Осознавая это, экономически развитые государства оказывают серьёзную поддержку малому бизнесу.
Так, например, в 70-е годы ХХ века в Европе начала складываться уникальная система регулирования и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса путем внедрения различных программ и создания фондов. Отлаженная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя как государственные, так и частные структуры, и отдельные лица.
Государственные учреждения занимаются обучением, повышением квалификации, технологическим консультированием предпринимателей, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п.
В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом. Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия.
Таким образом, основные цели регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности, унификация законодательной базы, а также усиления внутреннего взаимодействия стран ЕС и для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.Особое положение в структуре малого и среднего бизнеса занимают стартапы. Этим термином принято обозначать новые проекты, отличающиеся высокой инновационностью и креативностью.
Cтартапы – тема, не теряющая своей привлекательности вот уже несколько лет. Количество новых стартапов на международном уровне продолжает расти, конференции посвящённые старатапам привлекают все большее количество участников (The Economist, 2014); (Cosh & Alan, 2009). Кроме того, стремительное развитие электронного вида торговли и услуг в интернете, развитие существующих и разработка новых платформ для реализации своих бизнес идей, как и появление таких инструментов финансирования бизнеса как краудфандинг значительно упрощает процесс запуска своего бизнеса. Краудфандинг/croudfunding (от английского croud- толпа и funding –сбор средств) – это финансирование проекта группой обычных людей вместо профессиональных финансовых институтов, таких как венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, банки и т.д. Чаще всего сбор средств происходит через соответствующие интернет платформы (Schwienbacher & Larralde, 2010). Истории успеха таких компаний, как Facebook, Instagram, Uber, Amazon, Rocket Internet и многих других представляют собой выдающиеся примеры, вдохновляющие людей по всему миру на создание собственного бизнеса.
Тем не менее, далеко не каждый стартап перерастает в многонациональную корпорацию. В действительности, многие стратапы остаются на уровне среднего и малого бизнеса и тем самым создают сильную базу национальной экономики страны, в которой осуществляют свою деятельность. Данные Евростата и Европейской Обсерватории Малых и Средних Предприятий (2015) подтверждают это, указывая что 99% всех европейских компаний составляют малые и средние предприятия, обеспечивающие трудоустройством более чем 100 миллионов человек в Европейском Союзе.
Как следствие, малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как один из главных источников экономической динамичности, развития и инноваций (OECD, 2007). Развитие предпринимательства в первую очередь ведёт к успешному внедрению инноваций, ускоренным структурным изменениям в экономике, поддерживает здоровый уровень конкуренции и как следствие содействует улучшению продуктивности и созданию новых рабочих мест (Amorós & Bosma, 2014).
Как правило, основанием для успешного бизнеса выступает осуществимая инновационная идея. Однако это далеко не единственный фактор, влияющий на успешность. Устойчивость к меняющимся экономическим условиям, сработанность коллектива, рыночные факторы и финансовое положение фирмы – лишь некоторые из факторов, также влияющих на дальнейший успех или провал (Northwestern University, 2014). Финансирование – особенно важный аспект для стартапов, в большинстве случаев основанных без наличия большого начального капитала. Существует несколько возможностей для сбора необходимых на дальнейшее развитие средств. Например, изыскание инвестиций от бизнес-ангелов, венчурных фондов, банков или, как было упомянуто выше, через краудфандинг. Стартап нуждается в финансировании не только на начальной стадии своего развития, но и на последующих этапах, особенно в случае возможной интернационализации (Harris, 2006).
В отличие от таких компаний как SoundCloud, Ebay и Spotify, которые с самого своего основания были направлены на обслуживание международного рынка, большинство стартапов начинают свою деятельность с домашнего рынка и должны предпринять дополнительные усилия, чтобы экспансироваться в иностранные рынки. Попытки интернационализации несут в себе как потенциальные выгоды, так и высокие риски. К выгодам относятся возможности увеличения объёма продаж, доступ к новым ресурсам и т.д. Риски включают в себя непредвиденные изменения на валютном рынке, государственные санкции, препятствующие торговле и т.д.
