АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОТОТИПА СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ЛИТЕРАТУРНОЙ ТЕМАТИКИ "BOOKSOCIETY" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОТОТИПА СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ЛИТЕРАТУРНОЙ ТЕМАТИКИ "BOOKSOCIETY"

Афонин И.А. 1, Воронов В.И. 1
1Российский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье кратко отражены результаты анализа предметной области для социального сервиса литературной тематики, разрабатываемого в рамках выпускной квалификационной работы «Разработка прототипа социального сервиса «BookSociety»», научный руководитель к.т.н. Воронов В.И.

Одна из крупных проблем, встающих при разработке современного социального интернет ресурса это проблема терминологии отрасли веб-разработки. Вопрос что называть социальной сетью, а что социальным сервисом достаточно философский. Однозначно можно говорить только о социальной направленности ресурса. На это указывают разнообразные признаки такие как наличие профиля пользователя, возможность коммуникации между членами сообщества, возможность установки связей между пользователями и т.п. Однако учитывая многообразие существующих и будущих форм разнообразных социальных сервисов и сетей, академическое определение социальности в веб должно лежать скорее в философской плоскости, нежели технической.

«Социальный сетевой сервис» — это сервис создания виртуальных личностей с возможностью коммуникации между этими личностями [1].

«Социальная сеть» — это «социальный сервис», где приоритетным контентом и точкой внимания является сама личность (аккаунт пользователя) [1].

Одним словом, «социальность» в интернет есть там, где веб-сервис предусматривает проекцию реальной или вымышленной личности человека на его аккаунт. При этом такая проекция может быть прямой или опосредованной. О человеке может говорить его страница в социальной сети, где есть его имя, фамилия, фотографии, блог, но также о человеке может красноречиво рассказывать аккаунт в рамках видео-сервиса, фото-хостинга или социальных закладок.

Для удобства анализа оба приведенных выше понятия можно объединить в группу интернет сообществ.

Интернет-сообщество — группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом в основном через Интернет. Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, особенно в условиях создания электронной демократии [1].

Приведем рабочую типологию интернет-сообществ:

  1. Социальные сети: основной задачей таких сервисов является поиск людей и поддержание связей друг с другом.

Данный вид интернет-сообществ можно условно разделить на 3 категории:

  1. Сети персональных контактов

  2. Профессиональные сети

  3. Дейтинги (сайты для знакомств)

  1. Социальные сервисы для обмена медиа контентом. Данный вид дает пользователям широкие возможности для обмена видео- и фото-контентом.

  2. Социальные сервисы отзывов и обзоров. Данный вид сервисов - это огромная база знаний, которая помогает пользователям узнать мнение других пользователей практически во всех категориях будь то мнение о купленном товаре или же о посещении ресторана.

  3. Форумы, Q&A-сервисы. Это один из первых видов интернет-сообществ. В основе механики взаимодействия между пользователями лежит потребность в обмене знаниями. Суть работы форума и Q&A-сервиса заключается в создании пользователями (посетителями форума) своих тем с их последующим обсуждением, путём размещения сообщений внутри этих тем.

  4. Блог-платформы и сервисы микроблогов. Блог-платформы - веб-сайты, основное содержимое которых — регулярно добавляемые пользователями записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Сервисы микроблогов позволяют пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем.

  5. Сервисы социальных закладок. Это сервисы, где пользователь собирает контент в свою личную библиотеку, на которую могут подписываться другие участники сообщества. Обычно такие социальные медиа изучают интересы, чтобы предлагать больше релевантного контента.

  6. Социальные сервисы по интересам. Самой востребованной возможностью, которую предоставляют нам социальные сервисы - это найти единомышленников и людей со схожими интересами. Данный вид сервисов позволяет это сделать.

Разработка любой информационной системы (в том числе и интернет-сообщества) предполагает пять стадий жизненного цикла: анализ предметной области, проектирование, реализация, отладка и тестирование, эксплуатация и сопровождение.

Остановимся более подробно на первой стадии. Анализ предметной области для социального сервиса по интересам включает в себя несколько основных этапов:

  • Анализ рынка (продуктов аналогов) с определением целевого сегмента,

  • Анализ информационных технологий по направлению разработки

  • Формирование требований к разрабатываемому интернет ресурсу

Анализ рынка(продуктов-аналогов) с определением целевого сегмента

На текущий момент в Интернете множество сайтов, в функционировании которых активное участие принимают пользователи.

Социальные сети и сервисы становятся все более популярными среди интернет-пользователей всех возрастов, поскольку являются унифицированной площадкой, позволяющей заводить знакомства, общаться со своими друзьями и родственниками, а также приятно проводить время, играя в социальные игры, объединяясь в группы по интересам и используя развлекательные сервисы.

