ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Пец О.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В статье рассмотрен процесс инвентаризации, которая является обязательной процедурой перед составлением годовой отчетности и обеспечивает проверку достоверности показателей бухгалтерского баланса. Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и предварительно планируется на предприятии, а также предусматривается учетной политикой.

Ключевые слова: инвентаризация, виды инвентаризации, бухгалтерский баланс, показатели, акт, инвентаризационная ведомость.

Abstract: The article describes the process of inventory, which is mandatory prior to the preparation of annual accounts and provides validation of balance sheets. Inventory is carried out in accordance with the law and is tentatively scheduled for the enterprise, and provides the accounting policies.

Keywords: inventory, types of inventory, balance sheet indicators act inventory.

Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на сегодняшний день является обеспечение целостности и сохранности хозяйственных ресурсов, их экономического и рационального использования, предотвращение сырьевых, топливных расходов и других расходов материальных ценностей, не связанных с производством. Одним из наиболее важных средств контроля сохранности материальных ценностей является инвентаризация, в процессе которой происходит проверка сохранности имущества организации и состояния её финансовых обязательств путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском учете, под действием различных факторов, могут возникнуть расхождения и несоответствия. Их причиной могут быть различные ошибки, злоупотребления материально-ответственными лицами, естественные изменения. [5,6] Для выявления влияния данных факторов на имущество организации также проводится инвентаризация.

Инвентаризация статей баланса, согласно действующим нормативно-правовым актам, - это обязательное мероприятие для всех предприятий и организаций РФ, которая предусмотрена законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. [3] Проведение такой инвентаризации необходимо для обеспечения достоверности бухгалтерского учета организации. Поэтому полная инвентаризация статей баланса должна проводиться в последний квартал отчетного года. Качество проводимой операции должно быть на высшем уровне, потому что, данные, которые будут выявлены в результате инвентаризации, в дальнейшем фиксируются и отражаются в отчетности предприятия. Инвентаризация статей баланса, которая была некачественно проведена, может привести к серьезным последствиям, вплоть до санкций за предоставление неверных данных со стороны фискальных и налоговых служб. На тех предприятиях где, эта работа была выполнена на должном уровне, реальность и правильность показателей баланса на 1 января следующего года, обычно, не вызывает сомнений. И наоборот, когда проведению инвентаризации должного внимания не уделяется, либо вообще она не проводится, показатели баланса бывают не реальны по отдельным его статьям.

Инвентаризация способствует достижению ряда поставленных целей:

  • контроль выполнения действий по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей;

  • выявление испорченных, либо с истёкшим или истекающим сроком годности товарно-материальных ценностей;

  • выявление материальных ценностей, которые не используются, с целью их реализации.

Инвентаризации классифицируют по следующим признакам (рис. 1):

 

Виды инвентаризации

 

 

по объему

по методу проведения

по назначению

 

 

плановая

выборочная

полная

 

 

сплошная

внеплановая

частичная

 

 

повторная

 

 

контрольная

 

Рисунок 1 – Классификация видов инвентаризации

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все денежные средства, материальные ценности, расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватывают все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации (товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; арендованные основные средства; материалы, принятые в переработку, и т.д.).

Частичной инвентаризацией называется каждая отдельная инвентаризация, которая охватывает часть средств организации. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Такую инвентаризацию проводят в организациях с большой номенклатурой ценностей, например в торговых предприятиях.

Сплошная инвентаризация проводится сразу во всех структурных подразделениях и предприятиях, принадлежащих данной организации по всем ценностям, поставленным на баланс.

Плановая инвентаризация проводится в соответствии с установленным графиком, в указанные сроки, которые утверждены руководителем и предусматриваются учетной политикой предприятия. Сроки проведения такой инвентаризации не оглашаются.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после хищений, стихийных бедствий).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

После окончания инвентаризации могут проводиться контрольные проверки, так называемые контрольные инвентаризации. Они необходимы для проверки правильности проведения инвентаризации. Проводятся с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.д., где проводилась инвентаризация.

Инвентаризация считается обязательной:

- при наличии соответствующего приказа со стороны руководителя организации;

- при наличии соответствующего решения со стороны различных органов, контролирующих организацию;

- по решению ревизионной группы или комиссии, которая проводит частичную, либо полную ревизию организации;

- в случаях смены персонала организации больше чем на 50%.

В приказе об учётной политике либо отдельным приказом руководителем организации устанавливаются объекты инвентаризации, время их проведения и количество инвентаризаций в году. [11,12] Проведение инвентаризации, согласно действующему законодательству, считается обязательным при сдаче имущества в аренду, или его продаже; при смене материально-ответственного лица; при обнаружении фактов порчи имущества или его хищения; после какого-либо стихийного бедствия; при ликвидации предприятия или его реорганизации; а также ежегодно в четвертом квартале.

