ФУНКЦИЯ ФОЛЬКЛОРА В ВОПРОСЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФУНКЦИЯ ФОЛЬКЛОРА В ВОПРОСЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Акулина Н.Н. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежели русский вам скажет, что не любит Родину,

не верьте ему, он не русский.

(Ф. М. Достоевский)

На сегодняшний день мы живем в таком интересном и сложном мире, когда на многие вещи начинаем смотреть совершенно по-другому, осмысливать разные события и поступки более глубоко, искать ответы на многие интересующие нас вопросы в, казалось бы, совершенно неожиданных вещах.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем, как правило, не достаточно. Что интересовало, огорчало, увлекало русских людей, что они делали, о чем мечтали, о чем горевали, что рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Нам необходимо это понять, чтобы восстановить связь со своими предками, создавшими уникальное, великое, мощное государство - Россию. Нам необходимо понять, чем раньше жил русский народ, в чем состояла его мудрость, его характер, его идеалы, его радости и горести.

Помочь в этом современному русскому народу может фольклор. Это богатейший источник подлинного русского искусства, русского мира. Фольклор - это жизнь народа, его история, он хранит в себе человеческий опыт, который проверялся в течении многих и многих веков. В фольклоре как нигде мы можем проследить связь между поколениями носителей культуры, т.к. его образцы передавались по принципу «из уст в уста», от бабушек и дедушек своим потомкам. В нём собраны все переживания, волнения, мысли, чувства народа. Но сегодня фольклор, несмотря на официальную поддержку государстве, отнюдь не является популярным видом творчества, поэтому, к сожалению, мы почти утратили эту невидимую нить, связывающую поколения. Именно поэтому сейчас вопрос сохранения и восстановления традиционной культуры наиболее актуален. В первую очередь восстанавливать эту связь необходимо в процессе работы с детьми и молодёжью, т.к. дети - это будущее страны, будущие ученые, музыканты, политики, учителя, родители, будущая Россия. И какой вырастет будущее поколение России - зависит от нас, от родителей, от педагогов.

Процесс познания устного народного творчества должен начинаться как можно раньше, через колыбельные песни, потешки, прибаутки, игры, сказки, загадки, поговорки, пословицы. Ребенок с детства должен понимать, насколько прекрасен и близок ему его родной, такой богатый и неповторимый русский язык, народная музыка, традиции.

Фольклор - богатый и ничем не заменимый источник воспитания детей. Он содержит в себе понятия и добре и зле, о хорошем и плохом, о взаимоотношениях людей, о подлинных чувствах, переживаниях, эмоциях человека и всего народа, о взаимоотношениях человека и природы. Каждый человек находит в нем что-то свое, близкое и понятное только ему.

Во время занятий фольклором у формируются этические и эстетические нормы, духовно-нравственные ценности личности, национальное мировоззрение. Каждое фольклорное произведение ребёнок осмысливает по - особенному, формируя тем самым собственное мнение, дети приобретают навык мышления, учатся мыслить, думать, принимать разнообразные решения в своей жизни, что очень и очень важно.

Но с чего же начинать воспитание детей в фольклорном направлении? Существуют так называемые детские жанры фольклора. Это - русские народные сказки, потешки, загадки, прибаутки, всевозможные народные детские игры. Так, например, в фантастических сюжетах сказок всегда отражается реальная жизнь, быт и труд той социальной среды, в которой существует сказка, она призвана воспитывать в ребенке умение отличать добро от зла, и тем самым, вставать на сторону добра Сказка - это действительность. Сказка всегда заканчивается счастливо, хорошо. Тем самым, сказка воспитывает ребенка быть оптимистом, всегда верить в лучшее, верить в жизнь, во все светлое, что есть в мире. Это - воспитательная функция сказок.

Также сказка является высоко художественным произведением народного творчества. Отсюда - воспитание эстетического мировосприятия у ребенка при помощи сказок.

Пословицы и поговорки тоже являются ярким явлением русского фольклора. Так же, как и в сказках, в пословицах и поговорках заложены опыт народа, его мудрость, его мнение насчет многих жизненных явлений. Пословицы и поговорки учат ценить родную землю, родную Отчизну:

"Береги Родину как зеницу ока".

"Дома и стены помогают".

"Нет в мире краше Родины нашей".

"Кто за Родину горой, тот истинный герой".

Также пословицы учат уважать труд, любить его:

"Где труд, там и счастье".

"Воля и труд дивные всходы дают".

"Кто мало говорит, тот больше делает".

"Не сиди сложа руки, так не будет и скуки".

Пословицы и поговорки несут в себе и функцию физиологического воспитания. Они показывают нам, насколько важно следить за своим здоровьем, вести активный здоровый образ жизни:

"Кто спортом занимается, тот силы набирается".

"И смекалка нужна, и закалка важна".

"Чистота— залог здоровья".

"Хочу — половина могу".

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Русский фольклор прекрасен, современному русскому человеку необходимо это понять, принять и осознать. Только тогда мы будем единым народом, одной кровеносной системой, мы будем тем знаменитым русским народом, который потом и кровью отстаивал свою землю веками, и никогда не позволял врагу поработить и победить русский народ. Только через свое, родное, русское мы будем непобедимыми. Только в этом случае Россия будет крепнуть и крепнуть, становится все сильнее и непобедимее.

Фольклор актуален всегда. В нем скрыты все особенности русского характера и русской жизни, и настоящему русского человеку всегда будет понятна и близка истинная народная культура.

Литература:

1. В. П. Аникин. Русский фольклор. Москва. 1985 год. - 367с.

2. О. Дружкова. 1000 веселых загадок для детей. Москва. 2003 год. - 382с.

3. В.П. Аникин. Русские сказки. Москва. 1987 год. - 383 с.

4. Т.В. Розе. Мифологический словарь. Древняя Русь. Британия и Ирландия. Москва. 2014 год. - 48 с.

5. В. П. Аникин. К мудрости ступеньки. Москва. 1988 год. - 176 с.

Просмотров работы: 686