ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА ПО МЕТОДИКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА ПО МЕТОДИКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ

Дерипаско Л.И. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кредитоспособность — это возможность, имеющаяся у заемщика для своевременного погашения кредитов. Следует учесть, что кредитоспособность — это не только наличие у заемщика возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него [1].

Основная нацеленность анализа кредитоспособности — определение степени финансовой устойчивости и организация кредитования таким образом, чтобы заставить клиента повысить свой класс кредитоспособности [2].

Существуют разнообразные подходы к оценке кредитоспособности заёмщика. Каждый способ оценки взаимно дополняет друг друга [3].

Изучение банковского опыта оценки кредитоспособности заемщика показало, что банки разрабатывают и постоянно совершенствуют методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью различного рода моделей. Цель их состоит в том, чтобы выработать стандартные подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на основе результатов анализа (кредитоспособные и некредитоспособные).

Проведем оценку кредитоспособности ОАО «Автоколонна №1493» на основе методики, разработанной Сбербанком РФ [4].

Произведем расчет коэффициента К1 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1 значения коэффициентов абсолютной ликвидности имеют очень низкие значения. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011 году относится к 3 категории заемщика, в 2012 и 2014 годах относятся к 1 категории заемщика, в 2013 году — ко 2 категории заемщика. Рост данного показателя, произошел в 2012 и 2014 годах и составил, выше минимального значения.

Таблица 1. Расчет коэффициента абсолютной ликвидности ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Денежные средства (стр. 1250 Баланса), тыс.руб.

352

894

383

661

Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб.

8048

4702

4489

6005

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,04

0,19

0,08

0,11

Произведем расчет коэффициента К2 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы в таблице 2.

Таблица 2. Расчет промежуточного коэффициента покрытия ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Краткосрочная дебиторская задолженность (стр.1230 Баланса), тыс.руб.

2436

2165

3621

3231

Краткосрочные финансовые вложения (стр. 1240 Баланса), тыс.руб.

28

0

0

0

Денежные средства (стр. 1250 Баланса), тыс.руб.

352

894

383

661

Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб.

8048

4702

4489

6005

Коэффициент промежуточного покрытия

0,35

0,65

0,89

0,65

Из данных таблицы 2 видно, что значения показателей промежуточного коэффициента покрытия имеют не высокие значения относительно нормальных. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011 году относятся к 3 категории заемщика. В 2012 и 2014 гг. показатели данного коэффициента относятся ко 2 категории заемщика, в 2013 году к 1 категории заемщика. Небольшие показатели данного коэффициента вызваны большой долей краткосрочной дебиторской задолженности в активе предприятия. Данное обстоятельство вызвано тем, что ОАО «Автоколонна №1493» получает дотации из бюджета муниципального образования за перевозку льготных пассажиров.

Большой рост показателя быстрой ликвидности наблюдается в 2013 году. Он вызван большим ростом дебиторской задолженности ОАО «Автоколонна №1493». Но при этом доля краткосрочных обязательств в 2012 году значительно снизилась.

Расчет коэффициента К3 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы представим в таблице 3.

Данные таблицы 3 показывают, что значения коэффициента текущей ликвидности имеют низкие значения относительно нормативны. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2012-2014гг.относятся ко 2 категории заемщика.

Таблица 3. Расчет коэффициента текущей ликвидности ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Оборотные активы (стр. 1200 Баланса), тыс.руб.

4958

4858

6008

5856

Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб.

8048

4702

4489

6005

Коэффициент текущей ликвидности

0,62

1,03

1,34

0,97

В 2011 году показатель данного коэффициента относился к 3 категории заемщика. Величина данного коэффициента обусловлена большой долей краткосрочной дебиторской задолженности в балансе ОАО «Автоколонна №1493», а также высокой величиной запасов. На данное обстоятельство повлияла специфика оказания услуг ОАО «Автоколонна №1493».

