В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др. Без креативного общества не может быть креативной экономики. В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей.
Можно предположить, что в результате своего развития человечество перейдет на креативный уровень, т.е. станет креативным человечеством.
Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и других) основными характеристиками креативного общества являются [3]:
1. Общество основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии.
2. Основу креативного общества составляют правовое государство, гражданское общество, предпринимательство и инновации.
3. Целями общества являются богатство, сила и развитие.
4. Экономика креативного общества является социально-ориентированной, рыночной и инновационной.
5. Важнейшую роль в креативном обществе играет наличие креативного класса, т.е. людей занимающихся инновационными разработками в различных областях (ученые, инженеры, преподаватели ВУЗов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др.).
Характеристиками креативного общества являются также:
1. Систематическое инвестирование в инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.);
2. Рост практической отдачи от затрат на инновации;
3. Рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях;
4. Развитие венчурного капитала;
5. Развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес-инкубаторы).Важнейшим фактором развития креативного общества является его интеллектуальный потенциал.
В качестве элементов интеллектуального потенциала креативного общества предлагается рассматривать [1, 4]:
1) человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, физкультура, спорт, культура, искусство, уровень жизни, здоровье, занятость, демография, профессиональный уровень, интеллект граждан);
2) организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР, численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, финансирование, законодательство, коммуникации);
3) информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии);
4) международный потенциал (имидж страны, экономические, политические, образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами);
5) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.);
6) структурный потенциал (структура экономики и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы);
7) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИР, ОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности);
8) потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками, развитие высокотехнологичных производств, их доля в ВВП и экспорте).
За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его функционирования и развития.
Интеллектуальный потенциал общества связан также с уровнем его культуры. Высокий уровень культуры способствует высокому уровню интеллектуального потенциала, а низкий — снижает его.
Основными факторами роста креативной экономики являются человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции; обеспечивающими факторами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент; дополнительным фактором является внешний спрос [5].
Признаками креативной (инновационно-креативной) экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности.
Важнейшей характеристикой инновационно-креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе. Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер.
Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Задачами индустрии инноваций являются инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко-, средне- и долгосрочном периодах.
Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования-разработки-производство-распространение-использование инноваций» во всех сферах экономики и общества.
Основными элементами индустрии инноваций должны стать инновационные центры, которые должны быть созданы во всех отраслях и регионах страны. Соответствующие подразделения должны действовать в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных ВУЗах, а также на крупных и средних предприятиях.
Инновации должны обладать следующими характеристиками [4]:
Креативностью — большой новизной и полезностью;
Стратегией — обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде;
Реализацией — быть реализуемыми в виде конкретных товаров и услуг;
Прибыльностью — повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества в целом.
Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан. Государство должно регулировать инновационные и образовательные процессы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, результаты которых не могут найти в ближайшее время применения в коммерческом секторе, т.к. бизнес не может взять на себя финансирование науки в полном объеме.
Целями государственной инновационной политики являются: развитие науки, техники и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе — защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций [1, 4].
В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования. Важную роль в инвестициях в инновации должно играть партнерство между государством и частным бизнесом.Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста креативной экономики и безопасности национального богатства креативного общества. Бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп.
Список литературы
1. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду/ Э. Дантон.– М.: Вершина, 2006.– 450 с.
2. Журавлев В.А. Креативное общество – новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика. №11. 2008. С. 42-49. http://elibrary.ru/download/36288583.pdf (дата обращения 25.01.2016).
3. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества// Креативная экономика. №8. 2009. С. 3-14. http://elibrary.ru/download/95734231.pdf (дата обращения 25.01.2016).
4. Журавлев В.А. Креативный менеджмент и инновации/ В.А. Журавлев. – Минск: Право и экономика, 2009. – 111 с.
5. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Ефимова И.Е., Цоп-Петрова И. Нетворкинг – креативный навык, соединяющий идею с ресурсами// Креативная экономика. 2015, №3(99). С. 253-264. http://elibrary.ru/download/39326302.pdf (дата обращения 25.01.2016).
6. Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. Зоны ответственности концептуального развития «креативной экономики» и «творческих индустрий»// // Креативная экономика. 2015, №3(99). С. 265-278. http://elibrary.ru/download/67491128.pdf (дата обращения 25.01.2016).
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ Р.Флорида. – М.: Изд. дом «Классика ХХI», 2005. – 421 с.