Все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств подлежат инвентаризации. Кроме этого, инвентаризации подлежат и такие виды имущества, которые не принадлежат организации, но числятся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. [13]

Инвентаризация имущества проходит в присутствии материально ответственного лица. В организациях создаются инвентаризационные комиссии, которые является постоянно действующими. Для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, при большом объеме работ, создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций можно поручить ей. Объем функций и порядок работы, возлагаемой на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, необходимо закреплять в специально разработанном и утвержденном положении. Оно должно быть закреплено как приложение к учетной политике организации.

Руководителем организации утверждается персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий. Для этого издается распорядительный документ (распоряжение, приказ и др.). Так как, положение может действовать в течение нескольких отчетных периодов, а персонифицированный состав комиссии может изменяться в течение года, то данный распорядительный документ должен утверждаться отдельно от положения о комиссии.

Членами инвентаризационной комиссии являются:

- представители администрации организации;

- работники бухгалтерии;

- специалисты финансовых, инженерных, юридических и других служб.

Кроме того, в составе инвентаризационной комиссии могут быть работники службы внутреннего аудита организации или представители независимых аудиторских организаций.

При инвентаризации фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, обмера, взвешивания. Обязательства и собственный капитал проверяют документально. Например, как отмечает Н.А. Лытнева проверка «…изменений в собственном капитале организации осуществляется в рамках ретроспективного анализа. Изменения в капитале организации проходят в результате операций с собственниками, приобретающими выпущенные в отчетном периоде акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления не распределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества» [4,10]

Проверка обязательств осуществляется по таким счетам расчетов, как расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты подотчетными лицами, расчеты с поставщиками и другими контрагентами [14,17]

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна иметь:

  • приходные и расходные документы, которые являются последними на момент инвентаризации;

  • отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей.

К началу инвентаризации материально-ответственные лица должны дать расписки о том, что все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и что все выбывшие ценности списаны в расход, а поступившие на их ответственность, оприходованы. Такие же расписки дают и лица, которые имеют подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о сопоставлении фактического наличия имущества и учтенных финансовых обязательств должны быть записаны в инвентаризационных описях или актах инвентаризации.

Такие документы составляются как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр остаётся у материально-ответственного лица, а другой должен быть передан в бухгалтерию. Ещё один экземпляр описи может быть направлен в правоохранительный орган, если инвентаризация проводилась по его требованию. Данные о результатах проведенной инвентаризации в отчетном году отражаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

На каждом этапе инвентаризации заполняются определенные документы, которые представлены в следующей таблице.

Таблица 1 – Документы, оформляемые в ходе инвентаризации

Этапы инвентаризации

Документы, оформляемые в ходе инвентаризации

  1. Подготовительный этап

Приказ о назначении постоянно действующей комиссии

Приказ о назначении рабочей инвентаризационной комиссии

Приказ о проведении инвентаризации;

Расписки материально-ответственных лиц

  1. Этапы проверки

Акты обмеров и расчеты;

Акты инвентаризации;Инвентаризационные описи

  1. Итогово-аналитический этап

Сличительные ведомости;

Сводный акт инвентаризации;

Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей;

Книга регистрации контрольных проверок инвентаризаций

Имущество, которое оказалось в излишке, должно быть оприходовано и зачислено соответственно на финансовые результаты организации. При этом необходимо установить причины возникновения излишка и определить виновных лиц. Излишки, которые были выявлены при проведении инвентаризации, отражают по дебету счетов 01 «Основные среедства»,10 «Материалы», 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и т. д., в зависимости от имущества, в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом, выявленные в излишке, основные средства и материально-производственные запасы должны учитываться по рыночной цене.

В бухгалтерском учете недостача, выявленная при проведении инвентаризации, отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета имущества 01 «Основные среедства»,10 «Материалы», 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и т. д. Недостающие материально-производственные запасы учитываются по фактической себестоимости, а основные средства – по остаточной стоимости. [2]

На издержки производства или обращения относится недостача материально-производственных запасов или их порча в пределах норм естественной убыли относятся. В рассматриваемом случае списание стоимости недостающих ценностей отражают по дебету счетов 20 « Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и т. д. и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». [9]

