Механизмами восприятия являются:
- проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);
- децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);
- идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);
- эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);
- стереотипизация (механизм межличностного познания).
Рассмотрим подробнее стереотипизацию. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны-стереотипы, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности.
Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов:
1.антропологические,
2.этнонациональные,
3.социально-статусные,
4.социально-ролевые,
5.экспрессивно-эстетические,
6.вербально-поведенческие.
Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о нем вынуждены судить по первому впечатлению.
Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависят от особенностей его физического облика.
Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе.
Социально-статусные стереотипы стоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса.
Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций.
Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека.
Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и др.).
В процессе познания педагогом личности обучающегося механизм «стереотипизации» действует во всех направлениях: «работают» и социальные стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Среди преподавателей распространен стереотип о связи хорошей успеваемости обучающегося с характеристиками его личности: успешно учится – значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – бесталанный, ленивый, несобранный и т.п.
В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и их характер приобретает абсолютный характер.