Приобретение студентами коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку, связано со способностью успешно трансформировать различные языковые навыки в сложные речевые умения, подкрепленные коммуникативными стратегиями, которые являются инструментами решения проблемы, актуальной для достижения коммуникативной цели. Овладение данными стратегиями с помощью действий преподавателя позволяет обучаемому активизировать собственные ресурсы, свободно извлекая в ситуациях межкультурного общения не только грамматические обороты и структуры, но и являя в целом адекватную реакцию на собеседника.
При изучении иностранного языка особенно важно, чтобы учащийся чувствовал себя защищено и уверенно, лишь тогда он может успешно познавать новое. Обучающиеся должны сознавать значимость изучения иностранного языка, это даёт возможность почувствовать себя адекватным и компетентным специалистом. Студенты должны чувствовать и понимать, что изучение иностранного языка ведет к совершенствованию и духовному росту [5].
По мнению Дорни существует несколько условий для создания мотивирующей обстановки в классе: «сплоченность группы, межличностные отношения, нормы поведения внутри группы и роли студентов, преподавательский стиль управления и помощи, а также основные фазы продуманной мотивирующей деятельности преподавателя в рамках деятельностного подхода» [2].
Опираясь на свои исследования, Зольтан Дорни и Ката Цизер предложили десять заповедей создания мотивирующей обстановки в классе и мотивации для изучающих иностранный язык: 1) поведение преподавателя как личный пример; 2) создание приятной спокойной атмосферы в классе; 3) корректное предъявление заданий; 4) установление доброжелательных отношений с учащимися; 5) укрепление лингвистической уверенности учащегося в себе; 6) интересные уроки иностранного языка; 7) развитие самостоятельности учащегося; 8) индивидуализация учебного процесса; 9) ориентирование учащегося на конечную цель; 10) знакомство с культурой изучаемого языка [1, 3].
Учёт ряда психолого-педагогических аспектов позволяет осуществлять более эффективное освоение речевого опыта и приобщение к новой культуре, которые направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов в процессе практического овладения иностранным языком.
Преподаватель иностранного языка играет важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетентности. Мотивированный преподаватель, обладающий глубокими всесторонними знаниями (включая язык, культуру и традиции страны изучаемого языка), тактом и терпением при исправлении ошибок, проявляющий готовность и желание общаться с учащимися, энтузиазм, стремление к саморазвитию, являет собой пример, мотивирующий к изучению иностранного языка, овладение им как средством общения. Доброжелательное отношение преподавателя играет не менее важную роль, чем его лингвистическая подготовка и следование устоявшимся моделям языкового образования.
Список литературы:
Dörnyei, Z. Motivation in second and foreign language learning. LanguageTeaching, 1998, 31, pp. 117-135.
Dörnyei, Z. Creating a motivating classroom environment. In J. Cummins & C.Davison (Eds.), International handbook of English language teaching (Vol. 2, pp.719-731). New York: Springer, 2007. p. 719
Dornyei Zoltan , Csizer Kata , Nemeth Nora. Motivation, Language Attitudes And Globalisation: A Hungarian Perspective (Second Language Acquisition). Bristol, United Kingdom, 2006.
Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение//СПб: Питер, 2001. – 544 с.
Шубин, Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 191с.