Недостача материально-производственных запасов или их порча сверх норм относятся на счет виновных лиц. Виновный работник, согласно статье 243 Трудового кодекса, должен возместить всю сумму причиненного ущерба. Эта сумма не должна превышать рыночную цену недостающего имущества и быть ниже его стоимости по данным бухгалтерского учета. Отнесение недостачи имущества по балансовой стоимости на счет виновного работника оформляют проводкой по дебету счета 73 и кредиту счета 94. Разница между балансовой стоимостью недостающего имущества и рыночной отражается по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Разницу задолженности, причитающейся сотруднику, по мере погашения списывают пропорционально погашенной доле задолженности по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

Если виновные лица не были установлены, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации по дебету счета 91-2 «Прочие расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». [7,8]

Важно отметить, что в документах, которые были представлены для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов. Это необходимо для подтверждения того, что виновные лица отсутствуют, либо был совершен отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.

В заключении можно сказать, что инвентаризация играет важную роль в отражении достоверных фактов в бухгалтерской отчетности. Это очень важно, так как искажение данных бухгалтерского баланса может привести к санкциям со стороны контролирующих органов. Правильные, не искаженные, данные бухгалтерского баланса являются результатом деятельности организации. С помощью этих данных руководствующий состав анализирует деятельность организации и определяет направление развития всего предприятия или организации. Поэтому инвентаризация, проведенная на недостаточно высоком уровне, может привести к принятию неверных деловых решений, к потере прибыли, а в некоторых случаях к возникновению убытков.

Список литературы

  1. Бородина, В.В. Инвентаризация в бухгалтерском учете [Текст]/В.В. Бородина// М.: Городец, 2010. — 320 с.

  2. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие [Текст]/ Н.А. Лытнева и др.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА, 2009. -656 с.

  3. Гончаров П.В., Лытнева Н.А. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности в управлении инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий АПК [Текст]/ П.В. Гончаров, Н.А. Лытнева// Фундаментальные исследования. -2015. - №2. - Часть5. - С. 1017-1022. Знаменский селекционно-генетический центр. -http://www.nsgc.ru/entry.aspx?id=93.

  4. Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А. Формирование учетно-аналитической системы для управления собственным капиталом организации. [Текст]/ Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-1. - С. 118-123.

  5. Лытнева Н.А. Современные методы и модели управления эффективностью промышленных предприятий [Текст]/ Н.А. Лытнева//Вестник ОрелГИЭТ. -2014. -№1. -С. 43-48.

  6. Лытнева Н.А., Бородкина Е.О. Признание и учет прочих поступлений - возможные ошибки. [Текст]/ Н.А. Лытнева, О.Е. Бородкина //Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 1. С. 165-168.

  7. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Признание расходов при упрощенной системе налогообложения [Текст] / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова Е.А. //Бухгалтерский учет. 2011. № 3. С. 102-104.

  8. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Инвентаризация арендованных основных средств. [Текст] / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова Е.А. //Аудиторские ведомости. 2010. № 9. С. 47-55.

  9. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Недостачи и потери от порчи имуществ. [Текст] / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова Е.А. //Аудиторские ведомости. 2008. № 5. С. 71-78.

  10. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Инвентаризация уставного капитала организации Текст] / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова Е.А. //Аудиторские ведомости. -2008. -№ 7. -С. 69-78.

  11. Лытнева, Н.А. Аудиторская проверка учета инвестиций в капитальном строительстве [Текст] /Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова//Аудиторские ведомости.-2009. -№7. -С. 21-28.

  12. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А., Акимова Н.В. Управление капиталом: современные концепции методологии учетного обеспечения. [Текст] /Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Акимова -Орел: Орловский государственный аграрный университет, 2009. -241 с.

  13. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Приобретение основных средств по договору лизинга [Текст] /Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова //Аудиторские ведомости. -2009. -№9. -С. 70-75.

  14. Лытнева Н.А., Пьянова Н.В. Методика внутреннего контроля в системе управления расчетов с подотчетными лицами в малом бизнесе. [Текст] /Н.А. Лытнева, Н.В. Пьянова // Вестник ОрелГИЭТ. 2013. № 2 (24). С. 78-84.

  15. Мельник, М.В. Ревизия и контроль [Текст] / М.В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин : учебник. — М.: КНОРУС, 2012. — С. 121 – 125

  16. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 года № 49 [Электронный ресурс] режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107970

  17. Парушина Н.В., Лытнева Н.А. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы организации. [Текст] /Н.В. Парушина, Н.А. Лытнева //Аудитор. - 2012.- № 8. - С. 38-47.

Научный руководитель: Лытнева Наталья Алексеевна

д.э.н., профессор кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита

ФГБОУ ВПО «ОРЕЛГИЭТ»

E-mail: [email protected]

Просмотров работы: 1621