О СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА

Веремеенко Т.И. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование моделей финансового надзора зарубежных стран с развитыми рынками позволяет сконструировать комбинированную модель надзора за субъектами финансового рынка, которая представляет собой идеальный для настоящего времени образец.

Необходимо особо подчеркнуть, что это модель абсолютно практическая, реально существующая. Ее особенность состоит в том, что она составлена из элементов надзорной практики разных стран, представляющих лучшие, наиболее успешные образцы. Преждевременно говорить о возможности ее внедрения в Россию по причине несоответствия реальным условиям и характеристикам финансовой отрасли, законодательству, надзорной деятельности в нашей стране [1].

Модель построена на бизнес-процессах надзорной деятельности. Если уместно применить термины «бизнес-процессы» в таком контексте, то определим их как комплекс взаимосвязанных мероприятий, задач, технологий, осуществляемых организацией и направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Применительно к органу финансового надзора термин «бизнес–процессы» используется в значении «деловые процессы», «функциональные мероприятия». Кроме того, финансовые надзорные органы занимаются производством и поставкой государственных услуг, состоящих в осуществлении деятельности по регулированию, надзору и контролю за работой субъектов финансового рынка, а также обеспечению стабильности, устойчивости финансовой системы в целом.

Модель представляет собой систему раннего предупреждения, основанную на постоянном мониторинге рисков и принятии превентивных мер. Финансовый надзор – это непрерывный процесс, включающий ряд этапов.

Условно можно выделить три наиболее значимых этапа надзора.

Планирование деятельности надзорного органа.

Надзор за деятельностью финансовых институтов в сочетании с превентивным вмешательством при необходимости и в целях недопущения реализации рисков [2].

Административное воздействие на финансовые институты при невыполнении корректирующих действий, рекомендованных надзорным органом.

Важным условием (предпосылкой) эффективности финансового надзора является планирование деятельности надзорного органа, которое осуществляется на основе результатов оценки рисков каждого вида деятельности финансового института и распределения всех компаний по надзорным категориям (риск–категориям) и/или присвоения риск–рейтинга (композитного, интегрального). Надзорному органу целесообразно ежегодно разрабатывать стратегию надзора на три года вперед, а также составлять ежегодные планы надзорных действий, включая планирование затрат и распределения человеческих ресурсов, по каждой риск–категории и даже компании (в зависимости от количества компаний в стране и их размера). Приведем пример плана расходов надзорного органа Канады за финансовыми институтами, включенный в Отчет о планах и приоритетах на 2014–2015гг. Неотъемлемой частью планирования является сравнительная оценка надзорных действий по всем поднадзорным финансовым институтам, необходимая для обеспечения более эффективного распределения ресурсов органа надзора на компании с существенными рисками [3].

Распределение финансовых институтов по риск – категориям и/или присвоение риск – рейтинга зависит от размера организации, вида клиентуры (розничные и/или корпоративные клиенты) и, соответственно, уровня риска, который принимает на себя компания. Надзорный орган проводит оценку рисков деятельности каждой финансовой организации, результатом которой является профиль риска. В зависимости от него компании попадают в ту или иную категорию и/или им присваивается рейтинг по уровню риска. Они предполагают различную по интенсивности степень надзора за компаниями, относящимися к той или иной категории или имеющими определенный рейтинг. Такая дифференциация позволяет надзорным органам наиболее эффективно распределять ресурсы , направлять большую их часть на надзор за компаниями , представляющими наибольшие риски.

Таким образом, в зависимости от профиля риска финансового института:

– присваивается категория или риск–рейтинг;

– определяются представители надзорного органа по каждой группе компаний;

– определяется интенсивность надзора (растет частота и глубина надзорных мероприятий);

–выбираются конкретные инструменты надзора;

– определяется степень взаимосвязи между прямым надзором соответствующего органа и назначением аудиторских фирм конкретным институтам.

В зависимости от структуры надзорных органов, наличия или отсутствия самостоятельного органа надзора за поведением финансовых институтов на рынке могут быть сформированы самостоятельные категории (или рейтинговая шкала) в целях пруденциального надзора и категории в целях надзора за поведением.

Взаимосвязь между уровнем риска и интенсивностью надзора является основой современного подхода к финансовому надзору [4].

Деятельность органа финансового надзора в современных условиях должна сочетать в себе стандартные (текущие) мероприятия, а также превентивные (проактивные) действия, направленные на ранее вмешательство в работу финансового института для предупреждения реализации рисков. К компаниям, которые по отдельности не представляют серьезной угрозы финансовой стабильности государства, но в совокупности могут вызвать кризисную ситуацию, применяется стандартный надзор.

