ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Бибина Н.В. 1
1Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Повышение благосостояния населения планеты обеспечивается в равной степени ростом производства ТЭР и улучшением их использования, при этом нужно отметить прямое влияние энергоэффективной политики государств на экономический рост.

Сегодня энергосбережение и повышение энергоэффективности является одним из основных направлений модернизации экономики России. Под эгидой Министерства энергетики разработана «Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 год». Ключевым показателем программы является снижение энергоемкости ВВП на 40%.

В настоящее время энергоэффективность экономики большинства развитых стран значительно выше, чем в России. Так, показатель энергоемкости ВВП в России в среднем в два раза выше по сравнению со странами Евросоюза, США, Китаем и другими ведущими экономиками мира [7].

В большинстве стран-импортеров ТЭР стремление повысить энергоэффективность приобрело характер национальной идеи. Политика государства в этой области осуществляется в двух направлениях:

1. Внутренняя политика, направленная на оптимизацию энергозатрат путем энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии;

2. Внешняя политика; диверсификация источников поставок и снижение конкурентоспособности экономик энергоизбыточных стран [3].

Главное отличие государственной политики в области энергоэффективности в Российской Федерации заключается в том, что существует реальная возможность полного или частичного заимствования ряда методов и инструментов, которые успешно практикуются в зарубежных экономических системах. Темпы экономического роста и степень развития ряда стран Европейского союза, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона позволяют данным государствам с опережающим успехом реализовывать проекты в сфере энергоэффективности, что делает российскую экономику менее конкурентоспособной. Но, с другой стороны, национальная экономика в этой связи имеет реальную возможность использования опыта зарубежных стран в рамках внедрения аналогичных проектов.

Для снижения энергетической зависимости энергодефицитные страны объединяются в различные международные организации. Вне зависимости от задач, политика в них направлена, в том числе, на ослабление позиций энергоизбыточных стран. Такая политика, по их мнению, позволит обеспечить бесперебойные поставки ТЭР по относительно низким ценам. Ослабление экономики и отсутствие возможности диверсификации, сырьевая ориентация энергоизбыточных стран усиливается, а их зависимость от покупателей ТЭР возрастает (Россия может является тому ярким подтверждением ).

В 1974 году при ОЭСР по инициативе США создано Международное Энергетическое Агентство, объединяющее страны-потребители ТЭР (в противовес ОПЕК) для координации энергетической политики.

Страны, являющиеся членами Международного энергетического агентства (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония), следуют в проведении регулятивной политики следующим основным группам мероприятий:

  1. Сбор и анализ данных и индикаторов энергоэффективности;

  2. Составление стратегий и планов;

  3. Приемлемое регулирование (с точки зрения институциональных барьеров) конкурентного энергетического рынка;

  4. Частные инвестиции в энергетическую эффективность;

  5. Мониторинг, оценка и обеспечение реализации проектов.

Деятельность Международного энергетического агентства и, следовательно, Организации экономического сотрудничества и развития, в конце 2010 гг. создало тренд абсолютной глобализации в области энергоэффективности: на сегодняшний день регулятивная политика всех правительств государств, являющихся членами Международного энергетического агентства, приведена к общему стандарту, что позволяет систематизировать и объединить всю информацию об энергетической эффективности в развитых экономиках в целях выявления агрегированного полезного результата. Это позволяет Международному энергетическом агентству, которое работает в жесткой кооперации с каждым из государств-участников, регулярно выпускать статистические отчеты об энергоэффективност, степени снижения загрязнения окружающей среды, выброса парниковых газов и других индикаторов в мире. Главным требованием, которое зарубежные экономики предъявляют к сфере, является высокая точность передаваемых в отчетах данных о фактическом проведении мероприятий энергоэффективности. Весь перечень необходимых данных представлен в шаблоне данных годовой энергоэффективности МЭА (IEA annual energy efficiency data template) – именно данным списком руководствуются Правительства стран. Эти индикаторы подвергаются жесткому контролю не только со стороны регулирующих органов исполнительной власти каждого государства, но и со стороны международных организаций и общественных объединений. С международным контролем связаны многочисленные скандалы, в частности, дело Volkswagen – афера концерна Volkswagen (иногда Дизельгейт), которая была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOX (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. При тестировании включались устройства и режимы, неактивные при обычном использовании. Данный факт был выявлен исследователями университета Западной Виргинии и мгновенно приобрел международную огласку, приведя к ряду крупных отставок и новых назначений (в т. ч. был уволен председателя автоконцерна Мартин Винтеркорн). Таким образом, необходимо констатировать, что практика перманентных выборочных и генеральных проверок в странах-членах МЭА приводят к естественному росту индикаторов энергетической эффективности.

