КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Галиев В.И. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.1 Социальная ответственность телевидения

Журналистика, весьма сложное и неординарное явление, это одновременно и творческая, и общественная деятельность, причём социальная составляющая напрямую зависит от творческой. Телевидение оказывает на зрителей более прямое влияние, чем радио и газеты, в силу своей большей доступности и большего информационного и жанрового разнообразия передач, тележурналистика имеет большее социальное воздействие на массы и возможности формирования общественного мнения. Именно благодаря этому телевидение не редко подвергается критике.

На телевидении ни один вопрос не может решаться, вопреки его этической основы [44]. Насколько правильным можно считать это утверждение с учётом современных реалий? Современное развлекательное телевидение, как только не изощряется в погоне за высокими рейтингами.

Вещание, ориентированное на массовое потребление одинаковой духовной продукции, чревато насаждением в общественном сознании шаблонов и клише норм поведения. Ведь телевидение обладает особым свойством, некоторой «интимности» восприятия. Это является одной из причин того, что просмотр телевизора стал для многих основным способом времяпрепровождения. Большинство телезрителей утверждает, что просмотр телевидения является для них разновидностью отдыха, однако, это в определённой мере является самообманом, ведь, несмотря на отсутствие физической деятельности, мозг продолжает так же активно участвовать в информационном процессе, задействовав при этом механизмы социального взаимодействия. Можно сказать, что для нашего мозга просмотр телевизора в какой-то мере соответствует участию во фронтальной коммуникации. Фронтальная коммуникация – вид коммуникации, при котором сообщения передаются от одного говорящего многим слушателям. Ведь, несмотря на то, что телевидение всего лишь средство для передачи информации, с его помощью можно не только информировать, но и манипулировать. Если брать в пример – советское телевидение в большинстве своём носило пропагандистский характер: от невинной и даже полезной пропаганды ЗОЖ, до самой настоящей политической пропаганды, например, передача «Камера смотрит в мир» критиковавшая капиталистический строй.

Если же к этому добавить, что телевидение способно не только демонстрировать явление, но и выявлять, укрупнять, заключать в раму, быть может, даже типизировать его, то его «коварство» станет особенно очевидным. Тут уж арифметика телевидения, его статистика, соприкасается с чем-то иным [44].

Согласно статистическим опросам, проводимым социологами множества стран: большинство людей, привыкло доверять телевидению, как основному источнику информации, однако инициаторами подачи этой информации, часто выступают люди заинтересованные. Деятельность, например, государственных каналов целиком регламентирована законом, а их смысловое наполнение определяется государственной политикой. В лучшем случае, таким образом распространяются образовательные, воспитательные, просветительские и научно популярные передачи, в худшем – распространение риторики, возбуждающей ненависть к определённым социальным группам или транслирующей негативные представления о государствах-соседях.

А. С. Вартанов считает, что общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания. В интересах большинства, чтобы голос меньшинств был услышан. Применительно к телевидению гражданское общество в этом смысле предстает как объект вещания [8].

Социальная миссия телевидения – обеспечить сосуществование этих обоих прав: гражданского самовыражения и общественной потребности в информации.

Частное телевидение, как прямой конкурент государственного телевещания, в стремлении перехватить аудиторию, предлагает зрителю широкий спектр программ, большинство их являются аналогами тех, что мы видим на государственных каналах, но с иным наполнением. Так, например, новостные телепередачи на негосударственных каналах могут сообщать несколько точек зрения на обсуждаемую проблему, предлагая зрителям самим сделать выводы, что для государственных СМИ в целом – непозволительная роскошь. Однако, частные СМИ вынуждены получают соответствующую лицензию на вещание от какого-либо государственного органа, что делает их уязвимыми. В таком положении, частные телеканалы вынуждены искать другие способы сохранения конкурентоспособности, добровольно уходя в типовое «гетто», например, становясь сугубо развлекательными каналами. Это нередко приводит к понижению качества телевизионной продукции, в силу чего, многие критики современного телевидения обвиняют его в падении нравов молодого поколения, самые смелые из них утверждают, что телевидение прямо-таки развращает общество.

Саруханов В.А. в своей работе, объясняет механизм негативного влияния телевидения на общество, сравнивая российское телевидение 60-х с современным. Если в 60-х зрители могли наблюдать за покорителями космоса и укротителями атома, то сейчас, СМИ вещают в основном про бандитов, не самый приемлемый пример для подражания, но, тем не менее активно навязываемый обществу. [45]

Несмотря на все негативные стороны, современное телевидение остаётся уникальным социокультурным феноменом. Знание механизмов и инструментов воздействия телевидения, очень полезно для журналистов, стремящихся передать полезную и качественную информацию широкой публике.