В 2013 году также наблюдается рост коэффициента текущей ликвидности (как и быстрой ликвидности), вследствие вливания средств ОАО «Автоколонна №1493» в запасные части и увеличения дебиторской задолженности.

Расчет коэффициента К4 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011–2014 годы представлен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет коэффициента соотношения собственных средств и заемных

ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Собственные капитал и резервы (стр. 1370 Баланса), тыс.руб.

122752

122949

121670

120100

Долгосрочные обязательства (стр. 1450 Баланса), тыс.руб.

0

0

0

0

Краткосрочные обязательства (стр. 1500 Баланса), тыс.руб.

8048

4702

4489

6005

Коэффициент соотношения собственных средств и заемных

0,06

0,04

0,04

0,05

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что динамика коэффициента колеблется незначительно и остается в одних пределах. Так в 2011 году он составлял 0,06, а в 2014 году — 0,05. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента с 2011 по 2014 года относились к 3 категории заемщика.

Расчет коэффициента К5 в ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы представлен в таблице 5.

Таблица 5. Расчет коэффициента рентабельности продаж ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Прибыль от реализации (стр. 2200 ф.2), тыс.руб.

1759

2977

-306

-550

Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб.

87797

79488

74782

77454

Коэффициент рентабельности продаж, %

2,00

3,74

-0,41

-0,71

Данные таблицы 5 показывают, что наименьшее значение рентабельности продаж в ОАО «Автоколонна №1493» наблюдалось в 2014 году, так как организацией был получен убыток 550 тыс.руб. Показатель рентабельности продаж в 2014 году составляет — 0,71 ед., что показывает, что на каждый 1 рубль выручки ОАО «Автоколонна №1493» получает 0,71% убытка. ОАО «Автоколонна №1493» нерентабельно и в соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента относятся ко 3 категории заемщика.

Расчет коэффициента К6 для ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 годы представлен в таблице 6.

Таблица 6. Расчет коэффициента рентабельности деятельности предприятия

ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Чистая прибыль (стр. 2400 ф.2), тыс.руб.

217

49

-1185

292

Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб.

87797

79488

74782

77454

Коэффициент рентабельности деятельности предприятия

0,25

0,06

-1,58

0,38

Данные таблицы 6 показывают, что коэффициент рентабельности деятельности в 2013 году имел отрицательные значения. Это говорит о том, что деятельность ОАО «Автоколонна №1493» в 2013 году была нерентабельна и убыточна. В соответствии с нормативными значениями оценочных показателей Сбербанка РФ показатели данного коэффициента в 2011, 2012 и 2014 годах относятся к 1 категории заемщика, а в 2013 году поскольку был получен убыток — к 3 категории заемщика.

Расчет дополнительных коэффициентов оборачиваемости предлагаемых Сбербанком РФ ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 – 2014 гг. представлен в таблице 7.

Таблица 7. Расчет дополнительных оценочных коэффициентов оборачиваемости

ОАО «Автоколонна №1493»

Показатели

2011г.

2012

2013г.

2014г.

Выручка от реализации (стр. 2110 ф. №2), тыс.руб.

87797

79488

74782

77454

Количество дней в периоде, дн.

360

360

360

360

Оборотные активы (стр. 1200 Баланса), тыс.руб.

4958

4858

6008

5856

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об.

17,7

16,4

12,4

13,2

Оборачиваемость оборотных активов, дн

20,3

21,9

29,0

27,3

Дебиторская задолженность (стр.1230 Баланса), тыс.руб.

2436

2165

3621

3231

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, об.

36,0

36,7

20,6

24,0

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дн

10,0

9,8

17,5

15,0

Запасы (стр. 1210 Баланса), тыс.руб.

2142

1809

2004

1964

Коэффициент оборачиваемости запасов, об.

