СТАРТАПЫ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ФАКТОРЫ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАРТАПЫ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ФАКТОРЫ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Ушакова А.С., Нагель М.П., Губина Н.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Степень развитости экономики любой страны зависит от развитости свободной предпринимательской деятельности населения. Именно малый бизнес способен эффективно решить проблему занятости населения, обеспечить стабильность общества за счёт увеличения численности среднего класса, стимулирует конкуренцию и тем самым побуждает крупный бизнес внедрять новые технологии и развивать производство, кроме того, он ощутимо наполняет государственный бюджет своими налоговыми отчислениями.

Осознавая это, экономически развитые государства оказывают серьёзную поддержку малому бизнесу.

Так, например, в 70-е годы ХХ века в Европе начала складываться уникальная система регулирования и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса путем внедрения различных программ и создания фондов. Отлаженная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя как государственные, так и частные структуры, и отдельные лица.

Государственные учреждения занимаются обучением, повышением квалификации, технологическим консультированием предпринимателей, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п.

В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили интерактивные инструменты поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом. Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия.

Таким образом, основные цели регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности, унификация законодательной базы, а также усиления внутреннего взаимодействия стран ЕС и для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.Особое положение в структуре малого и среднего бизнеса занимают стартапы. Этим термином принято обозначать новые проекты, отличающиеся высокой инновационностью и креативностью.

Cтартапы – тема, не теряющая своей привлекательности вот уже несколько лет. Количество новых стартапов на международном уровне продолжает расти, конференции посвящённые старатапам привлекают все большее количество участников (The Economist, 2014); (Cosh & Alan, 2009). Кроме того, стремительное развитие электронного вида торговли и услуг в интернете, развитие существующих и разработка новых платформ для реализации своих бизнес идей, как и появление таких инструментов финансирования бизнеса как краудфандинг значительно упрощает процесс запуска своего бизнеса. Краудфандинг/croudfunding (от английского croud- толпа и funding –сбор средств) – это финансирование проекта группой обычных людей вместо профессиональных финансовых институтов, таких как венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, банки и т.д. Чаще всего сбор средств происходит через соответствующие интернет платформы (Schwienbacher & Larralde, 2010). Истории успеха таких компаний, как Facebook, Instagram, Uber, Amazon, Rocket Internet и многих других представляют собой выдающиеся примеры, вдохновляющие людей по всему миру на создание собственного бизнеса.

Тем не менее, далеко не каждый стартап перерастает в многонациональную корпорацию. В действительности, многие стратапы остаются на уровне среднего и малого бизнеса и тем самым создают сильную базу национальной экономики страны, в которой осуществляют свою деятельность. Данные Евростата и Европейской Обсерватории Малых и Средних Предприятий (2015) подтверждают это, указывая что 99% всех европейских компаний составляют малые и средние предприятия, обеспечивающие трудоустройством более чем 100 миллионов человек в Европейском Союзе.

Как следствие, малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как один из главных источников экономической динамичности, развития и инноваций (OECD, 2007). Развитие предпринимательства в первую очередь ведёт к успешному внедрению инноваций, ускоренным структурным изменениям в экономике, поддерживает здоровый уровень конкуренции и как следствие содействует улучшению продуктивности и созданию новых рабочих мест (Amorós & Bosma, 2014).

Как правило, основанием для успешного бизнеса выступает осуществимая инновационная идея. Однако это далеко не единственный фактор, влияющий на успешность. Устойчивость к меняющимся экономическим условиям, сработанность коллектива, рыночные факторы и финансовое положение фирмы – лишь некоторые из факторов, также влияющих на дальнейший успех или провал (Northwestern University, 2014). Финансирование – особенно важный аспект для стартапов, в большинстве случаев основанных без наличия большого начального капитала. Существует несколько возможностей для сбора необходимых на дальнейшее развитие средств. Например, изыскание инвестиций от бизнес-ангелов, венчурных фондов, банков или, как было упомянуто выше, через краудфандинг. Стартап нуждается в финансировании не только на начальной стадии своего развития, но и на последующих этапах, особенно в случае возможной интернационализации (Harris, 2006).

