РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Есина К.А. 1, Игошина Н.В. 2
1Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.[4]

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова (1984), М. С. Певзнер (1971), К. С. Лебединская (1987), В. И. Лубовский (1978), У. В. Ульенкова (1990), Н. А. Цыпина (1984), В. В. Лебединский (1985) и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

У данной категории детей, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. На это указывают исследования таких авторов как Е. В. Мальцева (1990), С. Г. Шевченко (1987), В. А. Ковшиков (1967), Ю. Г. Демьянов (1970), Р. И. Лалаева (1992) и др. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Так, у младших школьников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического восприятия у младших школьников с такой аномалией развития затрудняет овладение программой по русскому языку, приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).[2]

Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.

Состояние развития фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что также является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем – полноценного усвоения школьной программы в целом. Именно поэтому необходимо построить работу так, чтобы дети овладели фонематическим анализом и синтезом. [3]

Овладеть фонематическим анализом – значит научится определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у младших школьников благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонем анализа, по усвоению понятий звук, буква, слово. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, но и связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово. [6]

Основные этапы формирования фонематического восприятия:

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игра: УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Ход игры:Логопед показывает ребенку игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» – спрашивает он ребенка. Ребенок отвечает, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребенок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

Игра: НАЙДИ КАРТИНКУ.

Наглядный материал: картинки: комар, кошка, собака, петух, волк, пчела.

Ход игры: Логопед раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением животных (комар, кошка, собака, петух, волк) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее ребенку дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Губы логопеда закрываются.

   
   
   

Игра: ТЕАТР.

Наглядный материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры: Педагог произносит гласные звуки с различной интонацией. Ребенку предлагается найти соответствующую картинку.

   

А! - плачет девочка.

А - качаем малыша.

   

А - поет певица.

А - показывают горло врачу.

2. Развитие речевого слуха.

а) Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.

ИГРА: СКАЖИ ПРАВИЛЬНО.

Наглядный материал: картинка с изображением из сказки «Три медведя».

Ход игры: Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме?И т. п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

Когда ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

б) Различение слов, близких по звуковому составу.

Игра: ПОКАЖИ И НАЗОВИ.

Наглядный материал: картинки с изображениями предметов: бочка, почка, кошка, ложка, сетка, ветка, ком, дом, мак, бак.

Ход игры:Логопед выкладывает перед ребенком картинки (бочка– почка, кошка– ложка, сетка– ветка, ком– дом, мак– бак).Далее логопед просит ребенка: – «Покажи, где изображена почка, а где – бочка. Назови картинки». Ребенок должен безошибочно определить, показать и назвать картинку предмета. Во время произнесения названия картинок ребенком, логопед должен следить за четкой артикуляцией звуков.

   
   
   
   
   

в) Дифференциация фонем.

Игра: СТАНЦИЯ «СПОРТИВНАЯ».

Ход игры: Дается инструкция: - «Присядь, если услышишь гласный звук». Логопед произносит звуковой ряд, ребенок выполняет задание.

Звуковой ряд: [А]– [У]– [М]– [И]– [С]– [О] – [Э]– [Р]– [Ш]– [Ф]– [Л]– [В]– [Ж ]–[Ы]– [А]

Игра: КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Ход игры: Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук [Ш]. Затем логопед предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – [Ж]; чайник, ключ, очки – [Ч]; щетка, ящик, щавель – [Щ]; коса, усы, нос– [С]; селедка, Сима, лось – [С’]; коза, замок, зуб – [З]; зима, зеркало, вазелин – [З’]; цветок, яйцо, курица – [Ц]; лодка, стул, лампа – [Л]; липа, лес, соль – [Л']; рыба, ковер, крыло – [Р]; рис, крепость, букварь –[Р’].Педагог следит, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

а) Выделение первого и последнего звука в слове.

Игра: НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

Наглядный материал: игрушка(картинка) Буратино.

Ход игры:Ребёнку показывают игрушку(картинку), например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов логопед дает задание ребенку определить, с какого звука начинаются название тех или иных животных, предметов.

Игра: НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ.

Наглядный материал: картинки: автобус, гусь, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот, олень.

Ход игры:Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук [Р’], а не[Р]). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

   
   
   
   
   

б) Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

Игра: НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО.

Ход игры: Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки. Звук [С] «Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус. Весной оживает природа». Звук [З] «На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи». Далее могут используются предложения со следующими парами звуков: [С] –[Ц], [Ш]– [Ж], [Ч]– [Щ], [С]– [Ш], [Ц]– [Ч], [С]– [Щ], [Л]– [Р]).

в)Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Игра: ВОЛШЕБНЫЙ ДОМИК.

Наглядный материал:Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребенок должен ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак). В ходе игры логопед может давать задания: – «Определи место звука [С]в слове «бусы». Скажи сколько звуков в слове «бусы» и назови их по порядку. Назови только гласные звуки в слове «бусы», назови ударную гласную».

г) Придумывание слова с заданными звуками.

Логопед предлагает ребенку придумать слова, в которых бы встречались звуки [О] + [В].

Таким образом, мы выяснили, что у всех детей с ЗПР нарушается формирование фонематических процессов, что в общей совокупности нарушений оказывает негативное влияние на дальнейшее обучение таких детей (особенно в начале обучения чтению и письму). Следовательно, коррекционное воздействие, направленное на формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР, должно осуществляться во взаимосвязи с диагностикой и ведущими методами для формирования данной сферы. Оно должно учитывать все присущие детям с ЗПР особенности, особенности возрастные и, несомненно, индивидуальные.

Учет всех выше перечисленных фактов, безусловно, окажет лишь положительное влияние на процесс формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.

Список используемой литературы:

  1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях/ М. М. Аманатова //Логопедия. – 2007. – N 1. – 46с.

  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

  3. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева – М., 1985.

  4. Назарова Н. М. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 4–е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.– 400 с.

  5. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичёва, Т. В Туманова– М., 1999. – 301с.

  6. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи/ Н. Х. Швачкин– М., 1998.-122с.

Просмотров работы: 2356