Рынок социальных сервисов, объединяющий людей со схожими интересами, серьезно развивается во всем мире. Каждые месяц появляются новые площадки для самовыражения людей во всех возможных областях. Литературный мир не стал исключением.

В России в последние годы также происходит развитие разнообразных интернет-сообществ в том числе и литературных социальных сетевых сервисов. Основываясь на статистике можно утверждать, что подобные сервисы пользуются достаточно большой популярностью [2]. Но при том, что многие сервисы выполнены на достаточно качественном уровне, они не дотягивают до эталонных западных образцов таких как goodreads.com, shelfari.com.

Основными проблемами отечественных социальных сервисов являются:

  1. Более слабый функционал по сравнению с эталонными западными образцами (Основные функциональные возможности на месте, но мелкие доработки, которые и придают сервисам индивидуальность присутствуют у российских ресурсов крайне редко).

  2. Переполненность большинства сервисов рекламой

  3. Большинство ресурсов обладают слабыми книжными базами

  4. У большинства сервисов неудобный «устаревший» интерфейс.

Обзор продуктов аналогов

  1. Западный социальный сервис литературной тематики Goodreads.com [3]

Рис.1 Домашняя страница сервиса Goodreads.com

Самый популярный на западе литературный социальный сервис. Качественно выделяется на фоне достаточно большого числа конкурентов. Ресурс в основном ориентирован на предоставлении информации о книгах и на их каталогизации. Также очень сильно развита социальная составляющая ресурса. Функционал сервиса настолько велик, что для его описания потребуется несколько страниц.

Среди пользователей сайта много известных авторов, которые постоянно общаются с обычными пользователями, пишут рецензии на книги друг друга и постоянно устраивают на форму «ответы на вопросы».

Во всем мире сервис считается эталоном, на который стоит равняться, правда для среднестатистического российского пользователя у ресурса есть заметные минусы:

  1. Отсутствие русского языка

  2. Малое количество русскоязычных книг и авторов

Исходя из этих минусов на сайте малое количество русскоязычных пользователей.

  1. Российский клуб любителей книг bookmix.ru [4]

Рис.2. Домашняя страница сервиса bookmix.ru

Российский аналог сайта goodreads.com в отличие от западного собрата имеет достаточно большое количество минусов. Самым большим является упор на рекламу книжных интернет и обычных магазинов. База ресурса основана не на книгах, а на изданиях книг, что по сути приравнивает сайт к интернет магазину с развитой социальной составляющей.

Также большими минусами являются:

  1. Не самый доброжелательный интерфейс. Очень большое нагромождение информации.

  2. Очень мало рецензий и отзывов при хорошей посещаемости сайта, что говорит о том, что сервис используется больше как новостной, рекламный портал нежели как социальная площадка.

  3. На сайте очень много рекламы.

При достаточно большом количестве минусов у сайта есть однозначные плюсы

  1. У сервиса очень хорошая и быстро обновляющаяся новостная лента.

  2. Привязка аккаунта к социальным сетям значительно увеличивает удобство общения, а также позволяет делиться информацией на своей странице.

  3. Присутствует возможность вести пользователям свой блог.

  1. Социальная сеть читателей книг livelib.ru [5]

Рис. 3 Домашняя страница социальной сети livelib.ru

Самый популярный в российском сегменте литературный социальный сетевой сервис. Сервис обладает самой большой коллекцией рецензий в Рунете. Сайт предоставляет возможности ведения читательских дневников, обсуждения книг; публикует рейтинги пользовательских предпочтений, информацию о книжных новинках и литературных новостях, произведениях и изданиях, авторах книг, издательствах и издательских серий книг, библиотеках.

Плюсы сервиса:

  1. Большая книжная база.

  2. Простой и понятный интерфейс

  3. Привязка аккаунта к социальным сетям.

  4. У ресурса выходит свой еженедельный аудио подкаст со сводкой главных новостей

  5. Малое количество рекламы

  6. На сайте присутствует раздел обмена книгами между пользователями.

Минусы сервиса:

  1. Практически вся информация добавляется на сайт пользователями. Мало «своего» (редакторского) контента. Следовательно, биографии авторов, или информация о книгах не всегда может быть достоверной.

  2. Мало внимания уделено отслеживанию и добавлению на сайт новинок, а также информированию пользователей о вышедших и грядущих хитах.

  3. Очень нагроможденная навигация по сайту. Должно пройти достаточно большое время чтобы пользователь привык к работе с ней.

