УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИЙСКИХ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УКРЕПЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИЙСКИХ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Объектом исследования являются ведущие российские вертикально-интегрированные нефтяные компании в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции и изменения форм и методов конкурентной борьбы. Предмет исследования – принципы, методы и инструменты формирования конкурентных позиций крупнейших российских компаний. Стабилизация и развитие нефтегазового комплекса, повышение эффективности его работы в немалой степени зависит от его структурных преобразований путем реформирования и дальнейшего совершенствования нефтяных и газовых компаний.В настоящее время нефтяной сектор экономики России представлен в основном вертикально-интегрированными компаниями – крупными холдингами, имеющими полный производственный цикл – от геологоразведки, через собственно добычу и нефтепереработку, вплоть до сбыта нефтепродуктов конечным потребителям. Нефтяным компаниям необходимо использовать инструментарий, позволяющий не только прогнозировать последствия тех или иных действий фундаментальных факторов и других участников нефтяного рынка, но и быстрее своих конкурентов гибко перестраиваться в меняющейся среде.

Ключевые слова: вертикально-интегрированные нефтяные компании, конкуренция, конкурентная позиция, мировой топливно-энергетический рынок.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания конкурентоспособного, рыночно-ориентированного нефтехимического комплекса и, соответственно, выбора направлений дальнейшего развития крупных нефтяных компаний с учетом нестабильности цен на нефть.

Нефтяная и нефтехимическая отрасли России играют важную роль как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Для эффективного функционирования российского нефтяного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) в форме акционерных обществ или товариществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.

Успешное встраивание российского нефтяного комплекса в складывающееся мировое энергетическое пространство в значительной степени зависит от эффективности стратегий развития, которые разрабатывают и реализуют российские ВИНК. Это происходит в острой конкуренции со стратегиями конкурентов - глобальных нефтяных компаний, которые во все возрастающей степени направлены на изменение условий ведения бизнеса с учетом всего комплекса объективных факторов и долгосрочных прогнозных оценок мировой экономики и энергетики, а также геополитических требований своих правительств [8].

Российским нефтяным компаниям приходится иметь дело и конкурировать с мировыми гигантами, значительно изменившимися за последнее время с точки зрения масштабов и логики операций, внутренней организации и стратегии своего развития. Необходимо более пристально изучить эти компании, их особенности и возможности, а также определить, какие из них и как формируют и используют разнонаправленные тенденции.

Все вышесказанное обусловливает выбор темы исследования: она чрезвычайно актуальна в силу новизны и важности рассматриваемых проблем; наличия ряда дискуссионных вопросов, требующих дальнейшего осмысления и углубленного исследования; а также по причине интенсивности и глубины происходящих процессов в мировом нефтяном хозяйстве и международных отношениях, непосредственно затрагивающих российский нефтяной комплекс.

Для проведения исследования было решено обратиться к базам журналов и статей: Elibrary и Sciencedirect. Для анализа литературы по представленной теме выбран период с 2005 по 2015 гг.

Поиск статей проводился по указанным базам журналов путем введения в поисковую строку запроса «competitive position of oil companies», используя разные фильтры. По базе статей и журналов Elibrary по запросу было найдено 262 статьи, по базе статей Sciencedirect в предметной областибыло найдено 378 статей из них было проанализировано 10 статей.

На основе имеющихся данных о количестве статей на тему конкурентоспособности нефтяных компаний, написанных за рассматриваемый период, можно сделать вывод о наличии возрастающего тренда количества исследований. Можно отметить значительный рост исследований на тему конкурентных позиций нефтяных компаний с 2009 года, что свидетельствует о возрастании интереса в научных кругах.

Тема конкуренции на мировом нефтяном рынке широко рассматривается в российской и зарубежной экономической литературе. В первую очередь внимание исследователей привлекают такие аспекты, как возможности регулирования нефтяного рынка, слияния и поглощения, конкурентоспособность российских нефтяных компаний.

Деятельность современных компаний протекает в условиях быстро меняющейся конкурентной среды, что обусловлено процессами глобализации, либерализацией рынков, а также технологическим прогрессом. Успех деятельности компании в такой ситуации во многом зависит от эффективности взаимодействия с другими компаниями на различных стадиях создания и продвижения конечного продукта или услуги к конечному потребителю, другими словами, от эффективности вертикальной интеграции.

С развитием глобального рынка процессы вертикальной интеграции выходят на международный уровень, поэтому одна из актуальных задач, стоящих перед современными российскими ВИНК-разработка новой оптимизированной стратегии, соответствующей глобальным вызовам и национальным приоритетам, способствующей укреплению конкурентных позиций [1].

Перспективы развития крупных компаний в современных условиях обосновываются в работах известного американского экономиста Д. Миллера в его концепции архетипов организации и логики перемен, описываемых им как «квантовый скачок», предполагающий одновременное изменение множества организационных компонентов. Одновременные революционные изменения большинства элементов менеджмента организаций необходимы для укрепления конкурентных позиций российских нефтяных организаций с учетом факторов международной среды. [7]

Анализ внешней и внутренней среды при разработке конкурентных преимуществ целесообразно трансформировать в работу по четырем направлениям: анализ национальных особенностей страны происхождения компании, анализ национальной окружающей среды на целевых зарубежных рынках, анализ внешней среды и анализ внутренней среды фирмы [2].