41,0

43,9

37,3

39,4

Оборачиваемость запасов, дн

8,8

8,2

9,6

9,1

Данные таблицы 7 показывают, срок оборачиваемости оборотных активов в ОАО «Автоколонна №1493» составляет от 29 дней в 2013 году до 20,3 дней в 2011 году, т.е. время оборачиваемости оборотных активов постоянно изменялось. Такой не большой срок оборачиваемости обусловлен не высоким сроком оборачиваемости дебиторской задолженности (от 9,8 дня до 17,5 дней) и дебиторская задолженность составляет около 55% от общей величины оборотных активов. Это говорит о том, что срок погашения задолженности дебиторов ОАО «Автоколонна №1493» составляет около 15 дней. Следовательно, дебиторскую задолженность ОАО «Автоколонна №1493», можно отнести к быстро реализуемым активам. Из данных таблицы 7 также видно, что средняя оборачиваемость запасов составляет 9 периодов, что являются положительным для организаций автомобильной отрасли.

Для определения рейтинга Сбербанк РФ установил 3 класса заемщиков. Рейтинг определяется как сумма баллов по шести основным показателям (К1, К2, К3, К4, К5, К6), оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков [4].

Произведем расчет суммы баллов в таблицах 8-11.

Таблица 8. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2011 год

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

К1

0,04

3

0,05

0,15

К2

0,35

3

0,10

0,30

К3

0,62

3

0,40

1,2

К4

0,06

3

0,20

0,6

К5

2,00

1

0,15

0,15

К6

0,25

1

0,10

0,10

Итого

х

х

1

2,5

Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2011 году соответствует 3 классу заемщиков.

Таблица 9. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2012 год

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

К1

0,19

1

0,05

0,05

К2

0,65

2

0,10

0,20

К3

1,03

2

0,40

0,80

К4

0,04

3

0,20

0,60

К5

3,74

1

0,15

0,15

К6

0,06

1

0,10

0,10

Итого

х

х

1

1,90

Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2012 году соответствует 2 классу заемщиков.

Таблица 10. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2013 год

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

К1

0,08

2

0,05

0,10

К2

0,89

1

0,10

0,10

К3

1,34

2

0,40

0,80

К4

0,04

3

0,20

0,60

К5

-0,41

3

0,15

0,45

К6

-1,58

3

0,10

0,30

Итого

х

х

1

2,35

Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2013 году соответствует 3 классу заемщиков.

Таблица 11. Расчет суммы баллов для ОАО «Автоколонна №1493» за 2014 год

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

К1

0,11

1

0,05

0,05

К2

0,65

2

0,10

0,20

К3

0,97

3

0,40

1,20

К4

0,05

3

0,20

0,60

К5

-0,71

3

0,15

0,45

К6

0,38

1

0,10

0,10

Итого

х

х

1

2,60

Сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2014 году соответствует 3 классу заемщиков.

Таким образом, сумма баллов рейтинговой оценки ОАО «Автоколонна №1493» в 2011, 2013 и 2014 годах соответствует 3 классу заемщиков, а в 2012 году — 2 классу заемщиков.

Это означает, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» в 2012 году требует взвешенного подхода, а в 2011, 2013, 2014 годах кредитование ОАО «Автоколонна №1493» кредитование связано с повышенным риском.

После проведения количественной оценки проведем качественную оценку деятельности ОАО «Автоколонна №1493».

Определим основные риски деятельности ОАО «Автоколонна №1493».

1 Отраслевые риски.

Основной вид деятельности Общества: маршрутные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Общество составляет основу транспортной отрасли Кропоткинского городского поселения, обеспечивая потребности населения и экономики города за счет комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере пассажирских перевозок. Пассажирский автомобильный транспорт имеет большое социальное значение и используется населением для поездок на работу и обратно, по личным нуждам, связанным с лечением, учебой и т.д. ОАО «Автоколонна №1493» занимает устойчивое положение в транспортной отрасли.

К отраслевым рискам относится тенденция роста цен на сырье, энергоносители, а также рост тарифов на услуги. Данные факторы отрицательно влияют на деятельность заемщика, увеличивая себестоимость продукции.

