Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, образовательная программа детского сада обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуально-психологических и физиологических особенностей.
Таким образом, современный детский сад должен содействовать раскрытию индивидуальности каждого ребенка, способствовать повышению адаптационных возможностей, обеспечивать оптимальные условия для всестороннего развития и удовлетворять требованиям преемственности школьного образования. В этом смысле особую важность представляет успешность адаптации, поскольку ее нарушение без своевременной и адекватной коррекции может оказать негативное влияние на образовательный процесс в целом.
В результате анализа процесса адаптации детей раннего возраста, к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) наметилась тревожная тенденция увеличения числа детей с тяжелой степенью протекания адаптационного периода [3].
В 2013-2015 гг. нами было проведено комплексное исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Исследуя факторы, оказывающие негативное влияние на течение адаптационного периода, мы обратились к изучению ряда аспектов. В результате анализа литературных источников и в ходе наблюдения за воспитателями, детьми и их родителями в период адаптации мы сделали вывод, что благополучие процесса адаптации зависит не только от состояния здоровья детей и уровня их психического развития, но и от особенностей характера взаимодействия детей с матерями и воспитателями дошкольных организаций. Исследование процесса адаптации детей осуществлялось на базе детских садов общеразвивающей направленности города Иваново.
В результате нами были выделены 3 группы факторов:
Особенности детско-материнского взаимодействия
Уровень развития эмоционального интеллекта воспитателей
Коммуникативные особенности развития детей раннего возраста
К особенностям детско-материнского взаимодействия, которые оказывают негативное влияние на течение адаптационного периода можно отнести следующие:
а) склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни);
б) стремление к потворствованию (стремление матери к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка);
в) недостаточность по отношению к своим детям санкций, запретов и требований;
г) дефицит возлагаемых на ребенка обязанностей;
д) наличие симбиотической связи матери;
е) стремление к чрезмерной заботе и излишняя концентрация на ребенке;
ж) неуверенность матери в родительских способностях; з) стремление матери к телесному контакту;
и) тесная эмоциональная связь.
Согласно полученным данным, уровень эмоционального интеллекта воспитателей также играет значительную роль в период адаптации детей к условиям ДОО. Воспитатели, работающие с детьми раннего возраста, в группе которых 3 и более ребенка с тяжелой степенью протекания адаптационного периода, характеризуются недостаточным уровнем развития эмоционального интеллекта. В ходе исследования выяснилось, что у большинства воспитателей, принявших участие в исследовании, определяется недостаточный уровень развития как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта, низкий уровень контроля над внешними проявлениями эмоций и слабая способность к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями [2].
К особенностям коммуникативного развития ребенка, способствующим развитию тяжелой степени адаптации к условиям ДОО относятся: низкая степень инициативности в общении и трудности при построении взаимодействия с взрослыми людьми.
На наш взгляд особенности детско-материнского взаимодействия играют ключевую роль в процессе адаптации ребенка к условиям дошкольной организации.
Выявленные в ходе исследования нарушения детско-материнских отношений, нами определяется как форма нарушения привязанности ребенка к матери. А именно наличие симбиотического типа, который в научной литературе определяется как смешанный, условно патологический и созависимый тип взаимодействия.
Следует обратить внимание, что детей с данным симбиотическим типом нарушено формирование «Я-концепции» и принятия себя как самостоятельной личности, и как следствие, отсутствие ощущения себя как части единовоспринимаемой диады мать-дитя.
Известно, что психологический симбиоз в период младенчества является нормой отношений, и определяется как восприятие ребенком материнского объекта и себя как двуединого существа (Mahler & Gosliner, 1955). На этом этапе развития детско-материнских отношений, мать выступает как объект, удовлетворяющий физиологические потребности ребенка [1].
Согласно теории М. Малер, на протяжении всего младенческого и раннего возраста отношения матери и ребенка представляется как динамический процесс противоположных стремлений – от тесной привязанности к матери с одной стороны, и усилий ребенка по установлению четких границ собственного «Я» в этих отношениях – с другой.
Сам процесс осознания ребенком своей дискретной идентичности, индивидуальности, отдельности от матери был определен М.Малер термином «сепарации-индивидуализации».
Сепарация, определяется как процесс, в ходе которого ребенок постепенно и последовательно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Причем речь идет не о физическом (пространственном) отделении от матери, а о развитии внутреннего чувства возможности полноценного функционирования независимо от нее.
По всей вероятности изучение сепарации-индивидуализации приобретает особую актуальность, так как характеризует процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ в контексте отрыва от матери.
На основе выделенных и эмпирически обоснованных факторов, которые оказывают негативное влияние на процесс адаптации, нами была разработана теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации у детей, характеризующихся тяжелой степенью его протекания.
Авторская концептуальная модель включает формулировку цели и предполагаемых результатов психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода к ДОО; характеризует теоретико-методологические основания разработки модели и ее структурные компоненты (содержательный, технологический, организационный, результативный); содержит описание психолого-педагогических условий, содействующих оптимизации процесса адаптации к ДОО; освещает критерии и показатели адаптированности ребенка к условиям детской дошкольной организации.
