ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Шамилова Н.Н. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Прежде проблемам детей с различными нарушениями здоровья, детей-инвалидов у нас не уделялось должного внимания. Да и сегодня бывает, что дети с ограниченными физическими возможностями вообще исключаются из социальной среды.

Реализация прав детей-инвалидов на образование должна осуществляться прежде всего на законодательном уровне. Сегодня имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Это Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

В ст.3 Конвенции о правах ребенка указывается, что первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В ст. 23 государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенность в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. Еще одним основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он также обязывает государство создавать условия для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования. Законом установлено, что студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

На законодательном уровне была предпринята попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями через принятие специального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Проект закона был внесен в Государственную Думу в 1997 году членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, М.Б. Машковцевым и депутатами Государственной Думы И.И.Мельниковым, О.Н.Смолиным, Д.Н.Абраменковым, З.И. Воронцовой, Т.В. Плетневой, О.П. Гришкевичем.

Разработчики законопроекта обосновывали необходимость его принятия тем, что в специальных средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4% нуждающихся.

По мнению разработчиков законопроекта, принятие Закона о специальном образовании позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства России на основании того, что значительная часть норм, содержащихся в законопроекте, дублирует дословно или с некоторыми редакционными изменениями нормы федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

После принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, законопроект был отклонен Президентом России в 1999 году, а в 2004 году снят с рассмотрения Государственной Думы, несмотря на обращения ряда региональных органов законодательной власти и общественных организаций инвалидов с просьбой возобновить работу над законопроектом.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.

В настоящее время реализуется также федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», предусматривающая принятие мер для расширения возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями.

Проблема детей с ограниченными возможностями за последние годы стала весьма актуальной. Многое делается со стороны государства, функционируют специальные учреждения, разрабатываются законодательные нормы, программы, но на данный момент существуют множество различных проблем в различных областях. Для детей с ограниченными возможностями одним из главнейших препятствий интеграции в общество является дискриминация при получении образования.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

При реализации этого права необходимо чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

б) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

в) инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

В этой связи повышается роль инклюзивного, совместного обучения. Однако его внедрение, по мнению ряда авторов, сталкивается не только с трудностями организации так называемой «барьерной среды» но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин в своем докладе о соблюдении прав детей-инвалидов, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации называет:

-ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

-несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

-неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

-недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Реализация права детей-инвалидов на образование осложняется тем, что с 1 января 2005 года законодатель отказался от федерального регулирования вопросов воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и внес соответствующие изменения в статью 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», передав полномочия по определению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому.

В большинстве субъектов Федерации в нарушение пунктов 1, 6.1 и 7 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» власти не обеспечивают в достаточной степени финансирование и организацию образования детей-инвалидов, в результате чего в субъектах Федерации значительная часть таких детей оказываются вне образовательного процесса.

Кроме того, каждый 5-й инвалид стремится в настоящее время получить высшее образование. Вместе с тем, только 1% от общего числа инвалидов заканчивают вузы. Необходимо предпринимать специальные меры для обеспечения возможности реализации прав инвалидов на получение высшего профессионального образования. Основные направления данного процесса:

-обеспечение доступности, создание безбарьерной среды;

-распространение интегрированного обучения;

-использование современных методов обучения;

-создание системы профориентации на основе качественного образования;

-учет потребностей рынка труда и помощь в трудоустройстве.

В ноябре 2003 года, в соответствии с приказом Минобразования России «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центра по подготовке инвалидов. Это следующие вузы: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (по работе с инвалидами по слуху); Московский государственный гуманитарный институт-интернат (по работе с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата); Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (по работе с инвалидами по зрению); Новосибирский государственный технический университет является экспериментальной площадкой по непрерывному профессиональному образованию инвалидов разных категорий в условиях университетского комплекса; Московский педагогический государственный университет – экспериментальная площадка по высшему профессиональному педагогическому образованию инвалидов.

Ст. 28 Конвенции о правах ребенка закрепляет право ребенка на образование и с целью осуществления этого права вводится бесплатное и обязательное начальное образование; обеспечивается доступность для всех детей; обеспечивается доступность высшего образования для всех; обеспечивается доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; принимаются меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Ст. 5 закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства. Дети с ограниченными возможностями имеют равное право на образование наряду со здоровыми детьми.

Важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей».