К стандартным надзорным мероприятиям относятся:

  1. Лицензирование как административный (технический инструмент надзора;

  2. Мониторинг пруденциальных отчетов (о соблюдении пруденциальных требований по капиталу / достаточности финансовых ресурсов / платежеспособность, риск – менеджменту и др.);

  3. Оценка финансового состояния и операционной деятельности института ( по направлениям бизнеса , а также в сравнении с конкурентами);

  4. Проведение регулярных совещаний с менеджментом компании;

  5. Проведение регулярных риск – ориентированных выездных проверок компаний с наивысшим и высоким уровнем риска ;

  6. В некоторых случаях – посещение заседаний совета директоров для оценки результатов выездных проверок органа надзор на месте;

  7. Сравнительны проверки (обследования) компаний для выявления лучших практик;

  8. Анализ бизнес – модели (модели ведения бизнеса) и корпоративной стратегии;

  9. Комплексная оценка деятельности компании в целях надзора за поведение;

  10. Анализ рынка (по сегментам, продуктам;

11 Консультирование компаний по проведению мероприятий по восстановлению финансовой стабильности (корректирующие меры), которые потребует предпринять орган надзора;

Мониторинг принятия корректирующих мер, которые могут включать в себя запрос дополнительной информации и/или проведение последующих проверок.

При проведении анализа бизнес – модели и корпоративной стратегии надзорный орган исследует потенциальные угрозы жизнеспособности компании и угрозы, которые она сама может создать для других участников рынка в процессе деятельности. Анализ включает исследование процесса получение дохода ( из каких источников и каким образом извлекается доход) и связанных с ним рисков. Иными словами, целью надзорного органа является оценка факторов устойчивости и уязвимости модели ведения бизнеса компании.

К факторам уязвимости страховой компании можно отнести:

– неоправданные ожидания роста доли компании на рынке без должного учета динамики достаточности резервов;

– высокую рентабельность (по конкретным видам операций, в сравнении с конкурентами);

– продажу страховых продуктов с нечетко определенными условиями и ценообразованием;

– продажу страховых продуктов на рынках, для которых они изначально не предназначались и др.

В отношении страховых компаний, предоставляющих повышенный риск для полисодержателей и стабильности финансовой системы государства, надзорный орган проводит более подробный анализ. Он включает изучение факторов рентабельности , аппетита к риску , целевых показателей работы компании , собственные прогнозы компании . Эта информация необходима для формирования надзорных органом оценки возможностей получения прибыли компанией и связанных с этим рисков в среднесрочной перспективе.

Комплексная оценка деятельности финансового института, базирующаяся на результатах анализа модели ведения бизнеса и корпоративной стратегии, предполагает проведение анализа существенных рисков компании, включая идентификацию причин из возникновения, а также оценку методов управления рисками на всех уровнях бизнеса.

В центре внимания надзорного органа находятся следующие аспекты деятельности компаний:

– процесс продаж финансового продукта и проведения операций,

– послепродажное обслуживание клиентов,

– дизайн финансового продукта,

– корпоративная культура и управление.

Комплексная оценка должна проводиться не реже 1–2 раза в год (цикл надзора). Она дает представление о реальном положении дел в компании и тех рисках, которые могут быть существенными для ее финансовой стабильности и всего финансового рынка страны. Комплексная оценка должна применяться ко всем финансовым институтам. В то же время с некоторыми из них орган надзора может контактировать более интенсивно, а с другими компаниями, например, один раз в три–четыре года [5].

К мерам административного воздействия органа финансового надзора относится:

– официальное расследование дел компании;

– ограничение, приостановление действия, отзыв лицензий;

– ограничения или особые условия по конкретным видам деятельности;

– денежные штрафы;

– назначение судебного управляющего для ведения дел компании;

– возбуждение уголовного дела против компаний и физических лиц (директоров, менеджеров);

– увольнение физических лиц с занимаемых руководящих должностей (в том числе автоматическое увольнение в случаях судимости за преступление, связанное с недобросовестным поведением и банкротством);

– дисквалификация сотрудников (например, аудиторов, актуариев в страховой компании) на определенный срок;

– ликвидация компании/процедура банкротства и пр.

Орган финансового надзора обязан вести реестр дисквалифицированных лиц, списки компаний в стадии банкротства, статистику по штрафам и публиковать их на своем сайте. Также в целях обеспечения эффективности и прозрачности надзорной работы целесообразно формировать отчетность надзорного органа по принятым за конкретный период времени мерам административного воздействия , как это делают надзорные органы ряда стран.

Взятая на вооружение в развитых странах риск–ориентированная концепция финансового надзора с акцентом на превентивные мероприятия предполагает дифференцированный подход, т.е. адресную работу с конкретными компаниями по формированию рекомендованных методик оценки рисков. Не используется принцип «один для всех подход».

Литература:

1 Абрамов А.,Радыглин А., Чернова М. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики 2014. №2. С. 33-49.

2 Ершов М.В. Мировая финансовая система после кризиса: тенденции и проблемы развития // Деньги и кредит 2013. №1.С.11-18

3 Баринов Э.А. Регулирование финансовых рынков: российская и зарубежная практика // Путеводитель предпринимателя. 2012. №16. С.29-45

4 Каурова Н.Н. Макропруденциальносе состояние финансовых рынков // Финансовый журнал.№1.С.5-18

5 Мецгер А.А. Соотношение экономических отношений и правового регулирования на финансовых рынках // Бизнес, менеджмент и право.2009.№2.с.22-28

Просмотров работы: 719