В процессе интернационализации многим стартапам, даже вполне успешным на своём домашнем рынке, бывает сложно убедить возможных инвесторов в привлекательности инвестиций в их бизнес. Следовательно, можно предположить, что предприниматели либо не могут идентифицировать, что является решающим для инвесторов в процессе принятия таких решений, либо не способны составить убедительный бизнес план, либо не ознакомлены с предстающими рисками.
Сложно однозначно сказать, на какие факторы стоит обращать усиленное внимание прежде всего при процессе интернационализации и для привлечения инвесторов. Было проведено множество исследований, определяющих какие же факторы являются факторами успеха в глазах инвесторов. Тем не менее, универсальный ответ так и не был найден, так как инвесторы зачастую руководствуются разными мотивами и полученным опытом. К примеру, Артур Рок, успешный венчурный капиталист, который вложился уже на начальной фазе в успех таких предприятий как Intel и Apple, сказал в интервью Гарвард Бизнес Ревью в 1987 году, что почти все ошибочные решения которые он совершал, состояли в том, что он выбирал неподходящих людей, а не неподходящую идею.
Во всех исследованиях как один из важнейших факторов выступает менеджмент. Это показывает, что инвесторы связывают успех предприятия прежде всего с людьми, командой, управляющей компанией, а не с самим продуктом или идеей. Причина тому в том, что даже самые лучшие идеи нуждаются в людях, которые могут успешно претворить их в жизнь (Harris, 2006). В высоко-конкурентной среде стартапов особенно важно, чтобы руководитель обладал обширной сетью связей, навыками эффективного менеджмента и общения с инвесторами.
Рынок – еще один фактор, упомянутый во всех представленных исследованиях. Не только размер и скорость развития, но и нужды рынка входят в поле зрения инвесторов. Следовательно, фирме важно выработать глубокое знание и понимание особенностей рынка, в котором она работает: каков профиль клиента, конкурентов и в чем заключаются особенности рынка. В тесной связи с этим критерием находится маркетинговый план, также имеющий критическое значение для инвесторов. Какую стратегия проникновения на рынок будет использовать стартап, как будет позиционироваться продукт, какова будет ценовая политика и другие вопросы маркетингового плана важны для принятия инвестиционного решения.
Только после всех вышеупомянутых факторов упоминается сам продукт. Уровень инновации, качество, патенты – все это то, что относится к продукту. Инвесторы ищут идеи, которые приносят покупателям что-то уникальное, отличающееся от того, что уже представлено на рынке. Кроме того, очень важен временной фактор: покупатели должны быть готовы принять продукт.
Наконец, финансовый аспект также важен для инвесторов, хоть зачастую и стоит на последних местах в представленных исследованиях. Помимо проработанного финансового плана, инвесторы также обращают внимание на модель бизнеса, потоки доходов и рентабельность инвестиций. Причина, по которой этот фактор также является решающим в том, что инвестиции делаются различными финансовыми институтами, прежде всего для извлечения собственной выгоды.
Помимо представленных данных важно упомянуть, что для стартапа всегда важно следить за изменяющейся экономической средой: ожидать и предвосхищать грядущие изменения. Постоянное развитие, участие в конференциях и актуализирование существующих знаний могут в этом помочь.
Литература:
Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый. 2012. №4. С. 180.
Amorós, J., & Bosma, N. (2014). Global Entrepreneurship Monitor 2013 Global Report. Centro de Diseño UDD / Universidad del Desarrollo.
Cosh, A. D., & Alan, H. (2009). Outside Entrepreneurial Capital. Economic Journal 119
Hill, B., & Power, D. (2001). Inside secrets to venture capital. John Wiley & Sons.
Northwestern University. (2014). START UP GUIDE - Requirements for a startup. Доступно на: http://invo.northwestern.edu/startup-guide/basics-startups/requirements-startup
Schwienbacher , A., & Larralde, B. (2010, September 28). CROWDFUNDING OF SMALL ENTREPRENEURIAL VENTURES. Retrieved from http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1699183