Основная цель реализации спроектированной нами модели посредством внедрения разработанной на ее основе экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОО – способствовать созданию благоприятных условий течения адаптационного периода у детей, испытывающих трудности привыкания к детскому саду.
В соответствии с данной целью результатом ее реализации является снижение сроков адаптации и предупреждение развития дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.
Теоретико-методологические основания разработки модели представлены единством следующих методологических подходов и принципов.
Опора на системный подход, требующий применения системного анализа, делает необходимым рассмотрение нарушения процесса адаптации детей к условиям ДОО как следствия действия ряда неблагоприятных факторов, в том числе социально-психологических и индивидуально-психологических. С такой позиции субъектами воздействия на ребенка являются все участники воспитательно-образовательных отношений, следовательно, программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к ДОО должна предусматривать работу по снижению влияния негативных факторов, образующих многокомпонентную систему взаимосвязанных элементов, и создание системы психолого-педагогических условий, минимизирующих и устраняющих их воздействие.
Комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к детскому саду реализуется посредством организации взаимодействия родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми, и предполагает использование совокупности соответствующих методов и приемов работы.
Личностно-ориентированный подход к построению взаимодействия с детьми раннего возраста является основанием для утверждения о том, что главная цель работы воспитателя – содействовать формированию личности ребенка. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Опора на деятельностный подход, в соответствии с которым развитие психики происходит в процессе усвоения социального опыта в специально организованных условиях, предусматривает повышение уровня адаптивных возможностей детей посредством организации специфических видов детской деятельности: предметной, игровой.
Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста с тяжелой степенью его протекания построена с учетом следующих принципов.
Принцип гуманизации заключается в ориентации воспитателя при построении взаимодействия на личность ребенка, в обеспечении эмоционально комфортных условий для развития детей, проявления уникальности каждого ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости, означает то, что содержание, формы и методы реализации программы психолого-педагогического сопровождения должны соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, имея при этом возможность применения в массовой практике дошкольного образования; кроме того, отбор диагностического инструментария и образовательного материала должен учитывать возрастные особенности детей.
Принцип доступности предполагает, что теоретический материал, изучаемый в рамках программы психолого-педагогического сопровождения, должен быть понятен воспитателям и родительской общественности, соответствовать их уровню образования и квалификации, не содержать специализированной терминологии и наукоемких понятий.
Согласно принципу активности и сознательности усвоить теоретический материал можно лишь при необходимом уровне активности воспитателей и родителей, а также при достаточно высоком уровне личной заинтересованности и соответствующей мотивации.
Схема модели психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста с тяжелой степенью его протекания включает в себя следующие компоненты.
Содержательный компонент модели отражает единство видов профессиональной деятельности педагога-психолога, обеспечивающих в своей совокупности целенаправленное создание необходимых условий для успешного течения адаптационного периода у детей раннего возраста. К таким видам деятельности относятся психодиагностика, коррекционно-развивающая, информационно-просветительская работа, психологическое консультирование, психологическая профилактика, реализуемые в комплексной работе с детьми, их матерями, воспитателями ДОО (см. рис).
Технологический компонент модели включает в себя формы, методы и средства работы с воспитателями, детьми и их родителями, а также описывает виды совместной деятельности и систему подобранных и разработанных нами занятий, игровых и образовательных ситуаций, упражнений, направленных на минимизацию и устранение факторов, способствующих развитию тяжелой формы адаптации.
Организационный компонент модели содержит характеристику этапов работы по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации к условиям ДОО у детей раннего возраста. К ним мы относим следующие:
- организационный этап (ознакомление с контингентом будущих воспитанников и их родителями);
- диагностический этап (выявление детей «группы риска» по развитию тяжелой формы адаптации);
- этап первичной адаптации (создание благоприятных условий для успешной адаптации);
- практический этап (организация работы по минимизации и устранению факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации);
- контрольно-оценочный этап (оценка эффективности программы).
Результативный компонент представлен следующими критериями эффективности: физиологический, эмоционально-поведенческий, социальный, когнитивный
Специфика реализации компонентов модели обусловлена возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, испытывающих трудности привыкания к детскому саду, а также спецификой организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
На основе данной теоретической модели нами разработана и реализована экспериментальная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, характеризующихся тяжелой степенью ее протекания.
В соответствии с данной целью результатом ее реализации является снижение сроков адаптации и предупреждение развития дезадаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации.
Таким образом, в результате реализации программы разрешение трудностей адаптации к ДОО достигается посредством создания условий для снижения у детей чувства тревоги, проявления ими большей самостоятельности, совершенствования умений взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
К таким условиям мы относим следующие:
- комплексный характер программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОО, предполагающей целенаправленную и систематическую работу с детьми, их родителями, воспитателями ДОО;
- построение взаимодействия с детьми с учетом интересов и возможностей каждого ребенка, с опорой на социальную ситуацию его развития;
- учет ведущей роли предметной деятельности для развития психики детей раннего возраста, а также сенситивных возможностей данного возраста для коммуникативно-речевого развития детей;
Литература
Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 3-10
Моторина Н.В. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С.118-122
Моторина Н.В. Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – №3. – С. 49-60