ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Исмаилова С.А. 1, Мусакаева З.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших социально-политических задач современного развития в России является формирование гражданского общества. Процесс этот, с одной стороны, тесно связан с формированием современной правовой системы в стране, демократическим обновлением законодательства, как правовой основы деятельности гражданского сообщества, его институтов. С другой стороны, условием его успешности является формирование правовой культуры граждан, общества, представителей государственных органов; выработка практики гражданско-правового взаимодействия человека и общественных объединений с государством.

Настала необходимость в правовом обучении школьников создать такие условия, при которых ученики могли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство облегчения жизни. Ученикам следует осознать свои права и научиться их защищать.

При этом основным вопросом нужно ставить не только расширение и углубление правовых знаний учащихся, но в первую очередь культивирование правового поведения, выработку прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня мы не готовы в полном объеме на практике воплотить эту линию.

В теории и практике правового обучения к настоящему времени появились различные учебно-методические комплекты, что свидетельствует об отсутствии единой концепции правового образования и определенных условий для ее реализации.

За время реализации проекта Российского фонда правовых реформ в сфере образования издано немало современного и достаточно качественного учебно-методического материала по правовому образованию. Задачи правового образования решаются и с помощью курса «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, «Граждановедение» Соколова и др. Все это свидетельствует о том, что отсутствует единая концепция правового Формирование личности школьника связано с его развитием, изменением воспитательных функций школы, социума, с активизацией деятельности различных структур социальной поддержки молодежи.

Имеется нормативно-правовая база для правовой защищенности ребенка: Конвенция ООН о правах ребенка, ставшая, по сути, мировой конституцией прав детей; Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ряд других законодательных актов.

Вместе с тем, требуют уточнения особенности формирования правовой компетентности личности в определенные возрастные периоды, не определены педагогические условия и механизм реализации Конвенции ООН о правах ребенка в условиях современной массовой школы. Сложившаяся на рубеже XX-XXI веков социально-экономическая ситуация, отражающаяся и в практике образования, привела к резкому ухудшению положения детей в России.

Особую актуальность приобретает формирование активной гражданской позиции у подрастающего поколения, развитие их правовой компетентности, формирование позитивного отношения к нормам права, способности давать правовую оценку ситуации, принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого ими опыта правовых действий. В настоящее время существует необходимость удовлетворения потребностей подростка в знании своих прав и свобод, в самоопределении и выборе нравственных ценностей, а также в адаптации к социальной среде. Развитие правовой компетентности актуально и для педагогического коллектива образовательных учреждений. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, выпускник педагогического вуза должен знать Конвенцию ООН о правах ребенка. Как отмечает ректор ДГПУ профессор Маллаев Д.М.: «Современный учитель должен быть проявлением мира, толерантности, любви, ненасилия, уважительно относиться к детям, видеть в каждом ребенке личность индивида, который может раскрыться тогда, когда учитель создаст для этого условия».

Однако, как показывает практика, далеко не все педагоги знакомы с этим документом. В ДГПУ разработали и внедрили совместно с Детским фондом ЮНИСЕФ методическое пособие для учителей и студентов по правам ребенка, при кафедре теории и методики обучения праву создана Воскресная школа прав ребенка.

В современной школе деятельность по реализации прав личности является еще непривычным направлением образовательного процесса. Эта трудность обусловлена тем, что содержание учебного материала правовой направленности является новым во всех его аспектах и взаимоотношения педагога и ученика чаще всего строятся на авторитарном отношении. Идея компетентностного подхода позволяет определить правовую компетентность подростка как способность давать правовую оценку ситуации, принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого опыта правовых действий. Содержание понятия «правовая компетентность» подростков обусловлено возрастными особенностями школьников подросткового возраста: формирование главных функций самосознания - самореализации, саморегуляции, самопростраивания, способствующих активизации гражданской позиции за счет привлечения к управлению общеобразовательным учреждением через самоуправление;участие в проектной деятельности и включение во внеучебную деятельность; расширение диапазона осведомленности в сфере права через включение правовой информации, как в учебные предметы образовательной области «Обществознание», так и другие учебные дисциплины; понимание правовой ответственности и расширении круга правовых обязанностей.

Правовая компетентность выступает составной частью компетентности личности в ее взаимосвязи с социумом, предполагает способность личности к выявлению проблем, к анализу рассматриваемого объекта и к обобщенному мышлению в процессе решения проблемы. Регулятором правовых действий выступает степень развития правосознания, уровень включения правовых норм в систему ценностей. Правовая компетентность подростка рассматривается нами в связи с необходимостью овладения личностью достаточным объемом правовых знаний, нравственных ценностей и социально-правового опыта.