1.2 Нормы общения на телевидении

Общение – один из самых естественных видов деятельности для человека, общение помогает нам делиться информацией, укреплять социальные связи. Журналистика - одна из немногих профессий, основанных преимущественно на общении. Однако, общаясь с журналистом, например, во время дачи интервью, человек общается не столько с самим журналистом, его собеседниками становятся и все зрители/слушатели/читатели того или иного вида СМИ, и все это понимают. Одно неловкое слово может негативно повлиять на имидж и репутацию человека, занимающего определённый социальный статус, да и в общем то всем хочется выглядеть в глазах публики максимально презентабельно. Этот эффект особенно усиливается на радио и телевидении, трансляции на которых нередко проводятся в режиме прямого эфира. Участник программы в этот момент испытывает стресс соизмеримый с боязнью сцены в театре. Если участник общения будет чувствовать себя скованным, это может негативно повлиять на весь производственный процесс, а поэтому журналистам и ведущим следует постичь великое искусство телевизионного диалога. [36]

Одной из самых главных характеристик процесса общения является намерение его участников повлиять друг на друга. Опытный корреспондент, ведущий становится настоящим психологом, можно даже сказать «манипулятором», заинтересованным в том, чтобы расслабить, раскрепостить собеседника. Поддерживать определённый тон беседы в полемике, участвуя третьей стороной в полемике между двумя идейными противниками. Или, если нужно, в определённый момент вывести из себя одного, «обезоружить» лишив аргументов. Всё это широко используется на современном телевидении, как инструмент манипулирование общественным мнением.

Однако, в этом случае встаёт вопрос об этичности данных действий. Общество имеет полное право на получение максимально полной информации во всём многообразии мнений, что автоматически означает что однобоких взглядов на ту или иную ситуацию нужно стараться избегать. Как было описано раннее, телевидение относится к институтам наибольшей социальной ответственности. А значит перед журналистами особо остро встают проблемы этического характера, ведь во множестве случаев простого донесения сути поставленной проблемы до зрителя недостаточно.

В конце 80-х американская телеведущая Опра Уинфри в собственном шоу рассказывала телезрителям о такой новой для того времени молодёжной субкультуре как скинхеды. Во время передачи, приглашённые гости из представителей этой субкультуры открыто распространяли идеи неонацизма изливая свою ненависть, которая получила поддержку среди некоторых людей в зале. Так дальше продолжаться не могло и тогда Опра, как позже она написала в своих мемуарах решила пересмотреть свои взгляды на собственное шоу. Несмотря на то, что демократия подразумевает равные возможности для представителей всех социальных групп, телевидение способно послужить площадкой для трансляции подобных идей, что позволит им распространяться среди общества. Данный пример озвучен в этой главе неспроста, от действий Опры в тот момент зависела дальнейшая направленность выпуска, который того и гляди рисковал сорваться в путину нацистской и расистской пропаганды. Перед ней, как перед ведущей, так как прерывать их она не имела права, встала дилемма – соблюдать нейтралитет, как и полагается поступать ведущим ток-шоу в таких ситуациях, или выступить против подобных заявлений, показав зрителям свою позицию по этому вопросу, что является мягкой формой противодействия.

Несмотря на то что в нашей стране, в силу исторических обстоятельств идеи подобные высказываемым в примере, указанном выше, как правило, воспринимаются в штыки, это вовсе не означает, что журналист или телеведущий ток-шоу, не рискует оказаться в подобной ситуации на российском телевидении.

Владение всеми средствами коммуникации является одной из компетенций телеведущего.

В телевизионной коммуникации используются следующие средства:

  • Вербальные;

  • Невербальные:

1) оптико-кинетическая система знаков, таких как жесты, мимика и пантомимика;

2) паралингвистическая и экстралингвистическая система (интонации, неречевые вкрапления в речь, такие как покачивание головой или пожимание плечами);

3) проксемика (организации пространства и времени коммуникации).

Вербальные средства коммуникации, как правило оперируют звуками и символами. В телевидении как правило наиболее воспринимаются звуковые формы вербального общения. Жестовый язык глухонемых относится к вербальным средствам коммуникации, так как используется для воспроизведения полноценного диалога между глухонемыми и, по мнению лингвистов являются настолько же богатыми и сложными, как любой другой звуковой язык.

