ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Д. ЮМАКОВО, БАШКОРСТАН) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Д. ЮМАКОВО, БАШКОРСТАН)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нашей стране больше тысячи городов, огромное количество сёл, деревень, поселков, хуторов и других населенных пунктов. История каждого из них вливается в историю нашей большой Родины, формирует ее и предопределяет. Из малого происходит становление большего, глобального.

Вот и история, казалось бы, небольшой деревушки Юмаково (в башкирском звучании «Йомаҡ”, в переводе на русский – “загадка”) Мелеузовского района Республики Башкортостан не перестает удивлять своей целостностью, взаимосвязью природных факторов, социокультурных и исторических. Изучая истории таких деревень, повседневную жизнь проживающих там людей можно дать комплексный анализ этнокультурным и социальным проблемам современности, прогнозировать становление и развитие самосознания народов.

К сожалению, история Юмаково, как и многих других деревень, полностью до сих пор не изучена, таит в себе множество загадок, чем и подтверждает свое название. Сбор исторических материалов о башкирских деревнях в нашей республике представляет собой некую трудность, связанную с христианизацией, начавшейся со времен Ивана Грозного, миссионерской деятельностью и ликвидацией этнокультурных источников информации. Поэтому нелишними будут повествования старожилов в определении смысла топонимических названий, соотнесение смысла этих названий с историческими и природными факторами.

Нам известно, что на территории Мелеузовского района в прошлом находились вотчинные земли Юрматинской, Тамьянской, Санким-Кипчакской, Бушман-Кипчакской волостей. Деревни появились лишь тогда, когда башкиры начали переходить от кочевого образа жизни к полукочевому скотоводству, то есть примерно с середины XVI в. Однако их названия вплоть до середины XVIII века нам не известны. Многие из деревень совсем исчезли с карты губернии, на местах других появились новые. К Юрматинской волости относились 6-7 деревень. Все из Азнаевой тюбы. В первой половине XIX века они вошли в состав VII башкирского кантона, объединившись в XVII юрту.

Одной из первых была деревня Юмаково.Ее можно найти на карте Уфимского наместничества за 1786 год. Здесь жил и сын основателя деревни Исхак Юмаков, 1755 года рождения, со своим сыном Калимуллой.

Рядом, чуть ниже по правому берегу реки Белая, находилась деревня Юмакаево. Основатель деревни Юмакай Биимбетов в 80-х годах XVIII века служил юртовым сотником, ответственным «за тишину и порядок» в юрте. Его старший сын Байназар Юмакаев (1751—1829) был юртовым старшиной, затем его заменил второй сын хорунжий Мурзаш (1791—1849). От Байназара остались сыновья Гадельша, Загидулла, Ахмет, от Мурзаша — Абдулвали. Там же прожил свою жизнь младший брат Абдулла Юмакаев. К первой советской переписи 1920 года две деревни были объединены и названы Юмак-Юмакаево [1].

Во время Оренбургской экспедиции 1734-1744 годов около Юрматинской волости произошли жестокие бои за отстаивание башкирских земель. Один из них происходил в лесу около деревни Юмакаево (ныне Юмаково). В битве за земли вместе с восставшими принимают участие и жители деревни. Жестокий бой длился очень долго. По рассказу старожилов всё вокруг было в крови. Царские солдаты терпят поражение и отступают. Бой оставляет свой кровавый след навеки. После этих событий местные жители называют гору, на которой шел бой, Зиргантау – гора с кровавой землей. Гора до сих пор покрыта почвой красного цвета. Речка, протекающая вдоль горы, якобы тоже была вся и в крови. Отсюда и её название – Зирганка. Соседняя деревня, исчезнувшая из карты еще в 80-е годы ХХ века, носила название Зирган, что в переводе с башкирского «кровавая земля». История её возникновения осталась неизвестной. О существовании деревни свидетельствуют лишь воспоминания жителей, староверское кладбище и заброшенные дома.

Интересен приведенный старожилами миф об озере и прилегающей к нему горе. Однажды в окрестностях той самой исчезнувшей деревни Зирган появляется большой бурый медведь. В скором времени он начинает мешать мирной жизни людей, нападает на скот. Сельчане решают покончить с этой напастью и каждую ночь выжидают медведя у ворот деревни. Им удается загнать медведя в пещеру и закрыть ее вход большим камнем. И вот в народе пещеру прозвали «Медвежья нора». Некоторое время спустя, перед входом в пещеру образовывается озеро, которое, по словам старожилов, заполнено змеями.

На юго-восточной части Юмаково есть поляна, считавшаяся границей между деревней и селом Воскресенское. 16 ноября 1745 года на реке Тор – приток реки Нугуш был построен И. Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым старейший на Урале металлургический завод. Земли под завод куплены у башкир Бушман-Кипчакской и Тамьянской волости Ногайской дороги. Воскресенский медеплавильный завод был один из крупнейших на Урале, имел 7 плавильных печей, 3 кричных и гармахерских горна, 2 расковочных молота [2].

Во времена Пугачевского восстания, 12 октября 1773 года Воскресенский медеплавильный завод был с боем захвачен войсками Емельяна Пугачева. Завод являлся стратегическим важным объектом, который пугачевская армия переоборудовала в свой арсенал. Вместо меди завод стал производить орудия и снаряды под руководством сподвижникаЕ. Пугачева-Я.С. Антипова.И.Б. Твердышевже не смог своими силами отбить Воскресенский завод и просил Оренбургского губернатора помочь ему с войсками. Всего за 5месяцев руководства Антипова было изготовлено 15 артиллерийских орудий и множество снарядов. В марте 1774 года Е. Пугачев направил Я.С. Антипова в Бердскую слободу, где он погиб в одном из боев. По одной из легенд села Воскресенское - после своего поражения Е. Пугачевприехал на медеплавильный завод, посетил службу в церкви и скрылся, воспользовавшись потайным ходом, ведущим к лесу.

После ухода Е. Пугачева завод был разграблен и уничтожен. Его вновь возобновили брат И.Б. Твердышева Я. Твердышев и И. Мясников. Старейший на Урале металлургический завод просуществовал до 1913 года [3].

Расстояние между деревней Юмаково и селом Воскресенское 12,6 километров. Возле границы двух населенных пунктов расположены леса и горы, озеро богатое различными видами рыб. Удивительна природа, удивительны местные песни о ней, сказочны легенды.

Так вот и складывается история башкирского народа, по крупицам. Здесь и сказания старожилов, и легенды и народное творчество в топонимике. Именно в сельской местности ярче всего выделить этнические ценности народа, отношение его к окружающей среде и друг к другу, умение встретить опасность и защитить своих родных и близких.

Как говорил Ризаитдин Фахретдинов «Каждый народ должен писать свою историю сам». Мы, граждане Великой страны, должны знать свою историю и беречь ее для будущих поколений. Изучая историю малой Родины, мы формируем экологическое сознание, прививаем этнокультурные ценности.

Библиографический список

  1. Лоссиевский М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа.1883. Отдел V. С. 368-389.

  2. Металлургические заводы на территории СССР с XVII века до 1917 г.: чугун, железо, сталь, медь: [Абаканский - Иштеряковский] / АН СССР. Институт истории науки и техники; ред. Ю. Гессен, В.А. Каменский. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – VIII, 396 с., [7] л. карт., схем.: ил., схем., табл.

  3. Интересные места и достопримечательности [Электронный ресурс] /интересные места - Режим доступа: http://greenexp.ru/places/ Воскресенский_медеплавильный_завод

Просмотров работы: 837