;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Уголовном кодексе РФ

- Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях

- другими нормативно-правовыми актами (в частности, постановлениями Правительства Российской Федерации).

Следует отметить, в данных нормативно-правовых актах содержатся нормы как специального, так и общего характера, в связи с чем в судебной практике возникают случаи неправильного толкования специальных норм, когда применяются общие правила вместо конкурирующих с ними специальных. следует отметить, что в настоящее время отсутствует правовая регламентация ряда ключевых элементов, входящих в процессуальный механизм защиты прав потребителей. Существующее законодательство, все же видится недостаточно полным и с достаточными пробелами. Например, как резюмируют некоторые авторы, необходимо создать специальные нормы, регулирующие вопросы судебной защиты прав потребителей в отношениях с иностранными субъектами, прежде всего в отношении сроков извещения таких субъектов по этим делам, а также четкой регламентации права потребителя защищать свои права в третейских судах [1].

В России, как и во всем мире, существуют три способа защиты прав потребителей: судебная защита, защита прав с помощью органов государственной власти и общества защиты прав потребителей. Как показывает мировая практика, эта система является эффективной, только если потребитель может защищать свои права всеми тремя способами. Они должны быть взаимосвязаны, ведь их отдельное использование части недейственно.

Конечно, иногда продавцу удобнее выплатить потребителю средства, которых тот требует, чем тратить деньги и время на решение спора в судебном порядке. В таких случаях достаточно обратиться к продавцу с тем или иным требованием.

Во-первых, можно обратиться в Федеральная службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам защиты прав потребителей (далее - Роспотребнадзор) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Правительством Российской Федерации.

Роспотребнадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322). Можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на нарушение ваших прав со стороны продавца или исполнителя услуг (п. 5.12 Положения; ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). При наличии оснований Роспотребнадзор проведет внеплановую проверку сообщенных вами фактов (пп. 2 п. 26 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764). Но на практике этот орган малоэффективен с точки зрения защиты прав рядового потребителя: жалобы рассматриваются долго, а проверки не дают нужного результата. Например, гражданин Н. обратилася в Управление Роспотребнадзора по г. Владимиру с жалобой на действия Общества, из которой следовало, что между заявителем и Обществом был заключен договор купли-продажи товара. По мнению заявителя, одна из функций приобретенного товара не работала, что является основанием к замене товара ненадлежащего качества либо возврату денежных средств за него. Несмотря на то что механизм взаимоотношений сторон при возникновении такой ситуации подробно урегулирован п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", предполагающим в случае необходимости проведение проверки качества товара в срок двадцати календарных дней (с правом потребителя присутствовать при ее осуществлении), заявитель полагал, что Управление Роспотребнадзора наделено полномочиями для разрешения названной ситуации в части удовлетворения его требований. На момент проведения внеплановой выездной проверки Общества, положения ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" были фактически реализованы, а конфликтная ситуация разрешена во внесудебном порядке. Таким образом, можно резюмировать, что необходимо выбирать верный способ защиты своих прав, не злоупотребляя правом, для получения необходимого результата.

Во-вторых, можно выбрать судебную защиту, который является одним из самых действенных способов защиты. Однако, многие ученые, а также практики, в качестве неизменной рекомендации советуют обращение с жалобой в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти [2]. Но следует учитывать специфику отечественного судопроизводства, в частности длительность процесса. Также нужно учитывать гражданско-процессуальные вопросы защиты прав потребителей, в частности для определения подсудности рассмотрения дел этой категории.

Судебная защита прав потребителей осуществляется общими судами по правилам гражданского судопроизводства в порядке искового производства по искам физических лиц - потребителей товаров, работ и услуг.

Так, согласно ГПК Обращение в суд и рассмотрение дела по защите прав потребителей осуществляются в порядке искового судопроизводства. По выбору потребителя иск может быть предъявлен (ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ст. ст. 28, 29 ГПК РФ):

- по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя услуги). Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - по его месту жительства;

- по месту жительства или пребывания потребителя;

- по месту заключения или исполнения договора (продажи товара или предоставления услуги);

- по месту нахождения филиала или представительства основной организации (продавца, изготовителя, исполнителя услуги).

Таким образом, потребитель сам выбирает наиболее удобное для него место обращения в суд.

При цене иска до 50 тыс. руб. иск направляется мировому судье, а свыше - в районный суд (ст. ст. 23, 24 ГПК РФ).

В процессе необходимо доказать обстоятельства, на которых вы делаете акцент: что вы придерживались условий эксплуатации, были ознакомлены с инструкцией и выполняли ее пункты и так далее. А прежде чем обращаться в суд, надо собрать доказательную базу (чеки, гарантийный талон и так далее). Только в судебном заседании, в ходе судебного рассмотрения таких споров может быть установлено и доказано, что потребитель нарушил условия использования товара, а, следовательно, безосновательно обвинил продавца в ненадлежащем качестве проданного товара. Поэтому следует быть очень осторожными и обращаться в суд только тогда, когда ваши права как потребителя нарушены.

Если мы ведем речь, например, о договоре подряда, то он тоже подпадает в правовую регламентацию Закона о защите прав потребителя. Потребитель в данном случае наделен широким кругом прав, так как в данной положение попадает: § 2 главы 37 ГК РФ ("Бытовой подряд") и, как следствие, на основании п. 3 ст. 730 ГК РФ - права, предусмотренными общими положениями ГК РФ об обязательствах, общими положениями о подряде (ст. ст. 702 - 729 ГК РФ), Законом о защите прав потребителей и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними. Исходя из п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме [3].

Статья 27 Закона о защите прав потребителей предусматривает обязанность исполнителя выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Доказывание необходимо документах, оформляемых в ходе или после оказания работ и подписываемых потребителем, например, сметах, накладных, актах и тому подобное. Эти условия могут быть сформулированы на бланках организации, с которой заключен договор подряда.

Потребитель должен знать: отстоять свое право можно и нужно. Конечно, каждый решает сам, защищать свои права или нет. Но, защищая их, вы делаете качественным свое «сегодня» и «завтра».

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Челышев М.Ю. Закон РФ "О защите прав потребителей": необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир. 2009. N 2.

[2] Что делать, если продавец товара не признает наступление гарантийного случая? // Электронный журнал "Азбука права". 2014 / СПС "КонсультантПлюс".

[3] Вольвач Я.В. Актуальные проблемы правового регулирования отношений по защите прав потребителей // Адвокат. 2013. N 2. С. 23 - 27.

Просмотров работы: 3320