Вопрос о создании интегрированного образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Государственной Думы от 20 мая 1999 года в указанном выше решении Коллегии Минобразования России и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 год». Вместе с тем федеральные органы государственной власти до сих пор не обеспечили создания законодательной, нормативной и методической базы интегрированного образования и не организовали подготовку кадров в этой области.

Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.

Особое место среди многих проблем детей-инвалидов занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров – коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.

Большое значение для расширения возможностей детей-инвалидов получать образование имеет внедрение новейших технологий. Новые информационно-образовательные технологии, использование компьютера для основного и дополнительного обучения дают возможность расширить доступ детей с ограниченными возможностями к образовательным программам и посильной трудовой деятельности, сохранить и донести до таких учащихся необходимый объем знаний.

В системе социальной защиты населения действует 45 учебных заведений для людей с ограниченными возможностями здоровья, из них: 34 учебных заведения начального профессионального образования регионального подчинения, 11 федеральных техникумов-интернатов и ряд центров профессиональной реабилитации иной подчиненности. В настоящее время идет процесс реорганизации специализированных учебных заведений в центры профессиональной реабилитации. Подобные центры уже действуют в Санкт-Петербурге и Новокузнецке. В данных центрах создана специальная учебно-реабилитационная среда.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. В итоге они проходят неполноценно процесс социализации.

2 июня 2005 г. в Москве прошла акция «Образование – право для всех!» посвященная защите прав детей-инвалидов на образование. Акция прошла под лозунгами «Необучаемых детей нет», «Не отбирайте у наших детей право на будущее», «Образование без барьеров и предрассудков», «Законы для всех и для нас тоже», «Образование — путь к независимой жизни».

Признание детей с отклонениями в развитии «необучаемыми» нарушает конституционные права детей-инвалидов на образование. Они не могут быть исключены из школы. Возможны следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе и направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Например, в Махачкале в настоящее время в системе образования существует 18 школ коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. В них учится около 800 детей. Кроме того, в начале 2008 года открыт класс для слабовидящих детей, а 29 февраля на базе махачкалинской гимназии №4 прошла церемония официального открытия класса для детей с церебральным параличом. «Это делается для того, чтобы не существовало социальной изоляции между детьми с ограниченными возможностями развития и детьми с нормальным психофизическим развитием» - отметила консультант ЮНИСЕФ по Республике Дагестан Патимат Омаровна.

В школьных программах многих стран сегодня признано, что наилучшим образованием лиц с какой-либо формой инвалидности является образование в рамках общей образовательной системы, т.е. в общеобразовательных школах.

В соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. По решению Правительства Москвы в 1996 году в каждом образовательном округе столицы созданы школы надомного обучения больных детей и детей-инвалидов. В Москве создана виртуальная «Школа без стен». Это учебное заведение дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья

По данным Минобрнауки России для более чем 35 тыс. детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, во всех российских регионах в рамках нацпроекта «Образование» 2009-2012 годах будут созданы условия для дистанционного обучения, что поможет создать условия детям-инвалидам для получения обучения на дому.

В каждом субъекте Российской Федерации предполагаются:

-подключение рабочих мест детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования по широкомасштабным каналам доступа к сети Интернет;

-обеспечение детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения;

-подбор и подготовка учителей, непосредственно-осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;

-информационно-методическая поддержка и т. п.

«Мы стремимся к тому, чтобы процесс обучения был максимально открытым и эффективным, а дети как можно больше общались со своими сверстниками и ощущали себя полноценными членами общества», – подчеркивает директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Минобрнауки России Алина Левитская.

Несмотря на комплекс мер проводимых сегодня во всех регионах России проблема реализации прав детей-инвалидов на образование остается нерешенной. До сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового сопровождения. И, если мы хотим в будущем видеть в детях-инвалидах полноценных членов общества, необходимо создать условия, при которых они могли бы реализовать свое конституционное право на образование.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 48.- ст. 4563.

  2. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (ХХХ) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

  3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (Принята 03.12.1982 Резолюцией 37-52 Генеральной Ассамблеи ООН) // Всемирная программа действий в отношении инвалидов. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1983.- С. 1-61.

  4. Котова С.Ю. Инвалиды с точки зрения закона // Дети-инвалиды: защита прав и интересов. Приложение к журналу «Школьный вестник». М., 2002. С. 16.

Просмотров работы: 4121