МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Моторина Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет", Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего образования, происходят существенные изменения в требованиях к качеству предоставляемых услуг дошкольной организации.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, образовательная программа детского сада обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуально-психологических и физиологических особенностей.

Таким образом, современный детский сад должен содействовать раскрытию индивидуальности каждого ребенка, способствовать повышению адаптационных возможностей, обеспечивать оптимальные условия для всестороннего развития и удовлетворять требованиям преемственности школьного образования. В этом смысле особую важность представляет успешность адаптации, поскольку ее нарушение без своевременной и адекватной коррекции может оказать негативное влияние на образовательный процесс в целом.

В результате анализа процесса адаптации детей раннего возраста, к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) наметилась тревожная тенденция увеличения числа детей с тяжелой степенью протекания адаптационного периода [3].

В 2013-2015 гг. нами было проведено комплексное исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Исследуя факторы, оказывающие негативное влияние на течение адаптационного периода, мы обратились к изучению ряда аспектов. В результате анализа литературных источников и в ходе наблюдения за воспитателями, детьми и их родителями в период адаптации мы сделали вывод, что благополучие процесса адаптации зависит не только от состояния здоровья детей и уровня их психического развития, но и от особенностей характера взаимодействия детей с матерями и воспитателями дошкольных организаций. Исследование процесса адаптации детей осуществлялось на базе детских садов общеразвивающей направленности города Иваново.

В результате нами были выделены 3 группы факторов:

  1. Особенности детско-материнского взаимодействия

  2. Уровень развития эмоционального интеллекта воспитателей

  3. Коммуникативные особенности развития детей раннего возраста

К особенностям детско-материнского взаимодействия, которые оказывают негативное влияние на течение адаптационного периода можно отнести следующие:

а) склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни);

б) стремление к потворствованию (стремление матери к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка);

в) недостаточность по отношению к своим детям санкций, запретов и требований;

г) дефицит возлагаемых на ребенка обязанностей;

д) наличие симбиотической связи матери;

е) стремление к чрезмерной заботе и излишняя концентрация на ребенке;

ж) неуверенность матери в родительских способностях; з) стремление матери к телесному контакту;

и) тесная эмоциональная связь.

Согласно полученным данным, уровень эмоционального интеллекта воспитателей также играет значительную роль в период адаптации детей к условиям ДОО. Воспитатели, работающие с детьми раннего возраста, в группе которых 3 и более ребенка с тяжелой степенью протекания адаптационного периода, характеризуются недостаточным уровнем развития эмоционального интеллекта. В ходе исследования выяснилось, что у большинства воспитателей, принявших участие в исследовании, определяется недостаточный уровень развития как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта, низкий уровень контроля над внешними проявлениями эмоций и слабая способность к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями [2].

К особенностям коммуникативного развития ребенка, способствующим развитию тяжелой степени адаптации к условиям ДОО относятся: низкая степень инициативности в общении и трудности при построении взаимодействия с взрослыми людьми.

На наш взгляд особенности детско-материнского взаимодействия играют ключевую роль в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольной организации.

Выявленные в ходе исследования нарушения детско-материнских отношений, нами определяется как форма нарушения привязанности ребенка к матери. А именно наличие симбиотического типа, который в научной литературе определяется как смешанный, условно патологический и созависимый тип взаимодействия.

Следует обратить внимание, что детей с данным симбиотическим типом нарушено формирование «Я-концепции» и принятия себя как самостоятельной личности, и как следствие, отсутствие ощущения себя как части единовоспринимаемой диады мать-дитя.

Известно, что психологический симбиоз в период младенчества является нормой отношений, и определяется как восприятие ребенком материнского объекта и себя как двуединого существа (Mahler & Gosliner, 1955). На этом этапе развития детско-материнских отношений, мать выступает как объект, удовлетворяющий физиологические потребности ребенка [1].

Согласно теории М. Малер, на протяжении всего младенческого и раннего возраста отношения матери и ребенка представляется как динамический процесс противоположных стремлений – от тесной привязанности к матери с одной стороны, и усилий ребенка по установлению четких границ собственного «Я» в этих отношениях – с другой.

Сам процесс осознания ребенком своей дискретной идентичности, индивидуальности, отдельности от матери был определен М.Малер термином «сепарации-индивидуализации».

Сепарация, определяется как процесс, в ходе которого ребенок постепенно и последовательно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Причем речь идет не о физическом (пространственном) отделении от матери, а о развитии внутреннего чувства возможности полноценного функционирования независимо от нее.

По всей вероятности изучение сепарации-индивидуализации приобретает особую актуальность, так как характеризует процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ в контексте отрыва от матери.

На основе выделенных и эмпирически обоснованных факторов, которые оказывают негативное влияние на процесс адаптации, нами была разработана теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации у детей, характеризующихся тяжелой степенью его протекания.

Авторская концептуальная модель включает формулировку цели и предполагаемых результатов психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода к ДОО; характеризует теоретико-методологические основания разработки модели и ее структурные компоненты (содержательный, технологический, организационный, результативный); содержит описание психолого-педагогических условий, содействующих оптимизации процесса адаптации к ДОО; освещает критерии и показатели адаптированности ребенка к условиям детской дошкольной организации.

