РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях растущей глобальной конкуренции переход к инновационной модели развития является для России вопросом уже не просто повышения эффективности экономики, а выживания. Поскольку один из ключевых субъектов национальной инновационной системы — это малое инновационное предпринимательство, его активизация должна входить в число важнейших приоритетов экономической политики государства. При этом важно отметить, что усилия по повышению инновационной активности малых предприятий должны прикладыватьсяне только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, а такжемуниципальных образований.

Цель проведенного исследования — разработка механизма повышения инновационной активности малых предприятий. Его практическая и научная значимость обусловлена тем, что без содействия развитию малого инновационного предпринимательства невозможна реализация его потенциала, и недостаточность методологической проработки целого комплекса связанных с этой проблемой вопросов снижает эффективность усилий по стимулированию инновационной активно-малых предприятий.

Вопросы активизации малого инновационного предпринимательства проработаны для федерального и регионального уровней регулирования. Что же касается муниципального уровня, то имеются лишь отдельные публикации на данную тему, причем большинство из них посвящено проблеме стимулирования инновационной активности муниципального образования в целом, без учета специфики малого предпринимательства.

В этой связи хотелось бы отметить работы И. В. Наумова, предметом исследования которого являются инновационные процессы на территории муниципального образования [1], И. А. Муруновой и А. Г. Таева о муниципальной финансовой среде инновационного предпринимательства [2], В. В. Завадовского об инновационном развитии муниципальных образований [3], И. В. Милькиной об управлении инновационным развитием муниципальных образований [4], Дупленко Н. Г., Левановой Н. Е. о механизмахповышения инновационной активности предприятия с помощью инструментов внутреннего маркетинга [5].

Проведенное исследование позволило выявить следующие ключевые проблемы активизации малого инновационного предпринимательства.

В качестве первой из них можно назвать несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в части регулирования инновационной деятельности на муниципальном уровне. В большинстве муниципальных образований отсутствуют муниципальные программы по развитию инноваций, не разработан механизм муниципального заказа на инновации.

К примеру, в большинстве российских регионов не разработано целевой программы по развитию инноваций, отсутствуют соответствующие разделы и в большинстве муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, повышение инновационной активности малых предприятий не включено в задачи данных программ.

Вторая важная проблема — неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций. Эта проблема стоит наиболее остро на муниципальном уровне. В большинстве муниципальных образований отсутствуют венчурные фонды, а также другие компоненты кредитно- финансовой и инвестиционной инфраструктуры инновационной системы.

Также в большинстве муниципальных образований не создано структур финансовой и инвестиционной поддержки малых предприятий. Некоторая помощь оказывается в рамках реализации целевых муниципальных программ, в основном в виде субсидирования некоторых затрат - на уплату процентов по кредитам, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и т. д. Причем почти в половине муниципальных образований такого рода программы отсутствуют. Что же касается имущественной поддержки малого предпринимательства, то лишь в двух муниципальных образованиях региона составлены перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру его поддержки.

Третья проблема — неразвитость производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры малого предпринимательства. Хотелось бы особо отметить бизнес-инкубаторы. При всей их важности и огромном опыте бизнес-инкубирования, накопленном в других странах, в России эти структуры до настоящего времени не играют по-настоящему важной роли. Основными проблемами функционирования бизнес-инкубаторов в России являются следующие:

Во-первых, при создании бизнес-инкубаторов допускаются существенные стратегические просчеты. Данную структуру нельзя считать априори высокоэффективной, очень многое зависит от конкретных условий. В некоторых случаях создатели бизнес-инкубатора переоценивают его привлекательность для инновационных компаний, и отсутствие спроса на его услуги, землю, здания и сооружения приводят к ликвидации данной структуры.

Во-вторых, большинство инкубируемых предприятий не имеет к инновациям и информационным технологиям никакого отношения, доля инновационных предприятий очень низка.

В качестве примера можно привести функционировавший в области Калининградский бизнес-инкубатор, который объединил тех, кто пытался начать свой бизнес с помощью Центра по переподготовке и адаптации военнослужащих запаса, однако инновационной направленности он не нес. Из 32 инкубируемых предприятий почти треть, девять предприятий, занимались мелкооптовой торговлей, еще семь — оказанием услуг по бытовому обслуживанию и трудоустройству населения.

В-третьих, некоторые проекты бизнес-инкубаторов имеют необоснованно большую масштабность. Она может выражаться в слишком большой территории, отводимой под бизнес-инкубатор, планируемом широкомасштабном строительстве, на которое в итоге не хватает финансирования. С другой стороны, существует и проблема нехватки площадей, предоставляемых под бизнес-инкубаторы.

В-четвертых, часто отсутствует стадия подготовки предпринимателей до создания предприятия в бизнес-инкубаторе и доведения до зрелости их бизнес-идей, бизнес-плана.

Нацеленность бизнес-инкубатора исключительно на разработку технологий также негативно сказывается на его развитии. Опыт успешных бизнес-инкубаторов свидетельствует о том, что главное внимание следует уделять не разработке новой технологии как таковой, а коммерциализации перспективных технологий. Важнейшее значение имеет также создание условий для активного информационного обмена между учеными, нацеленными на инновации предпринимателями, а также между теми и другими [8, c. 105].

В-пятых, отсутствует механизм своевременного обновления оборудования в условиях быстрой смены технологий, что снижает конкурентоспособность бизнес-инкубаторов.