Невербальные средства общения предусматривают неречевую передачу информации между индивидами. Мимика, жестикуляции, в телевидении всё это передаётся при помощи изображения.

По поводу влияния звука и изображения в телевидении существует две противоположных друг другу точки зрения. Одни считают, что звук во всех случаях подчинён изображению, другие придерживаются противоположной точки зрения, объясняя это силой слова и важностью эмоциональной насыщенности речи. Истинна, как водится, находится где-то по середине. В телевидении одинаково важны и визуальные и аудиальные образы, именно в их взаимодействии кроется секрет создания атмосферы живого восприятия. В живом общении с собеседником, на что обращаем внимания, как на нас влияет темп речи, внешность, жесты, манера поведения, всё это важно и в телевидении.

Правильно поставленное общение в кадре способно не просто поведать зрителю о событиях или мнениях. В тех же ток-шоу, заполонивших сетки вещания большинства телеканалов, основной упор всегда ставится на эмоции, на человеческий фактор. Обсуждение той или иной проблемы, между вовлечёнными в неё людьми, специалистами и просто знаменитостями, имеющими общественный авторитет, не только сообщает о свершившемся событии, раскрывает подробности, но и также может подтолкнуть зрителя, раннее придерживающегося противоположной точки зрения, изменить её под впечатлением от наблюдения за сторонами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багиров, Э. Телевидение – ХХ век [Текст] / Э. Багиров, И. Кацев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2009. – 205 с.

2. Белко, В. Краткий курс телевидения для молодого журналиста [Текст] / В. Белко, Т. Бережная, В. Воронцова. – М.: Высшая школа, 2012. – 56 с.

3. Борецкий, Р. А. Беседы об истории телевидения [Текст] / Р. А. Борецкий. – М. : Издательство Икар, 2011. – 17 с.

4. Борецкий, Р. А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено или Мое забытое телевидение [Текст] / Р. А. Борецкий. – М. : Издательство ВК, 2010 г. – 311 с.

5. Бурдье, П. О телевидении и журналистике [Текст] / пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. – М. : Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2010. – 160 с.

6. Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин [ и др.]. – М. : Москва, 2013. – 62 с.

7. Вартанов, А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках [Текст] : учеб. пособие / А. С. Вартанов. – М. : Высшая школа, 2008. – 114 с.

8. Вартанов, А. С. Российское телевидение на рубеже веков. Программы, проблемы, лица [Текст] / А. С. Вартанов. – М. : Издательство: КДУ, 2011. –480 с.

9. Васильева, Л.А. Делаем новости [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Васильева. – М. : Аспект-Пресс, 209. – 190 с.

10. Визильтер, В. Телевидение. Закадровые нескладушки [Текст] / В. Визильтер. – М. : Грифон. – 410 с.

11. Гаймакова, Б. Д. Основы редактирования телепередач [Текст] / Б. Д. Гаймакова. – М. : Норма, 2010. – 87 с.

12. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения [Текст] / Н. Голядкин. – М. : Аэлита, 2009. – 32 с.

13. Долгова, Ю. Телерадиоэфир. История и современность[Текст]/ Ю. Долгова, Я. Засурский, Д. Дондурей. – М. : Аспект-Пресс, 2014. – 312 с.

14. Егоров, В. В. Телевидение: Страницы истории [Текст] / В. В. Егоров. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 120 с.

15. Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии [Текст] / В. В. Егоров. – М. : Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР, 2006.– 212 с.

16. Ермилов, А. Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналисту[Текст] / А. Ермилов. – М. : Аспект-Пресс, 2012. – 204 с.

17. Журналистика и культура русской речи [Текст] : период. издание/ под ред. Я. Н. Засурского. – №3-4 (№67-68) – М. : МГУ, 2014, – 412 с.

18. Засурский, Я. Н. Телерадиоэфир. История и современность [Текст] / Я. Н. Засурский. – М. : Аспект-Пресс, 2005. – 420 с.

19. Зверева, В. "Настоящая жизнь" в телевизоре. Исследования современной медиакультуры [Текст] / В. Зверева. – М. : Аспект-Пресс, 208. – 537 с.

20. Золотаревский, Л. Телевидение – любовь моя! [Текст] / Л. Золотаревский. – М. : Аспект-Пресс, 2010. – 200 с.

21. «Логика для журналистов» [Электронный ресурс] / Как стать журналистом / А. Ивин. – редакция от 12. 12. 2009. – 76 кб.

