ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ

Борисова М.В. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время прогрессивные информационно-коммуникационные технологии совместно с достижениями науки могут быть стартом для организации психологической и педагогической помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья. Принцип непрерывного образования формулирует основные направления в развитии образовательной системы, которая направлена на осуществление этих технологий в образовании. Непосредственное влияние на этот процесс оказывает дистанционное образование.

Проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральной как для инклюзивного образования, так и для специального. Следует отметить, что дистанционное образование позволяет адаптировать образовательным процесс к особенностям определенного человека и своевременно обратить внимание на возникающие проблемы как обучающегося, так и всего процесса обучения. Поэтому становится актуальным изучение данного вида образования, так как система теоретических и практических знаний в этой области еще не совершенна.

Дистанционное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется как особая форма обучения, имеющая место в случае территориальной отдаленности от педагога обучающегося при наличии сложных, множественных нарушений. Главным условием обеспечения такого рода обучения является наличие особых технических средств коммуникаций.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 мая 2005г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологиях» предусматривает наличие у образовательного учреждения, осуществляющего дистанционное образование руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционного образования.

Дистанционное образование предоставляет лицам с ограниченными возможностями здоровья доступ к образовательным и иным информационным ресурсам, содействует созданию безбарьерной среды для них, а так же получение ими качественного образования, оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии. Для дистанционного образования актуальным является вопрос расширения возможностей последующей занятости данной категории лиц, и, как следствие – их успешной интеграции и/или инклюзии в общество.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы стала первоочередным документом в решении задач по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. За все годы существования эта программа переформировала систему образования и ввела в общество определение инклюзии.

Инклюзия в свою очередь предполагает не только общую доступность образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а так же технологическую и учебно-методическую доступность, что в свою очередь подразумевает внедрение дистанционных технологий в образование.

Проблема доступности дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших научно-практических проблем, так как у них на первый план выходят личностные проблемы, которые проявляются в ограниченности общения, в развивающемся комплексе неполноценности, в выраженной интровертированности. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей наблюдается низкий уровень самоконтроля и саморегуляции, а так же выявляются нарушения мотивационной и когнитивной сфер, которые могут привести к задержке развития образного мышления.

Согласно положению об организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемом в Мурманской области в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в 2011-2012 годах основными принципами организации дистанционного образования являются добровольность участия; обеспечение конституционных прав на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции индивидуального обучения на дому и дистанционных образовательных технологий; адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки.

Необходимо отметить, что дистанционное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет определенную структуру для каждой учебной дисциплины, целью которой должно является полное включение обучающегося. Учебная дисциплина должна быть сконцентрирована на каждом обучающемся отдельно, позволяя ему усваивать содержание учебой программы согласно его личным потребностям и задачам.

Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению дистанционного образования, позволяет выделить его основные характерные особенности.

Обучающиеся занимаются по индивидуальному расписанию в удобное для них время, а так же в комфортных условиях. С помощью дистанционных технологий предоставляется возможность лицам с ограниченными возможностями здоровья учиться там, где нет возможности расширить проходы, а так же поставить лифты или подъемники. Модульный принцип является одной из особенностей дистанционного образования, который предполагает составление учебного плана для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их индивидуальными и образовательными потребностями. Отметим, что расстояние от места локации обучающегося до образовательной организации не является преградой для реализации учебного процесса, что свидетельствует об экономической эффективности дистанционного образования. Наличие и использование современных информационных технологий является приоритетной особенностью всего дистанционного образования. Принцип социальности гарантирует возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в независимости от материальных условий. Одной из ключевых особенностей является обеспечение импорта и экспорта образовательных услуг, что гарантирует широкий доступ к образовательным отечественным, а самое главное - мировым научным ресурсам.

Резюмируя вышеизложенные особенности, дистанционное образование отличается рядом качеств для результативной работы лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во-первых, благодаря дистанционному образованию, материализуется право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, при условии возможности реализации моделей учебного процесса, отличающихся от обычных в школе.

Существует несколько моделей дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Первая модель является одной из ведущих и предполагает интеграцию очных и дистанционных форм обучения. Она реализуется при условии посещения учащимися школы несколько раз в неделю. Обучение, сконцентрированное на школьные задачи и рассчитанное на самостоятельное освоение учебного курса обучающимся, является второй моделью по типу экстерната. Эта модель рассчитана на возможность обучаться в асинхронном режиме, поэтому обучающиеся могут учиться самостоятельно. Сетевое обучение является третьей моделью и осуществляется, когда возникают преграды обеспечения обучающимся очной формы обучения. Модель отличается наличием электронных или созданных на компакт-дисках учебниках, учебных пособий, а так же проведением автономных курсов по отдельным учебным дисциплинам. Сетевое обучение и кейс-технологии является четвертой моделью, призванная для дифференцировки обучения. Акцент обучения делается на углубление ранее созданного электронного учебного материала для более успешных учащихся.

Во-вторых, дистанционное образование сводит до минимума непродуктивное использование времени обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это говорит о том, что учебный процесс организован так, что учащемуся не приходится ждать того или иного действия от учителя, как в школьном классе. В свою очередь это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с классно-урочной системой.

В-третьих, отмечая качества дистанционного образования, следует отметить, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья для освоения той или иной дисциплины, может заниматься в удобном для него темпе. Это указывает на то, что для каждого ребенка подобран учебный материал, отвечающий его зоне ближайшего развития. В следствии чего, результаты обучения значительно повышаются.

В-четвертых, дистанционное образование допускает создание и использование любую систему оценивая, включающую в себя комментирования работы лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В-пятых, дистанционное образование позволяет учителю контролировать или повышать активность учащегося во время его работы на каждом дистанционном уроке.

Таким образом, дистанционное образование позволяет получить качественное школьное обучение доступно, при этом заниматься как обычные школьники. Из этого следует, что дистанционное образование можно назвать одной из основных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, основывающейся на принципе самостоятельного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий. Следует отметить, что объём учебной нагрузки при реализации дистанционного образования распределяется в зависимости от физических, психофизических и индивидуальных возможностях каждого обучающегося. Поэтому дистанционное образование является особой формой обучения, которая имеет свои особенности, что позволяет учитывать образовательные и индивидуальные потребности каждого обучающегося.

Список литературы:

  1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

  2. Методические рекомендации «Особенности организации дистанционного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»./Дельцова И.А., Илларионова О.В., Терещук Т.В., Рябков С.С., Крайнова М.В., Надельштехель М.В., Монахова Н.А., Плонина Н.А., Силин Д.С., Рокицкая И.И., Иваново 2010 –

  3. Опыт информатизации образовательных учреждений Ивановской области [Электронный ресурс]: методический сборник / Е.А. Грушанская [и др.]. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 469 с.: ил. - (Информатизация образования).

  4. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития / Л. Н. Никитина, Г. В. Семенова; под ред. Проф. Л. М. Шипициной. - СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. - 191 с.

Просмотров работы: 1745