Частичный перечень индикаторов из шаблона данных годовой энергоэффективности МЭА приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Краткий перечень показателей энергоэффективности

по IEA Annual Energy Efficiency Data Template

Международное энергетическое агентство предъявляется также ряд требований к программам и планам энергоэффективности стран-участниц с целью увеличения ключевых показателей в каждой из национальных экономик. Каждая из этих программ должна:

  1. Определять барьеры рентабельных инвестиций в энергоэффективность;

  2. Оценивать возможности для повышения энергоэффективности в секторах конечного использования или в которых политика правительства, вероятнее всего, принесет максимальный доход;

  3. Устанавливать четкие цели и сроки, а также установить методы оценки проектов по энергоэфффективности;

  4. Обеспечивать баланс потребления энергии, воздействия на окружающую среду, климат, экономических стратегий и планов;

  5. Принимать во внимание значительный опыт других стран и международных организаций в данной сфере;

  6. Обеспечивать непрерывную интеграцию и координацию инновационных проектов и технологий.

Кроме того, программы энергоэффективности в развитых зарубежных странах уделяют значительное внимание регулированию конкурентного рынка электроэнергии, что неприемлемо в условиях российского рынка, преимущественно, оптового. Зарубежные правительства периодически пересматривают правила и субсидии, чтобы обеспечить равновесное соотношение розничных цены на энергоносители и полную стоимости энергоснабжения и доставки, в том числе экологических издержек. Если говорить о наиболее развитых экономиках, то здесь регулятивные требования склоняются в сторону экологических ограничений (загрязнение окружающей среды и выбросы парниковых газов). Это связано с тем, что с более высокими темпами роста экономики данные проблемы обостряются и понятие экологической безопасности становится одним из самых важных не только в социальном, но и в экономическом плане. Кроме того, экономика знаний, как одна из наивысших ступеней экономического развития, предполагает значительное обострение экологических проблем, которые необходимо решать с помощью инновационных (в т. ч. и энергоэффективных) технологий.

Правительства ЕС, США, Японии и Австралии помимо того являются лидерами по объемам частного финансирования программ энергоэффективности. Они перманентно содействуют частным инвестициям в области энергоэффективности, поддерживая наращивание инвестиционного потенциала энергетический эффективности, частное кредитование технологических исследований энергетической эффективности, развивая исследовательскую матричную схему RDD & D1. В рамках этой политики данные страны реализуют следующие программы и мероприятия:

  1. «Энергоэффективность и распространение знаний», которая предполагает надежную техническую помощь в рамках исследования возможности повышения энергоэффективности во всех секторах через сети консультативных услуг;

  2. Комплекс образовательных и учебные программ в данной сфере для того, чтобы все сектора имели доступ к квалифицированной рабочей силе, необходимой для повышения энергоэффективности.

  3. Разработка протоколов измерений и верификации для обеспечения согласованности в методологии;

  4. Сотрудничество с частными финансовыми институтами для разработки государственно-частных партнерств и других структур, которые способствуют финансированию энергоэффективности;

  5. Широкий спектр финансовой и совместной поддержки RDD & D.