При разработке механизма повышения инновационной активности малых предприятий очень важно учесть все эти потенциальные угрозы, опираясь и на мировой опыт, и на опыт, накопленный в России за два десятилетия создания подобных структур.

Четвертая важная проблема стимулирования малого инновационного предпринимательства — недостаточное кадровое обеспечение инновационной деятельности, что выражается в острой нехватке специалистов по внедрению организационных инноваций, по управлению инновационными проектами и венчурными фондами, в дефиците квалифицированных инженерных кадров для инновационных предприятий.

В настоящее время наиболее распространенными элементами инфраструктуры кадровой поддержки малого предпринимательства в России являются образовательные и учебно-деловые центры.

Образовательные центры ведут подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей малых предприятий, специалистов для малых предприятий, а также безработных и других граждан, желающих создать собственное дело. Образовательные услуги могут оказываться также государственным и муниципальным служащим, ответственным за развитие малого предпринимательства.

Как правило, деятельность образовательных центров осуществляется в форме краткосрочных семинаров. Создаются они чаще всего на базе вузов, средних профессиональных учебных заведений, различных структур поддержки предпринимательства. Учебно-деловые центры отличает от образовательных центров то, что они значительное внимание уделяют консалтинговому и организационному сопровождению бизнеспроектов.

Пятая проблема активизации заключается в низком уровне координации инновационной деятельности научно-исследовательских организаций, вузовской науки и органов власти, что выражается в отсутствии единой системы трансфера технологий в научно-исследовательских организациях и вузах, выборе направлений академических исследований без должного учета конкретных потребностей региона и рыночного спроса.

Поскольку перечисленные проблемы характерны для большинства регионов России, может быть предложен типовой механизм стимулирования инновационной активности малого предпринимательства, представленный на рисунке.

Рисунок 1 – Механизм стимулирования инновационной активности

малого предпринимательства

На первом этапе должны быть разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, необходимые для использования представленного перечня инструментов и реализации мероприятий, предусмотренных вторым этапом.

К мероприятиям второго этапа относятся улучшение кадрового обеспечения, повышение скоординированности действий вузов, органов власти, малых инновационных предприятий, а также развитие инновационной инфраструктуры.

В качестве инструментария могут быть предложены система муниципального заказа на инновации, бизнес-инкубирование, конкурсное финансирование инновационных проектов, венчурное финансирование, а также другие эффективные инструменты, положительно зарекомендовавшие себя в российской и зарубежной практике.

Особо хотелось бы отметить такой инструмент, как целевая программа инновационного развития. Она должна отвечать основным требованиям программно-целевого подхода — мероприятия должны соответствовать заявленным целям; должны быть зафиксированы конечные результаты мероприятий; их должно быть достаточно для достижения поставленных целей и т. д. При этом важно обеспечить тесную взаимосвязь региональных и муниципальных программ инновационного развития, что позволит добиться сопряженности их целей и задач, а также обеспечить комплексный подход при разработке программных мероприятий.

Кроме того, необходимо добиться преемственности программ инновационного развития. Следует проанализировать результаты выполнения поставленных в предшествующей программе задач, учесть возможные проблемы, недостаточность запланированных мероприятий для достижения целей. Важно использовать оправдавшие себя методические подходы, систему конечных показателей, улучшать форму и структуру программ, приняв за основу уже апробированные, что будет содействовать повышению их качества.

Разработке программы должен предшествовать анализ социально -экономической ситуации в регионе или муниципальном образовании уровня его инновационного развития. Наиболее острые из выявленных проблем должны лечь в основу предлагаемой системы целей и задач поддержки малого инновационного предпринимательства. Значительную помощь в проведении анализа могут оказать результаты исследований, проведенных при разработке стратегий и программ социально-экономического развития других регионов, программ поддержки и развития малого предпринимательства, инновационной деятельности.

Таким образом, важнейшими проблемами активизации малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время являются, во-первых, недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инновационной деятельности, особенно находящейся в компетенции органов местной власти; во-вторых, неразвитость кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры поддержки инноваций; в-третьих, невысокий уровень развития инновационной инфраструктуры, особенно ее производственно-технологической подсистемы; в-четвертых, слабое кадровое обеспечение инновационных процессов; в-пятых, низкий уровень координации инновационной деятельности научно-исследовательских организаций, вузовской науки и органов власти. Решению данных проблем может способствовать реализация предложенного механизма стимулирования инновационной активности малого предпринимательства.

Список литературы

1. Наумов И. В.Формирование организационно-экономических механизмов поддержки инновационного развития муниципальных образований// Институциональные проблемы инновационного развития территориальных систем. Екатеринбург, 2010. С. 104—138.

2. Завадовский В. В.Инновационное развитие муниципального образования // Муниципалитет: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 12—20.

3. Нефедьев В. В., Привалов В. И.Проблемы развития отечественных бизнес-инкубаторов // Вопросы региональной экономики. 2010. № 5. С. 3—9.

4. Милькина И.В. Управление инновационным развитием муниципальных образований : автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва: Изд-во Государственного университета упавления, 2006 . -28 с.

5. Дупленко Н. Г., Леванова Н. Е.Повышение инновационной активности предприятия с помощью инструментов внутреннего маркетинга // Экономика.

Управление. Право. 2011. № 4. С. 3—7.

Просмотров работы: 835