В отличие от таких компаний как SoundCloud, Ebay и Spotify, которые с самого своего основания были направлены на обслуживание международного рынка, большинство стартапов начинают свою деятельность с домашнего рынка и должны предпринять дополнительные усилия, чтобы экспансироваться в иностранные рынки. Попытки интернационализации несут в себе как потенциальные выгоды, так и высокие риски. К выгодам относятся возможности увеличения объёма продаж, доступ к новым ресурсам и т.д. Риски включают в себя непредвиденные изменения на валютном рынке, государственные санкции, препятствующие торговле и т.д.

В процессе интернационализации многим стартапам, даже вполне успешным на своём домашнем рынке, бывает сложно убедить возможных инвесторов в привлекательности инвестиций в их бизнес. Следовательно, можно предположить, что предприниматели либо не могут идентифицировать, что является решающим для инвесторов в процессе принятия таких решений, либо не способны составить убедительный бизнес план, либо не ознакомлены с предстающими рисками.

Сложно однозначно сказать, на какие факторы стоит обращать усиленное внимание прежде всего при процессе интернационализации и для привлечения инвесторов. Было проведено множество исследований, определяющих какие же факторы являются факторами успеха в глазах инвесторов. Тем не менее, универсальный ответ так и не был найден, так как инвесторы зачастую руководствуются разными мотивами и полученным опытом. К примеру, Артур Рок, успешный венчурный капиталист, который вложился уже на начальной фазе в успех таких предприятий как Intel и Apple, сказал в интервью Гарвард Бизнес Ревью в 1987 году, что почти все ошибочные решения которые он совершал, состояли в том, что он выбирал неподходящих людей, а не неподходящую идею.

Во всех исследованиях как один из важнейших факторов выступает менеджмент. Это показывает, что инвесторы связывают успех предприятия прежде всего с людьми, командой, управляющей компанией, а не с самим продуктом или идеей. Причина тому в том, что даже самые лучшие идеи нуждаются в людях, которые могут успешно претворить их в жизнь (Harris, 2006). В высоко-конкурентной среде стартапов особенно важно, чтобы руководитель обладал обширной сетью связей, навыками эффективного менеджмента и общения с инвесторами.

Рынок – еще один фактор, упомянутый во всех представленных исследованиях. Не только размер и скорость развития, но и нужды рынка входят в поле зрения инвесторов. Следовательно, фирме важно выработать глубокое знание и понимание особенностей рынка, в котором она работает: каков профиль клиента, конкурентов и в чем заключаются особенности рынка. В тесной связи с этим критерием находится маркетинговый план, также имеющий критическое значение для инвесторов. Какую стратегия проникновения на рынок будет использовать стартап, как будет позиционироваться продукт, какова будет ценовая политика и другие вопросы маркетингового плана важны для принятия инвестиционного решения.

Только после всех вышеупомянутых факторов упоминается сам продукт. Уровень инновации, качество, патенты – все это то, что относится к продукту. Инвесторы ищут идеи, которые приносят покупателям что-то уникальное, отличающееся от того, что уже представлено на рынке. Кроме того, очень важен временной фактор: покупатели должны быть готовы принять продукт.

Наконец, финансовый аспект также важен для инвесторов, хоть зачастую и стоит на последних местах в представленных исследованиях. Помимо проработанного финансового плана, инвесторы также обращают внимание на модель бизнеса, потоки доходов и рентабельность инвестиций. Причина, по которой этот фактор также является решающим в том, что инвестиции делаются различными финансовыми институтами, прежде всего для извлечения собственной выгоды.

Помимо представленных данных важно упомянуть, что для стартапа всегда важно следить за изменяющейся экономической средой: ожидать и предвосхищать грядущие изменения. Постоянное развитие, участие в конференциях и актуализирование существующих знаний могут в этом помочь.

Литература:

  1. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый. 2012. №4. С. 180.

  2. Amorós, J., & Bosma, N. (2014). Global Entrepreneurship Monitor 2013 Global Report. Centro de Diseño UDD / Universidad del Desarrollo.

  3. Cosh, A. D., & Alan, H. (2009). Outside Entrepreneurial Capital. Economic Journal 119

  4. Hill, B., & Power, D. (2001). Inside secrets to venture capital. John Wiley & Sons.

  5. Northwestern University. (2014). START UP GUIDE - Requirements for a startup. Доступно на: http://invo.northwestern.edu/startup-guide/basics-startups/requirements-startup

  6. Schwienbacher , A., & Larralde, B. (2010, September 28). CROWDFUNDING OF SMALL ENTREPRENEURIAL VENTURES. Retrieved from http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1699183

Просмотров работы: 1219