22. Ильченко, С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий [Текст] / С. Н. Ильченко. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. – 468 с.

23. Каминский, А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста [Текст] / А. Каминский. – М. :Эксмо, 2009. – 640 с.

24. Квашина, Т. Телевидение и общество. Этнокультурные факторы телевизионного дискурса [Текст] / Т. Квашина. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 340 с.

25. Кемарская, И. Телевизионный редактор [Текст] / И. Кемарская. – М. : Аспект-Пресс, 2013. – 267 с.

26. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] : учеб. пособие / А. А. Князев. – М. : КРСУ, 2008. – 160 с.

27. Князев, А. А. Функции тележурналистики [Текст] : учеб. пособие / А. А. Князев. – М. : КРСУ, 2008. – 190 с.

28. Кузбеков, Ф. Т. Башкирская журналистика как явление этнической культуры [Текст] / Ф.Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 2006. – 384 с

29. Кузнецов, Г. В. Так работают журналисты ТВ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Кузнецов. – М. : Издательство Московского университета, 2004. – 400 с.

30. Кузнецов, Г.В. Критерии качества телевизионных программ [Текст] / Г. В. Кузнецов. – М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2010. — 69 с.

31. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – 4-е издание. – М. : Издательство московского университета, 2009. – 423 с.

32. Кэрролл, В. М. Новости на TV [Текст]/ В. М. Кэрролл. – М. : Мир, 2012. – 285 стр.

33. Максимов, А. Профессия – тележурналист [Текст] / А. Максимов. – М. : Калиновый Бульвар, 2011. – 252 с.

34. Медынский, С. Оператор. Пространство. Кадр [Текст] / С. Медынский. – М. : Аспект-Пресс, 2012. – 303 с.

35. Мельник, Г. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г. Мельник, А. Тепляшина. – М. : Питер, 2011. – 207 с.

36. Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Журналистика / С. А. Муратов. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 87 с.

37. Новикова, А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности [Текст] / А. Новикова. – М. : Высшая Школа Экономики, 2011. – 130 с.

38. Орлова, В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке [Текст] / В. В. Орлова. – М. : РИП-холдинг, 2007. – 209 с

39. Пескин, А. Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы. Справочник [Текст] / А. Пескин, В. Труфанов. – М. : Горячая Линия – Телеком, 209. – 178 с.

40. Плавник, А. А. Основные этапы развития аудиовизуальных СМИ [Текст] : учеб.-методическое пособие / А. А. Плавник. – Минск : 2007. – 105 с.

41. Поберезникова, Е. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения [Текст] / Е. Поберезникова. – М. : Аспект-Пресс, 2013. – 145 с.

42. Почепцов, Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций [Текст] / Г. Почепцов. – М. : Аспект-Пресс, 2011. – 89 с.

43. Розов, А.Ю. Страницы истории телевидения. Сборник статей [Текст] / А. Ю. Розов, И. Кириллов, А. Аронов, [и др.]. – М. : Искусство, 2008. – 255 с.

44. Саппак, В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы [Текст] / В. С. Саппак. – М. : Искусство, 2008. – 402 с.

45. Саруханов, В. А. Азбука телевидения [Текст] / В. А. Саруханов. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 650 с.

46. Сергеев, Д. Они в эфире. Как делается телевидение [Текст] / Д. Сергеев. – М. : АСТ, 2011. – 115 с.

47. Сожин, Г. В кадре и за кадром [Текст] / Г. Сожин. – М. : Мурманское книжное издательство, 2004. – 176 с.

48. Солганик, Г. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения [Текст] / Г.Солганик. – М. :Харвест, 2005. – 245 с.

49. Соломатина, О. 101 совет по работе со СМИ [Текст] / О. Соломатина. – М. : Альпина Паблишер, 2014. – 340 с.

50. Телевидению– 80 лет [Электронный ресурс] / «Наука и жизнь»/ Д. Меркулов. – редакция от 23.05. 2011. – 12 кб.

51. Урвалов, В. А. Очерки истории телевидения [Текст] / В. А. Урвалов. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 300 с.

52. Фортунатов, А. Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход [Текст] : курс лекций / А. Н. Фортунатов. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 207 с.

53. Шеремет, П. TV: Между иллюзией и правдой жизни: Руководство для победителей [Текст] / П. Шеремет. – М. : Книжный клуб 36. 6, 2009. – 398 с.

54. Шестёркина, Л. П. Методика телевизионной журналистики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. - М. : Аспект-Пресс, 2012. 223 с.

Просмотров работы: 1085