Интересным является опыт Китая. В 2008 году в Китае совместно с правительством страны и Всемирным банком была организована специализированная кредитная линия для поддержания Китайской программы финансирования энергоэффективности (CHEEF). Она стимулирует деятельность китайских банков в области предоставления кредитов на энергосберегающие проекты. Кроме того, в 2007 году Государственным советом Китая была утверждена «Белая книга» по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Следуя тенденциям научного и технологического развития, Китай активно инвестирует и продвигает передовые технологии в области энергосбережения, контроля выбросов парниковых газов и рециклинга отходов, создает благоприятную политическую среду для дальнейшего прогресса в энергетических технологиях.

Важным требованием зарубежных регулятивных политик в области энергоэффективности является абсолютная публичность не только материалов о проведении компаниями страны мероприятий в этой области, но и открытость информации о всей продукции, которая должна быть маркирована в соответствии с определенным классом энергоэффективности. Это касается не только конечной продукции производящей промышленности, но и объектов строительства, любого недвижимого и движимого имущества. Данное требование обеспечивает максимально эффективное использование данных продуктов в дальнейшей эксплуатации в различных сферах национальной экономики.

Таким образом, необходимо констатировать, что в рамках уровня энергоэффективности, как сферы, развитые зарубежные экономики (члены Международного энергетического агентства) демонстрируют намного более уверенный и опережающий рост относительно российской экономики. На сегодняшний день основным принципом государственных политик энергоэффективности в данных странах выступает стандартизация требований и отчетности в соответствии с рекомендациями Международного энергетического агентства, что позволяет реализовывать политику глобализационной ассимиляции в данной сфере. МЭА предъявляется высокие требования к качеству проводимых мероприятий на территории каждой отдельной страны, что вызвало значительное ужесточение индивидуальных законодательств: перманентные контроллинговые процедуры, проверки и тесты способствуют максимальной отдаче от проводимых в странах политики в сфере энергетической эффективности. Основными направлениями в рамках институциального регулирования в развитых зарубежных экономиках в последние несколько лет стали экологическая безопасность и возобновляемые источники энергии, поскольку достигнутый уровень развития позволяет говорить о приближении к ступени экономики знаний, когда вопросы истощаемости ресурсов и экологических угроз чрезвычайно обостряются. Российская Федерация в связи с особенностями энергетического рынка и неразвитостью финансового сегмента не может полноценно использовать возможности частного финансирования проектов в области энергоэффективности, что является существенной проблемой в рамках рецессионного состояния российской экономики.

В целом, значимость энергетической эффективности как инновационной отрасли научного знания нельзя переоценить: она находит свое отражение практически во всех отраслях экономики, социальной и экологической сферах, оказывая комплексный положительный эффект на ряд макроэкономических показателей. Основными инструментами государственного регулирования данной отрасли выступают программы, планы и стратегии энергоэффективности, надзорно-контрольные меры, мониторинг процесса реализации мероприятий, обеспечение информационной открытости и публичности (в частности, энергетические обследования, энергосервисные контракты и т.д.). Но, несмотря на ряд успешно разрабатываемых направлений в области институционального регулирования в странах-членах Международного энергетического агентства, российская экономика не может воспроизвести мероприятия по экологической безопасности, разработке альтернативных источников энергии и ряду других сегментов политики в области энергоэффективности в своих реалиях с связи с неразвитостью финансового рынка (невозможностью привлечения «долгих денег») и низкими темпами экономического роста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. The official website of CIA: section «The World Factbook» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ (дата последнего обращения – 29.01.2016).

  2. The official website of International Energy Agency [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iea.org / (дата последнего обращения – 29.01.2016).

  3. Мельникова М. П. Механизм государственного регулирования энергоэффективности экономики России : диссертация кандидата экономических наук. – Москва, 2005.

  4. Портал по энергосбережению «Энергосовет». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.energosovet.ru/ (дата последнего обращения – 29.01.2016).

  5. Сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/ (дата последнего обращения – 29.01.2016).

  6. Серебряков Д. В. Эффективна ли энергоэффективность? / Д. В. Серебряков // Энергосовет. – 2014. – № 6. – С. 36-37.

  7. Энергоемкие миллиарды. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbcplus.ru/news/564d65dc7a8aa96855d6606c (дата последнего обращения – 30.01.2016).

Просмотров работы: 827