КУЛЬТУРА ОТКРЫТОГО ГОРОДА: СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КУЛЬТУРА ОТКРЫТОГО ГОРОДА: СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Открытый город» – это исследовательская метафора, обозначающая отсутствие барьеров и границ для распространения политических, культурных, социальных трендов, движения информационных, экономических, человеческих потоков.

Достоинствами открытости современного города являются: ускоренный обмен идеями, взаимное обогащение разных культур, заполнение лакун на рынке труда, привлечение всевозможных ресурсов для развития территории, возрастание доступности информации, услуг, товаров, изменение образа жизни горожанина.

Целью «открытого» города является выявление новых практик, процессов, раскрывающих пространства городов для различных сообществ, а также анализ проблематичных культурных реалий городов, актуальных сегодня и в исторической перспективе.

Город – сложный механизм, поэтому в понятие открытости входит и ин- формационная открытость, обеспечивающая создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и социальных служб, создание инструментов обратной связи, позволяющих гражданам взаимодействовать с органами власти.

Смысл понятия «открытый город», столь часто используемого в последнее время в связи с проблематикой урбанистического развития, раскрывается точнее всего в контексте его гуманитарного дискурса. Развитие города как путь все большей открытости – идея исторически достаточно молодая. Она могла начать формироваться лишь тогда, когда отношение внутреннего пространства города с окружающим его внешним пространством стало пониматься в большей степени как коммуникация и взаимодействие, нежели как изоляция. Образ открытого города, прежде всего, меняет значение границ. Он предполагает если и не полное отсутствие защитного периметра, то, во всяком случае, несомненное главенство входов и выходов над стенами и рвами.

В XXI веке города становятся основным местом приложения усилий самых разных специалистов – не только архитекторов, градостроителей, урбанистов, но и экономистов, специалистов по коммуникациям, дизайнеров, представителей гуманитарного знания. Город выходит сегодня на одно из первых мест в списке цивилизационных достижений человечества, но при этом он относительно малоизучен как качественная целостность, как неповторимый продукт региона или эпохи. Соответственно, сложность городских процессов зачастую приводит к стремлению упростить реальную ситуацию в научных и проектных моделях, к формализации представлений о городах, что, в свою очередь, затрудняет поиск идентичности, определение стратегии развития отдельных городов, перспективы формирования пространства, ориентиры при принятии долгосрочных решений. Последние 100–150 лет, в отличие от более ранних этапов, города все меньше развивается спонтанно: планирование, управление и проектирование является ведущими практиками в этой сфере. Специалисты по развития городов используют обширный инструментарий в виде концепций, методов, методик, алгоритмов. Использование готовых решений без учета климатического, социокультурного, экономического контекстов может не дать эффективных результатов. Это говорит о том, что сфера управления развитием городов нуждается в постоянных творческих усилиях специалистов разных профилей. Представляется, что формирующаяся концепция открытого города во многом препятствует схематизму, акцентируя внимание именно на индивидуальной неповторимости различных городов. Естественно, ее реализация требует определенных усилий, сложность которых заключается не столько в их количестве, сколько в новизне подхода, необходимости изменить картину мира (картину города) в сознании специалистов.

Города постоянно развиваются и растут, приспосабливаются под потребности своих жителей, становятся более комфортными для жизни. Город дружелюбен и открыт для общения. Неотъемлемой его частью являются предметы и места, позволяющие лучше его понять или открыть для себя. Одним из таких мест можно считать музей. Музей XXI века в России нацелен на общение со своими гостями, он открыт для посетителя, не отталкивает стеклянными витринами и тихими залами, но предлагает сотрудничество, активно вовлекает в процесс познания.

Однако в постиндустриальном обществе XXI века искусство давно перешагнуло за границы музеев и художественных галерей, сознательно выходя за рамки, отделяющие его от жизни улиц и кварталов, площадей и парков.

В окружающем нас пространстве можно встретить разнообразные рисунки на фасадах домов, крышах, заборах. Далеко не все, что мы можем увидеть, несет какую-либо смысловую нагрузку или вписывается в городскую композицию, однако попытки «прорастания» искусства в городской среде здесь наиболее ощутимы.

Пожалуй, самой распространенной художественной формой в городской среде является граффити. Этимологие слова четко обрисовывает специфику направления (ит. graffito – рисунок, graffiato –нацарапанный). Главное предназначение этого направления в искусстве – создание на поверхностях архитектурных объектов изображений с помощью аэрозольных красок. «Райтеры» (художники, работающие в стиле граффити) нередко применяют в своих произведениях коллаж, надписи, шифры, символы, знаки.

Отметим и определенные точки пересечения между стрит-артом и наружной рекламой. Реклама, как средство художественной организации городской среды, достаточно часто встречается в пространстве города в виде огромных плакатов, баннеров, макетов и растяжек. Основная их цель – создание представления о каких-либо товарах, услугах, событиях. В наше время почти все центры в крупных мегаполисах представляют собой «яркий праздник огней и красок, представленный с помощью наружной рекламы».

Свою роль в процессе негативного изменения архитектурного облика города играют и постоянно увеличивающиеся темпы застройки столиц, а значит, появление даже в исторических районах города новых зданий как жилых, так и офисных. По замечанию Я. Гейла, в современном мире «законы рынка сместили приоритет с взаимосвязанности и общности городских пространств на индивидуальные строительные проекты», которые зачастую резко «выбиваются» из общего архитектурного силуэта города. Особенно это касается небоскребов, несоразмерных человеку в отличие от исторических зданий, которые он может воспринять без подъема на определенную высоту; но не стоит думать, что органичное «смешение масштабов» невозможно – ярким примером подобной архитектурной гармонии является бульвар Курфюрстендамм в Берлине.

Таким образом, «открытый город» – это пространство свободы, обеспечивающее его жителям возможность многоплановой коммуникации. Это не означает, что разновекторность социальных действий «разрывает» целостность и единство города. Напротив, в этом и состоит особенность «открытого города», что он обеспечивает возможность самореализации на разных уровнях и в различных ситуациях.

Литература

1. Быстрова Т. Ю. Социокультурные основания идеи открытого города // Реалии новой культуры открытого города: материалы Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной научно-практической конференции молодых ученых (Екатеринбург, 21 ноября 2014 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. С. 6-14.

2. Соколова К. В. Городская среда как объект современного искусства // Реалии новой культуры открытого города: материалы Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной научно-практической конференции молодых ученых (Екатеринбург, 21 ноября 2014 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. С. 160-163.

3. Воробьёва М. В., Рабинович Е. И. Открытый город // Открытый город: Стратегии развития и формы публичности: материалы всероссийской междисциплинарной научной конференции молодых ученых, Екатеринбург, 30 апреля 2014 г. / Екатеринбургская академия современного искусства; Уральский федеральный университет; отв. ред. Е.И. Рабинович. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. С. 5-9.

Просмотров работы: 644