ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Маенкова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В социальной работе с детьми-инвалидами применяются различные технологии, направленные на их социальную адаптацию и реабилитацию, способствующие поддержанию и всестороннему развитию жизни детей с ограниченными возможностями. По данным Минздрава РФ, количество детей-инвалидов за последние пять лет в среднем увеличивается на 10-15 тысяч человек и составляет на 2015 год больше 540 тысяч таких детей.

Наиболее актуальным и первичным в работе с детьми с ограниченными возможностями, является применение здоровьесберегающих технологий, включающих в себя комплекс воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка-инвалида на всех этапах его обучения и развития.

Ю.В..Науменко, подразделяет здоровьесберегающие технологии на блоки:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья,

-технологии обучения ЗОЖ,

- коррекционные технологии [1].

Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья, часто могут испытывать чувство дискомфорта, связанного с продолжительностью занятия, что приводит к быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности. Поэтому, для того, чтобы избежать этих негативных последствий, главной составляющей технологий сохранения и стимулирования здоровья выделяют динамические паузы, проводимые во время занятий, включающие в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, ритмопластики, релаксации, направленных на предупреждение переутомления, усталости и напряжения во время занятия.

Большое внимание в реализации технологии обучения здоровому образу жизни детей-инвалидов отводится специально организованной образовательной деятельности, осуществляемой воспитателями, инструкторами по физической культуре, направленной на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей с ограниченными возможностями.

Активно в процесс обучения здоровому образу жизни детей-инвалидов вовлекают их родителей, путём проведения оздоровительных праздников, игротреннингов, проектов, способствующих физическому, психологическому и социальному развитию ребенка.

Эффективной техникой в данной технологии также является самомассаж. Самомассаж — это массаж, который проводится в игровой форме с использованием весёлых стихов, ярких образов, обыгрыва­ющих массажные движения, и выполняемых самим ребёнком. Он способствует не только физическому укреплению ребенка с ограниченными возможностями, но и оздоровлению его психики, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Часто применяемыми коррекционными технологиями в работе с детьми-инвалидами являются артикуляционная и фонетическая гимнастика, проводимая логопедом и, включающая в себя, комплекс упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения, формирования естественной речи с выраженной интонацией.

Сказкотерапия является методом, который помогает скорректировать и решить психологические проблемы личности ребенка с ограниченными возможностями: низкая самооценка, неуверенность и чувство неполноценности. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, включающее не только чтение, но и обсуждение, обыгрывание сюжета, с использованием кукольного театра, ролевых игр, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, что позволяет узнать о чувствах и переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Вспомогательным средством в коррекционных технологиях является музыкальное воздействие, которое может сочетаться в различных видах деятельности, направленное на снятие напряжение и улучшение эмоционального фона.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность повышает результативность коррекционного процесса в работе с детьми-инвалидами, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Педагог или родитель, использующий здоровьесберегающие технологии, имеет возможность строить процесс обучения с учетом индивидуальных физиологических и психических особенностей организма ребенка-инвалида, что способствует обеспечению и поддержанию достаточно высокого уровня мотивации, сумеет вовремя предупредить переутомление у ребенка.

Библиографический список:

1.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В. Науменко.- М.: Издательство «Глобус», 2009. -150 с.

2. Деева Е. В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки будущих социальных работников / Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы.- 2012.- № 11.- с. 334-338.

Просмотров работы: 1047