В исследовании структура правовой компетентности подростков представлена тремя компонентами. Когнитивный компонент правовой компетентности включает знание Конституции Российской Федерации, основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка, основных документов о правах человека и правах ребенка правовые понятия и термины, знание прав ребенка, декларированных Конвенцией ООН. Знания школьникам необходимы для регулирования ситуаций в школьной жизни и в социуме.

Мотивационный компонент включает отношения школьника к Закону, праву и правам ребенка, провозглашенным Конвенцией ООН, собственную правомерную позицию ученика школы к правовым поступкам сверстников, правонарушениям и преступлениям, к правонарушителям.

Компетентность школьника проявляется в овладении способами познавательной деятельности - это деятельностный компонент правовой компетентности. Он включает проявления участия в образовательном процессе, во внеучебной работе школы, в деятельности детских

общественных организаций, в проведении правовых акций. Школьник получает опыт взаимоотношений со сверстниками, педагогами на основе правовых норм.

Правовая компетентность учителя рассматривается как необходимая и обязательная часть профессиональной готовности, педагог овладевает правовой компетентностью не только для собственной личностной социальной адаптации в современном мире, но и для использования полученных знаний и опыта правовой деятельности для педагогического влияния на личность обучающегося. Правовая компетентность учителя предполагает:

  • знание основных правовых норм общества и государства, нормативно-правовой базы, основных правовых источников;

  • овладение умениями выявлять правовую составляющую педагогической проблемы в процессе профессиональной деятельности, решать нравственно-правовые проблемы в соответствии со своими личностными и профессиональными знаниями и опытом;

  • умениями регуляции своего поведения и поведения своих учеников с точки зрения норм права, опытом предотвращения конфликтных ситуаций.

Реализация педагогических условий обеспечения прав ребенка, провозглашенных Конвенцией ООН, в значительной степени зависит, насколько реальными являются предпосылки для ее развития. В качестве предпосылок развития правовой компетентности подростка в исследовании рассмотрены следующие: наличие жизненного правового опыта, наличие представлений о своих правах и обязанностях, наличие определенных умений решать жизненные ситуации, что предполагает готовность подростка к реализации полученных знаний социально-правовой направленности.

Педагогические условия реализации Конвенции ООН о правах ребенка мы рассматриваем как возможности, целенаправленно создаваемые и реализуемые в образовательном процессе современной школы, которые в совокупности обеспечат ее эффективность. Понимание правовой компетентности подростка, включающей мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты и проявляющейся в правовых знаниях, правовой позиции и опыте, позволили определить педагогические условия реализации Конвенции ООН о правах ребенка в образовательном процессе:

  • актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и ее включение в содержание учебных предметов, программ повышения квалификации педагогов и педагогического просвещения родителей;

  • инициирование социально-правовой деятельности субъектов образовательного процесса и их привлечение к управлению школой;

  • активизация внеучебной деятельности подростков и усиление ее правовой направленности.

Актуализация правовой информации субъектами образовательного процесса и ее включение в содержание учебных предметов, программ повышения квалификации педагогов и педагогического просвещения родителей рассматривается как необходимое условие, предполагающее правовое просвещение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей. Суть его заключается в обогащении содержания учебных дисциплин, методических и педагогических советов, объединений, форм работы с родителями правовыми знаниями, в раздвижении границы предметности, стремлении показать взаимосвязи и взаимообусловленность различных явлений и процессов.

Особенностью реализации рассматриваемого условия является включение в процесс реализации Конвенции ООН о правах ребенка всех субъектов образовательного процесса, в том числе и родителей, активно влияющих на воспитание и развитие личности детей. Актуализация правовой информации и ее включение в содержание педагогического просвещения родителей возможна через различные формы: родительские собрания, конференции, беседы, встречи со специалистами в области прав детей и др.

Инициирование социально-правовой деятельности субъектов образовательного процесса и их привлечение к управлению школой как педагогическое условие реализации Конвенции ООН о правах ребенка направлено на формирование отношения подростков и других участников образовательного процесса к правовой деятельности, становление и развитие их гражданско-правовой позиции.

Поскольку правовая компетентность является деятельностной характеристикой, участники образовательного процесса включаются в выполнение определенных действий, в решение конкретных правовых, управленческих ситуаций, этому способствует условие: активизация внеучебной деятельности подростков и усиление ее правовой направленности.

Таким образом, при определенных условиях изучение права, прав человека обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношение к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13

  3. Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223с.

  4. Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1990. -152с.

Просмотров работы: 966