ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Омарова П.О. 1, Куршиева Б.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя ХХ в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей».

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком считается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения. Самым ценным капиталом каждого общества являются дети и молодежь. Однако, мы видим как ребенок ограничен в политических, социальных и экономических возможностях защиты своих прав и, более того, подчас об этих правах и механизмах, их реализации не имеет представлений. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Другим документом является “Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях”, которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года . Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей ( лиц, заменяющих их0, которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.26, 28 ГК, ст.35-65,150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по за защите его прав и интересов(ст.66 СК). Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане у которых они отобраны по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица; признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Но к великому сожалению, мы видим как в лицо к некоторым детям смотрит голод, болезни, социальное отчуждение, которое порождает отчаяние и конфликт. В ст.56 СК впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК) в настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правили связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом, у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи, с чем предлагается провести реформу этих органов. В РФ очень серьезно относятся к этим проблемам. Президент РФ тщательно подходит к выбору приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности. Приоритетные направления зачастую диктуются самой реальностью. Так, например, проблема снижения численности населения заставило правительство РФ принимать законы о выплате материнского капитала, предоставлять жилье нуждающимся семьям. В последнее время на общероссийском уровне осуществляется приоритетный национальный проект «Здоровье». Проект этот нацелен на то, чтобы снизить смертность детей первого года жизни, которые как отмечают специалисты, чаще всего вызываются болезнями, врожденными аномалиями, болезнями органов дыхания. Также 17 сентября 20013 года состоялся первый Областной форум «Будущее России – наши дети!». Целью мероприятия явилось привлечение общественного внимания, объединение усилий государства, общественных формирований, средств массовой информации для обеспечения безопасности и защиты прав и законных интересов детей, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности и здорового развития. Губернатор Оренбургской области Юрий Берг, который открыл этот форум напомнил, что в утвержденной президентом РФ В.В.Путиным Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы одним из ключевых принципов является именно партнерство во имя ребенка. На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:

ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

В заключении хочется сказать, что защита прав и законных интересов детей является долгом каждого из нас. Ведь как отметил Юрий Берг: «Без детей у Росси нет будущего». И поэтому так важно создавать условия для того, чтобы подрастающее поколение было здоровым и счастливым, могло реализовать свои способности.

Список использованной литературы:

  1. Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005, №9.

  2. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог. 2008, №4.- с.17–19.

  3. Мартынова Л.В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2010 – 231с.

Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 2005 – 124 с.

Просмотров работы: 1759