По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях. Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированнее. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свое спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования [1].
Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.
Целью данного исследования было проанализировать научно-методическую литературу по проблеме выявления особенностей проведения спортивного ориентирования.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени или по количеству пройденных контрольных пунктов (КП)) [2].
Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания.
Специфика спортивного ориентирования заключается в том, что невозможно достичь высоких спортивных результатов при тренировке только на одной и той же местности. Процесс анализа ситуации в ходе соревнований, сличения карты и местности, состояния лыжни, поведения соперников и многих других переменных факторов, заменяется процессом вспоминания, а в случае участия в соревнованиях на незнакомой местности этот способ не применим. Именно поэтому для достижения высоких спортивных результатов необходимо большое количество стартов на абсолютно незнакомой местности [3].
К сожалению, для привлечения детей к систематическим занятиям таким видом спорта как спортивное ориентирование, не так уж много стимулов, т.к. тренировки проходят как правило в неблагоприятных условиях, и основным стимулом являются выезды на соревнования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астахова, М.И. Виды и тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие / М.И. Астахова, В.П. Нехорошков, Л.К. Комарова. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2010. – 147 с.
Антропов, К. Узлы: учебник / К. Антропов, М. Расторгуев. — М., 1995. – 76 с.
Рекреация, спортивно-оздоровительный туризм и экологическое образование молодежи: учебное пособие / под.ред. Б. Х. Ангуров.-Улан-Удэ: Наука, 2010. – 91с.