Основная цель реализации спроектированной нами модели посредством внедрения разработанной на ее основе экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОО – способствовать созданию благоприятных условий течения адаптационного периода у детей, испытывающих трудности привыкания к детскому саду.

В соответствии с данной целью результатом ее реализации является снижение сроков адаптации и предупреждение развития дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.

Теоретико-методологические основания разработки модели представлены единством следующих методологических подходов и принципов.

Опора на системный подход, требующий применения системного анализа, делает необходимым рассмотрение нарушения процесса адаптации детей к условиям ДОО как следствия действия ряда неблагоприятных факторов, в том числе социально-психологических и индивидуально-психологических. С такой позиции субъектами воздействия на ребенка являются все участники воспитательно-образовательных отношений, следовательно, программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОО должна предусматривать работу по снижению влияния негативных факторов, образующих многокомпонентную систему взаимосвязанных элементов, и создание системы психолого-педагогических условий, минимизирующих и устраняющих их воздействие.

Комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду реализуется посредством организации взаимодействия родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми, и предполагает использование совокупности соответствующих методов и приемов работы.

Личностно-ориентированный подход к построению взаимодействия с детьми раннего возраста является основанием для утверждения о том, что главная цель работы воспитателя – содействовать формированию личности ребенка. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Опора на деятельностный подход, в соответствии с которым развитие психики происходит в процессе усвоения социального опыта в специально организованных условиях, предусматривает повышение уровня адаптивных возможностей детей посредством организации специфических видов детской деятельности: предметной, игровой.

Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста с тяжелой степенью его протекания построена с учетом следующих принципов.

Принцип гуманизации заключается в ориентации воспитателя при построении взаимодействия на личность ребенка, в обеспечении эмоционально комфортных условий для развития детей, проявления уникальности каждого ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости, означает то, что содержание, формы и методы реализации программы психолого-педагогического сопровождения должны соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, имея при этом возможность применения в массовой практике дошкольного образования; кроме того, отбор диагностического инструментария и образовательного материала должен учитывать возрастные особенности детей.

Принцип доступности предполагает, что теоретический материал, изучаемый в рамках программы психолого-педагогического сопровождения, должен быть понятен воспитателям и родительской общественности, соответствовать их уровню образования и квалификации, не содержать специализированной терминологии и наукоемких понятий.

Согласно принципу активности и сознательности усвоить теоретический материал можно лишь при необходимом уровне активности воспитателей и родителей, а также при достаточно высоком уровне личной заинтересованности и соответствующей мотивации.

Схема модели психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста с тяжелой степенью его протекания включает в себя следующие компоненты.

Содержательный компонент модели отражает единство видов профессиональной деятельности педагога-психолога, обеспечивающих в своей совокупности целенаправленное создание необходимых условий для успешного течения адаптационного периода у детей раннего возраста. К таким видам деятельности относятся психодиагностика, коррекционно-развивающая, информационно-просветительская работа, психологическое консультирование, психологическая профилактика, реализуемые в комплексной работе с детьми, их матерями, воспитателями ДОО (см. рис).

Технологический компонент модели включает в себя формы, методы и средства работы с воспитателями, детьми и их родителями, а также описывает виды совместной деятельности и систему подобранных и разработанных нами занятий, игровых и образовательных ситуаций, упражнений, направленных на минимизацию и устранение факторов, способствующих развитию тяжелой формы адаптации.

Организационный компонент модели содержит характеристику этапов работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста. К ним мы относим следующие:

- организационный этап (ознакомление с контингентом будущих воспитанников и их родителями);

- диагностический этап (выявление детей «группы риска» по развитию тяжелой формы адаптации);

- этап первичной адаптации (создание благоприятных условий для успешной адаптации);

- практический этап (организация работы по минимизации и устранению факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации);

- контрольно-оценочный этап (оценка эффективности программы).

Результативный компонент представлен следующими критериями эффективности: физиологический, эмоционально-поведенческий, социальный, когнитивный

Специфика реализации компонентов модели обусловлена возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, испытывающих трудности привыкания к детскому саду, а также спецификой организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

На основе данной теоретической модели нами разработана и реализована экспериментальная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, характеризующихся тяжелой степенью ее протекания.

В соответствии с данной целью результатом ее реализации является снижение сроков адаптации и предупреждение развития дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.

Таким образом, в результате реализации программы разрешение трудностей адаптации к ДОО достигается посредством создания условий для снижения у детей чувства тревоги, проявления ими большей самостоятельности, совершенствования умений взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

К таким условиям мы относим следующие:

- комплексный характер программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОО, предполагающей целенаправленную и систематическую работу с детьми, их родителями, воспитателями ДОО;

- построение взаимодействия с детьми с учетом интересов и возможностей каждого ребенка, с опорой на социальную ситуацию его развития;

- учет ведущей роли предметной деятельности для развития психики детей раннего возраста, а также сенситивных возможностей данного возраста для коммуникативно-речевого развития детей;

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 3-10

  2. Моторина Н.В. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С.118-122

  3. Моторина Н.В. Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – №3. – С. 49-60

Просмотров работы: 1920