Необходимо отметить, что внешняя среда характеризуется неизбежной неопределенностью, и развивающаяся корпоративная система не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти с ней.

Как видно на практике частные нефтяные компании быстрее и более радикально изменили свои стратегии развития в сравнении с компаниями с преобладанием государственного капитала. Частные компании («Лукойл») более чутко прислушиваются к сигналам рынка и быстрее отреагировали на изменения внешней среды в условиях кризиса. Компании же с преобладанием государственного капитала (ОАО «НК «Роснефть») в этом отношении более инерционны. Они рассчитывают на поддержку государства в различных формах — льготных кредитов со стороны госбанков, госзаказа, разного рода дотаций, повышения тарифов или налоговых льгот. Они, также, более подвержены необходимости участия в реализации приоритетных государственных программ развития [3].

Главное отличие российских нефтедобывающих компаний от ведущих зарубежных заключается в пропорциях деятельности «Upstream» (разведка и добыча) и «Downstream» (переработка и торговля нефтепродуктами). Так мировой лидер отрасли компания «ExxonMobil» располагает мощностями по переработке, вдвое превышающими ее объемы добычи. Она активно перерабатывает и торгует «чужой» нефтью и нефтепродуктами. Это делает бизнес компании значительно менее зависимым от кризисных явлений, так как в случае снижения цен они снижаются как «на входе», так и «на выходе» [5].

П. Фринзен и Д. Миллер утверждают, что серьезные сдвиги в стратегической перспективе случаются редко и вместо того, чтобы создавать новые стратегии на голом месте, следует найти их элементы в складывающихся эволюционирующих схемах своих действий и, по возможности, частично копировать у партнеров или конкурентов, особенно у лидеров мировой экономики. [10]

На основе проведенного исследования можно отметить следующие изменения, интенсивно протекающие в мировом нефтяном бизнесе: новые тенденции в его развитии оказывают существенное влияние на эволюцию его основных субъектов и их деятельность. Большинство современных нефтяных компаний являются вертикально-интегрированными, с зарубежным сектором. Часть их имеет более выраженную ту или иную специализацию. Большинство же нефтяных компаний представлены в нескольких или даже во всех специализированных сегментах.

С повышением степени неопределенности в развитии глобализирующейся экономики, в том числе и мировой нефтяной отрасли, нефтяные компании с целью минимизации своих рисков должны иметь инструментарий, позволяющий им не только прогнозировать последствия тех или иных действий фундаментальных факторов и других участников нефтяного рынка, но и быстрее своих конкурентов гибко перестраиваться в меняющейся среде.

В складывающихся условиях возрастает важность выбора действенных теоретических и методологических подходов к обоснованию необходимости дальнейшего развития ВИНК в контексте формирования нового мирового энергетического порядка и укрепления конкурентных позиций на нем.

Направлением дальнейших исследований может стать выявление и укрепление конкурентных позиций российских ВИНК на мировом топливно-энергетическом рынке с учетом нестабильности цен на нефть наряду с неопределенным прогнозом в отношении спроса.

Список литературы

  1. Klochko O. A., Peculiarities of strategic planning during the international strategy development.,2015, Business Strategy, 9.

  2. Mitchell John V., Structural crisis in the oil and gas industry, 2014, Energy Policy.

  3. Shishkina Elena A., Sergey V. Kiselev , Guzyal M. Kharisova , Natalia M. Chikisheva , Irina Y. Litvin , Larisa E. Fatikhova & Boris B. Кhrustalev, The Specificity of Innovative Activity in a Vertically Integrated Oil Companies, 2015, Journal of Sustainable Development.

  4. Hughes Lewelyn, Is There an Oil Weapon?: Security Implications of Changes in the Structure of the International Oil Market, 2014, International Security.

  5. Markwell Paul, Justin Pettit , Andrew Swanson , Jim Thomas, The New Frontier for National Oil Companies, 2014, Strategic Advisory.

  6. Al-Fattah Saud M., National Oil Companies: Business Models, Challenges, and Emerging Trends, 2013, USAEE Working Paper.

  7. Ахриева Р.Ю., Нефтегазовые компании России: зарубежные стратегии и конкурентоспособность, Российское предпринимательство, 2012, № 14 (212).

  8. Голомедов В.И., Стратегии российских ВИНК в условиях глобального рынка, Вестник МГИМО, 2013, № 5 (32).

  9. Лаптев Ю.В., Проблемы вертикальной интеграции в корпоративной стратегии российских компаний, Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011, Вып. 4

  10. Сорокин Н.Н., Современное положение ведущих российских нефтяных компаний на мировом рынке нефти, Экономические проблемы и решения. Красноярский государственный университет. 2005, №3.

7

Просмотров работы: 2030