ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ У СТУДЕНТОВ I КУРСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ У СТУДЕНТОВ I КУРСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рамках занятий по дисциплине «Физическая культура», изучаемой студентами 1 курса Кемеровского государственного университета, происходит изучение олимпийского вида спорта - пулевой стрельбы. Студенты обучаются стрельбе из винтовки типа СМ-2 калибра 5,6мм.на дистанцию 50 м., положение лёжа с упора. Для этого было отведено до 8 занятий, в который входило также изучение мер безопасности при проведении стрельб.

Целью работы было выяснить причины, влияющие на успешность овладения техникой меткой стрельбы у студентов в результате обучения. Перед началом стрельб студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, которые смогли бы помочь нам исследовать зависимость успешности обучения стрельбе от различных факторов.

Рассмотрим основные составляющие стрельбы. Меткий выстрел ‒ это следствие ряда точно выполненных действий стреляющего: изготовки, прицеливания, задержки дыхания и спуска курка. Все эти действия находятся в строго определенной взаимосвязи, имеют частные задачи, направленные на решение одной общей цели ‒ метко поразить цель.[1]

Одним из основных действий в стрельбе является прицеливание. Стрельба ‒ технический вид спорта. Поэтому для точного воспроизведения правильного прицеливания студенту необходимо умение разбираться с техническими приспособлениями. Мы основывались на том, что к моменту зачисления в Университет студент уже мог сам определить, какую склонность он имеет, так как было предположено, что студенты, обладающие склонностью к технике, сумели бы легче справиться с освоением нового навыка. Но эта гипотеза не подтвердилась: из всего количества опрошенных лишь 4,1% студентов определили свою направленность как «технарь» и71,4% как «гуманитарий»,что вполне закономерно для гуманитарного вуза;24,4%определили, что эти качества у него находятся в равновесии[см. Таблицу 1]. Из тех, кто определился как «технарь», по разным причинам ни у одного не было достигнуто положительных результатов стрельбы: предполагалось, что для зачёта необходимо выбить 35 очков и 50 возможных.

Для хорошего прицеливания необходимоуметь зрительным лучом соединить точно отверстие диоптра, мушку и мишень в порядке концентрических окружностей. Процесс усложняется тем, что эти элементы прицеливания и цель находятся на разном расстоянии, и

следовательно, не могут быть видимы все одновременно в хорошей резкости. Общеизвестен факт, что для точного прицеливания нужно иметь хорошее зрение.Поэтому необходимо было выявить, в какой степени качество зрения влияет на начальное обучение навыкам меткой стрельбы. На основе ответов в анкете мы получили следующие результаты: на вопрос «Хорошее ли у вас зрение?» 55,2% определили, что у них зрение «хорошее» и 44,8% определили, что у них зрение «не очень», что само по себе настораживает, так как обнаруживает значительное, почти у половины опрошенных, проблемы со зрением в юношеском возрасте.

Из тех, кто ответил в анкете, что зрение хорошее, 52,2% попали хороший результат, необходимый для зачета. Не выполнили норматив ни в одной из предложенных попыток ‒ 47,8% исследуемых. Влияние качества зрения на точность стрельбы выяснилось незначительное: 4,4%. Из тех, кто поставил отметку на «не очень» хорошем зрении, результаты сложились как 50%:50%. То есть зависимость точности стрельбы от качества зрения не была обнаружена.Это подтверждает тот факт, что студент, определивший свой зрение как «не очень» хорошее, выбил самый лучший результат. Следовательно, хорошее зрение не является ведущим фактором при стрельбе лёжа с упора.

