МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Худых М.И. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В межличностном общении многое зависит от восприятия людей друг другом. Специалисты выделяют позитивное, негативное и адекватное восприятие.

Механизмами восприятия являются:

- проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);

- децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);

- идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);

- эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);

- стереотипизация (механизм межличностного познания).

Рассмотрим подробнее стереотипизацию. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны-стереотипы, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности.

Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов:

1.антропологические,

2.этнонациональные,

3.социально-статусные,

4.социально-ролевые,

5.экспрессивно-эстетические,

6.вербально-поведенческие.

Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о нем вынуждены судить по первому впечатлению.

Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависят от особенностей его физического облика.

Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе.

Социально-статусные стереотипы стоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса.

Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций.

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека.

Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и др.).

В процессе познания педагогом личности обучающегося механизм «стереотипизации» действует во всех направлениях: «работают» и социальные стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Среди преподавателей распространен стереотип о связи хорошей успеваемости обучающегося с характеристиками его личности: успешно учится – значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – бесталанный, ленивый, несобранный и т.п.

В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и их характер приобретает абсолютный характер.

Просмотров работы: 956