Определение целевого сегмента рынка

При определении целевого сегмента рынка следует сегментировать рынок следующим образом [6]:

- Рынок домашних пользователей (может быть также разделен на обычных и продвинутых пользователей).

- Рынок корпоративных пользователей.

1. SMB (Small and Medium Business) — компании, насчитывающие от 1 до 250

сотрудников. Также может быть разделен на Micro (или Soho) — 1–

10 сотрудников, Small — 10–25 и Medium — 25–250.

2. Large — компании, насчитывающие 250–2500 сотрудников.

3. Corporation — корпорации с числом сотрудников более 2500.

Целевым сегментом проекта является российский рынок как обычных, так и продвинутых «домашних пользователей».

Формирование требований к разрабатываемому интернет ресурсу «BookSociety»

Миссия интернет ресурса: Популяризация литературы, объединение людей со схожими интересами.

Задачи, решаемые пользователем при помощи интернет ресурса:

1) Получение пользователем подробной информации о книге, авторе и т.д. (Использование сервиса как литературной базы данных).

2) Составление списков прочитанного и учет книг, которые пользователь хотел бы прочитать.

3) Введение личного блога, написание рецензий и их дальнейшее обсуждение с посетителями сайта.

4) Получение свежих новостей о литературном мире с помощью ленты новостей.

5) Личная переписка между пользователями

Обязательные функциональные возможности, которыми должен обладать разрабатываемый интернет ресурс:

1) Система пользователей, с возможностью регистрации новых пользователей.

Сайт должен позволять регистрироваться пользователям из сети интернет. То есть, позволять заводить свои учетные записи. Должна быть защита от автоматической регистрации, чтобы не позволять вредоносному программному обеспечению с удаленных компьютеров в сети регистрироваться на сайте для размещения спама.

На сайте должны быть реализованы группы пользователей с разделением прав доступа:

  1. Обычные пользователи

  2. Модераторы

Отличительной особенностью группы пользователей «Модераторы» является возможность добавлять контент (Книги, страницы авторов), а также проводить модерацию новых рецензий.

2) Главная страница с лентой новостей.

3) Личный кабинет пользователя с отображение всех его оценок и рецензий, а также с ссылкой на личный блог.

4) Системы категорий: по автору книги, по году издания и проч.

5) В комментариях должна быть предусмотрена система защиты от спама.

6) Контактная форма для обратной связи с владельцами сайта

Технические требования к сайту и программному обеспечению [7].

Требования к хранению данных

Все данные сайта должны храниться в структурированном виде под управлением реляционной СУБД. Исключения составляют файлы данных, предназначенные для просмотра и скачивания (изображения, видео, документы и т.п.). Такие файлы сохраняются в файловой системе, а в БД размещаются ссылки на них.

Требования к языкам программирования

Для реализации статических страниц и шаблонов должны использоваться языки HTML и CSS.

Для реализации интерактивных элементов клиентской части должны использоваться языки JavaScript и DHTML.

Для реализации динамических страниц должен использоваться язык PHP.

Требования к программному обеспечению

Серверная часть:

• Веб-сервер Apache 2.4.10 и выше

• PHP 5.4 и выше

• СУБД MySQL 5.1.6 и выше

• Модули PHP: FTP

• Возможность доступа к localhost по FTP протоколу

• 2 пользователя БД

Клиентская часть:

Любой из перечисленный ниже браузеров (указана минимальная версия) с включенным интерпретатором JavaScript:

• Internet Explorer 9 и выше

• Mozilla 42.0 и выше

• Google Chrome 47.0 и выше

Выводы:

Проведен анализ предметной области для разработки прототипа социального сервиса литературной тематики «BookSociety», в ходе которого была разработана концепция интернет ресурса, произведен общий анализ рынка с определением целевого сегмента.

Рассмотрены продукты аналоги, и на основании их анализа были сформированы требования к интернет ресурсу. В рамках списка требований были указаны технические требования к разрабатываемому ресурсу включающие в себя требования к программному обеспечению.

Список источников и литературы:

  1. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. — М: ИНИОН РАН, 2013. — 360 с

  2. Статистика литературных сайтов - https://www.liveinternet.ru/rating/ru/literature/

  3. Зарубежный социальный сервис литературной тематики Goodreads - https://www.goodreads.com/

  4. Клуб любителей книг bookmix - http://bookmix.ru/

  5. Социальная сеть читателей книг http://www.livelib.ru/

  6. Сбор и анализ требований к программному продукту / Химонин Ю. program manager компании Acronis - http://pmi.ru/profes/Software_Requirements_Khimonin.pdf

  7. ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание АС - http://dit.mos.ru/legislation/metods/tekhnicheskaya_politika/590461

Просмотров работы: 1252