2. Страновые и региональные риски.

Деятельность заемщика подвержена ряду политических и экономических рисков.

Стабильность и развитие российской экономики во многом зависит от эффективности экономических мер, предпринимаемых Правительством, что находится вне контроля заемщика.

Заемщик территориально расположен в Краснодарском крае. Край насыщен предприятиями автомобильной отрасли, осуществляющими аналогичные перевозки, поэтому данный риск для заемщика является критическим. Риски, связанные с природными и климатическими особенностями, стихийными бедствиями и нарушением транспортного сообщения для заемщика не являются критическими.

3 Правовые риски.

Риски, связанные с деятельностью общества (участие в судебных процессах, изменение законодательства) которые в значительной степени могли бы повлиять на финансовое состояние общества, отсутствовали.

4. Риски, связанные с деятельностью заемщика

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует заемщик, в настоящий момент не усматриваются. Риски, связанные по долгам третьих лиц в настоящее время минимальны.

Основной фактор, оказавший влияние на изменение выручки от продажи продукции — это изменение цены на ГСМ.

Основным фактором, влияющим на деятельность предприятия, является цена 1 л ГСМ.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.1999г. №193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.04.2000г. №222 «О совершенствовании системы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» ОАО «Автоколонна 1493» имеет статус специализированного (базового) предприятия (единственное в Кавказском районе), позволяющий оказывать дополнительные услуги субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки в Кавказском районе. Автобусные маршруты, обслуживаемые предприятием, находятся на обслуживании только ОАО «Автоколонна №1493». Другие автобусные маршруты Кавказского района, не закрепленные договорными обязательствами за ОАО «Автоколонна № 1493», обслуживает ООО «Трансавто».

Поэтому основным конкурентом является — ООО «Трансавто».

Анализируя все вышеперечисленные факторы, динамику изменения показателей количественной оценки кредитоспособности и все вышеперечисленные качественные риски отнесем ОАО «Автоколонна №1493» к третьему классу кредитоспособности.

Это означает, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» связано с повышенным риском.

На протяжении всего анализируемого периода ОАО «Автоколонна №1493» имел низкие коэффициенты быстрой и текущей ликвидности, а также удовлетворительные значения коэффициентов рентабельности.

В связи с тем, что в настоящее время наблюдаются кризисные явления в мировой и российской экономике, выразившиеся в росте курса валют и ставок по кредитованию, осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития Общества становится проблематично.

В целях выполнения принятых показателей Общество ежегодно подает материалы на пересмотр и утверждение индивидуальных тарифов по городским, пригородным и междугородным перевозкам, учитывая прогнозируемый рост инфляции, разработанный Минэкономразвития РФ и сложившуюся себестоимость услуг. Доходы планируется на плановый период увеличить только за счет роста тарифа, так как маршрутная сеть с учетом перспектив развития города и района в среднесрочной перспективе пересматриваться не будет. Пассажиропоток не стабилен, он постепенно снижается.

При оценке развития Общества, были учтены факторы, которые могут оказать влияние на изменение финансовых показателей, в том числе за счет дополнительных доходов от предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, предрейсовых и послерейсовых технических осмотров транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам и других видов деятельности.

Учитывая показатели финансово-хозяйственной деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости Общества, возможности и риски предприятия, можно сделать вывод, что кредитование ОАО «Автоколонна №1493» не возможно на стандартных условиях, кредитование не желательно в виду наличия возможных рисков невозврата кредита.

Литература:

  1. Анализ и оценка кредитоспособности заёмщика: учебно-практическое пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.

  2. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков / В.А. Москвин. М.: Финансы и статистика, 2013. —126 с.

  3. Деревягин А.С. Оценка платежеспособности компании: российский и зарубежный опыт // Справочник экономиста, — 2014. — №8. — С.11-15.

  4. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 30 июня 2006 г. №285-5-р.

 

14

 

Просмотров работы: 4686