КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Мозговая Н.А. 1, Дядянова А.С. 1, Замараева Г.Н. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникативная компетентность— это владение сложными коммуни­кативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, прису­щих национальному, сословному менталитету и выра­жающихся в рамках дан­ной профессии. [4]

Приобретение студентами коммуникативной компетентности в процессе обучения ино­странному языку, связано со способностью успешно трансформировать раз­личные языковые навыки в сложные речевые умения, подкрепленные коммуникативными стратегиями, которые являются инструментами решения проблемы, актуальной для дости­жения коммуника­тивной цели. Овладение данными стратегиями с помощью действий пре­подава­теля позволяет обучаемому активизировать собственные ресурсы, свободно из­влекая в ситуациях межкультурного общения не только грамматические оборо­ты и структуры, но и являя в целом адекватную реакцию на собеседника.

При изучении иностранного языка особенно важно, чтобы учащийся чув­ствовал себя защищено и уверенно, лишь тогда он может успешно познавать новое. Обучающиеся долж­ны сознавать значимость изучения иностранного языка, это даёт возможность почувствовать себя адекватным и компетентным специалистом. Студенты должны чувствовать и понимать, что изучение ино­странного языка ведет к совершенствованию и духовному росту [5].

По мнению Дорни существует несколько условий для создания мотиви­рующей обста­новки в классе: «сплоченность группы, межличностные отноше­ния, нормы поведения внутри группы и роли студентов, преподавательский стиль управления и помощи, а также основные фазы продуманной мотивирую­щей деятельности преподавателя в рамках деятельностного подхода» [2].

Опираясь на свои исследования, Зольтан Дорни и Ката Цизер предложили десять запо­ведей создания мотивирующей обстановки в классе и мотивации для изучающих иностран­ный язык: 1) поведение преподавателя как личный пример; 2) создание приятной спокойной атмосферы в классе; 3) корректное предъявление заданий; 4) установление доброжелатель­ных отношений с уча­щимися; 5) укрепление лингвистической уверенности учащегося в себе; 6) ин­тересные уроки иностранного языка; 7) развитие самостоятельности учащегося; 8) ин­дивидуализация учебного процесса; 9) ориентирование учащегося на ко­нечную цель; 10) знакомство с культурой изучаемого языка [1, 3].

Учёт ряда психолого-педагогических аспектов позволяет осуществлять более эффектив­ное освоение речевого опыта и приобщение к новой культуре, которые направлены на фор­мирование иноязычной коммуникативной компе­тентности студентов в процессе практиче­ского овладения иностранным язы­ком.

Преподаватель иностранного языка играет важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетентности. Мотивированный преподава­тель, обладающий глубоки­ми всесторонними знаниями (включая язык, культу­ру и традиции страны изучаемого языка), тактом и терпением при исправлении ошибок, проявляющий готовность и желание общаться с учащимися, энтузи­азм, стремление к саморазвитию, являет собой пример, мотивирующий к изу­чению иностранного языка, овладение им как средством общения. Доброжела­тельное от­ношение преподавателя играет не менее важную роль, чем его лингвистическая подготовка и следование устоявшимся моделям языкового образо­вания.

Список литературы:

  1. Dörnyei, Z. Motivation in second and foreign language learning. LanguageTeaching, 1998, 31, pp. 117-135.

  2. Dörnyei, Z. Creating a motivating classroom environment. In J. Cummins & C.Davison (Eds.), International handbook of English language teaching (Vol. 2, pp.719-731). New York: Springer, 2007. p. 719

  3. Dornyei Zoltan , Csizer Kata , Nemeth Nora. Motivation, Language Attitudes And Globalisation: A Hungarian Perspective (Second Language Acquisition). Bristol, United Kingdom, 2006.

  4. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение//СПб: Питер, 2001. – 544 с.

  5. Шубин, Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 191с.

Просмотров работы: 744