Рассмотрим далее составляющие процесса выстрела: изготовка. В стрельбе с упора изготовка не имеет такого решающего значения, как при стрельбе из других положений, менее устойчивых, где оружие приходится удерживать для придания неподвижности.Для того, чтобы сделать меткий выстрел, необходимо не только правильно прицелиться, но и зафиксировать его. Здесь все мышцы тела, участвующие в удержании: левая рука, правое плечо и верхняя часть туловища работают в статическом режиме. Следующим элементом в производстве выстрела является нажатие на спусковой крючок. В этом движении задействованы мышцы-сгибатели пальцев правой руки. При этом выполняется сгибание 1-2 фаланги указательного пальца, работа при этом происходит динамическая. Движения должны производиться изолированно, не влияя друг на друга. Значительную роль при этом играет координация движений. В свою очередь, развитию координации движений способствует занятие физической культурой и спортом. С одной стороны, стрелок из положения лёжа не затрачивает много усилий для выполнения выстрела, стало быть, хорошую физическую форму ему не обязательно иметь. С другой – при занятиями спортом формируется и лучшая координация.

В своём исследовании мы сделали попытку выяснить закономерность развития физических качеств, имеющихся у студентов до поступления в Университет, и успешностью стрельбы. Из тех, кто положительно ответил на вопрос «Занимались ли вы спортом? Имеете ли спортивный разряд?»выполнили норматив 57,2%,не выполнили норматив: 42,8% студентов (разница показателей 14,4).Из тех, кто не занимался спортом, большинство не смогли выбить необходимое количество баллов: 52,2%, справившихся с требованиями меньше: 47,8% (разница показателей 4).

Из этого мы можем заключить, что имеется значительное преобладание занимавшихся спортом студентов по сравнению с теми, кто не занимался спортом, но все же смог показать успешный результат: 57,2% ‒ 47,8% = 9,4 %, то есть, почти на десятую часть.

И всё же, перечисленные факторы представляются нам недостаточно информативными для оценки успешности выполнения нормативов по стрельбе студентами. Автором была высказана гипотеза отом, что возможно, не все студенты не относятся к этому виду подготовки с должной серьезностью. Мы проанализировали мотивацию у студентов, поскольку в анкете предусматривались и такое направление исследования. Была сделана попытка понять, насколько важно для студента освоить умение метко стрелять.

Таблица 1

 

показатели

% исследуемых

Выбили норматив, %

Не справились, %

разница

Направлен­ность

технарь

4,1

0

100

100

гуманитарий

71,4

-

-

-

в равновесии

24,4

-

-

-

Оцениваемое качество

зрения

хорошее

55,2

52,2

47,7

4,4

не очень

44,8

50

50

0

Спортивная подготовка

занимавшиеся спортом, имеющие спортивных разряд

-

57,2

42,8

14,4

не занимавшиеся спортом

-

47,8

52,2

4,4

Актуализация

умение стрелять является важным

65,3

57

43

14

не важно

34,6

53,3

46,7

6,6

Мотивация

указали самосовершенст­вование

71

60,6

39,4

21,2

не указали

-

33,3

66,7

33,4

На вопрос «Является ли для Вас умение стрелять важным?» большинство ‒ 65,3% ответилиДА, из них 57% человек выполнили норматив, 43% ‒не выполнили.То есть с вероятностью 4/3 было определено, что студент, осознанно желающий научится, овладевает новым навыком успешнее по сравнению с тем, кто не может определить для себя значимость этого вида обучения. 34,6%исследуемых – ответили о неважности навыка стрельбы. Из них выполнили норматив 53,3%, не выполнили ‒ 46,7%.

По сравнению с положительным ответом (57%‒43% = 14%) перевес успешных студентов составил 14%; из тех, кто заявил о «не важности»: (53,3% ‒ 46,7% = 6,6%) перевес всего 6,6%, то есть, более чем наполовину.

Этот вывод подтвердился нами в уточнении мотивации. Вопрос, заданный студентам, был «Зачем Вам умение метко стрелять?» С одной стороны, многие признали, что такое умение им не нужно, а с другой, поразмыслив, приходили к выводу, что из этого можно извлечь пользу для себя.В одном из 9 пунктов стоял ответ «самосовершенствование», который указали 71% опрошенных. Из студентов, отметивших этот пункт,60,6%смогли выбить норматив, и 39,4% не смогли. Значит, большинство тех, кто желал самосовершенствоваться, успешно справились с нормативом в отношении 3:2.

При отсутствии мотивации выбилинужный результат ‒ 33,3%; не попали норматив –66,7%. Итого, без желания самосовершенствоваться не смогли освоить навык на должном уровне вдвое больше студентов, что является значительным расхождением.

Вывод:

В результате исследований, поведенных авторами для выявленияпричин, влияющих на успешность овладения навыками меткой стрельбы из винтовки у студентов 1 курса, выяснилось:

1) Предварительные увлечения спортом оказывают влияние на лучшее освоение навыков меткой стрельбы в отношении 1:10, по всей видимости, благодаря лучшей координации, приобретенной во время этих занятий;

2) Качество зрения не оказывает сколько-либо выраженного значения на результат обучения стрельбе из винтовки в положении лежа с упора, либо студенты занижают самооценку;

3) При осознании важности умениястрелять обучение идет успешнее. Вдвойне успешными в овладении навыками меткой стрельбы являются студенты, желающие самосовершенствоваться.

Выявлена недостаточная мотивация студентов к занятиям пулевой стрельбой в рамках курса физической подготовки. Эти выводы подтверждаются исследованиями, проведенными ранее по схожей тематике: основной проблемой при формировании мотивации к занятиям физическими упражнениями, и в том числе, стрельбой, является отсутствие желания и личных убеждений в необходимости занятий спортом. [2]

Незначительная мотивация приводит к недостаточно серьезному отношению к этому виду физической подготовки, имеющему, к тому же значительные финансовые затраты. Студенты мало ценят, что обучение пулевой стрельбе в рамках учебной программы ‒ является редчайшим видом подготовки среди гражданских высших учебных заведений.

Лучше всего мотивируют к занятиям спортом наглядные и достоверные результаты, которые могут быть достигнуты в итоге. Например,‒ познавательно-развивающий мотив (стремление человека узнать лучше свои возможности и свой организм, желание улучшить их с помощью физических упражнений и занятий спортом); психолого-значимый мотив (физические упражнения помогают снимать умственное и эмоциональное напряжение, отвлекают от негативных мыслей, нейтрализуют отрицательные эмоции). [3] А так же, широкое оповещение о высоких результатах, достигнутых отдельными студентами при освоении курса стрельб, что способствовало бы повышению престижности.

Предложениемк повышению мотивации будет широкое разъяснение важности освоения навыка умения метко стрелять,то есть реклама. В том числе пропаганда стрельбы как олимпийского вида спорта.Так же усиление акцента на положительных моментах, сопутствующих стрельбе. Это предварительное разъяснение таких данных, как:

  1. Стрелки высшего класса отличаются особой умственной работоспособностью.

  2. Занятие стрельбой может помочь психорегуляции. Это помогает воспитывать в себе самоконтроль.

  3. Стрельба способствует развитию в себе ощущений, которые обеспечивают осуществление действий и контроль над ними. Это реализуется как процесс приема информации (восприятие), процесс обработки информации (мыслительные операции), и процесс сенсомоторной реализации (спуск) [4].

Вместе с этим желательно повысить актуализацию, путем распространения призывов, слоганов, лозунгов, повышающих престижность самосовершенствования именно путем овладения навыками меткой стрельбы в университетских СМИ и социальных сетях.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кинль, В.А. Пулевая стрельба / В.А.Кинль. ‒ 1989.

  2. Современные проблемы при формировании мотивации к занятиям физическими упражнениями./ Никонова Н.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015http://www.scienceforum.ru/2015/913/9945

  3. Изучение образа жизни студентов и определение мотивов к занятиям физическими упражнениями в политехническом вузе / Егорычева Е.В., Мусина С.В., Шлемова М.В., Чернышева И.В. // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 9: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 11 (98). - C. 53-54.

  4. Ванштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Ванштейн. ‒ М., 1981.

Просмотров работы: 1356