ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Гребенева Н.А. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема когнитивного развития является одной из острых проблем теории и практики образования. Изучение познавательного развития старших дошкольников позволяет всем участникам образовательных отношений (педагогам, психологам, родителям и т.д.) исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавательных психических функций в условиях интенсификации образования с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.

Повышение эффективности образования и обеспечение его качества напрямую зависит от когнитивного и личностного развития дошкольников.

В работах Б.М. Гриншпун, И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой отмечается, что мнемическая, интеллектуальная и речевая деятельность взаимосвязаны в своем развитии. Нарушение одной из составляющих обуславливает недостаточную сформированность и других компонентов данного единства. При этом память детей с общим недоразвитием речи является наименее изученной областью с позиций системного подхода.

Методологическую основу исследования составили положения общей, возрастной и специальной психологии об особенностях памяти детей с нормативным речевым развитием (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, З. М. Истомина, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева) и информация об особенностях памяти и условий ее развития у дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.И. Дубровина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Е.М. Мастюкова).

Изучив и проанализировав научную литературу и практический опыт коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно выделить несоответствия между:

  • наличием ценного педагогического опыта формирования памяти у дошкольников с нормативным речевым развитием и отсутствием практической реализации данного опыта для дошкольников с ОНР;

  • существующей в современном обществе необходимостью в полноценном речевом развитии детей, но снижена потребность в разработке эффективных коррекционных мер, направленных на формирование образной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

  • возможностями педагогической технологии коррекции общего недоразвития речи на основе формирования образной памяти у дошкольников и фрагментарным характером проведения психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в современной системе работы по преодолению трудностей речевого развития.

Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, Р.И. Мартынова, А.Р. Лурия, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова отмечают следующие особенности памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи: непроизвольный характер памяти, страдает продуктивность запоминания, низкая активность припоминания, снижена чувствительность к семантике слова, неполное познание образа предмета. Отмечаются трудности запоминания серии геометрических фигур из-за недостаточной сформированности восприятия формы и слабостью пространственных представлений. Ошибки запоминания образных единиц являются следствием недоразвития ориентировочной основы зрительного действия и мыслительных операций обобщения, анализа и синтеза.

Целью исследования являлось изучение особенностей образной памяти у детей с ОНР и разработка рекомендаций по развитию образной памяти старших дошкольников средствами наглядного моделирования.

Исследование проводилось на базе детского сада Мурманской области. В нем принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, из них – 10 – с нормой речевого развития и 10 с общим недоразвитием речи III уровня.

Для изучения особенностей образной памяти старших дошкольников с ОНР и с нормативным речевым развитием были использованы следующие методики:

Методика № 1. «Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков). Обработка результатов осуществлялась на основании следующих критериев: познавательная активность; количество правильно запомненных фигур; степень самостоятельности; целенаправленность процесса; темп включения в деятельность, волевые усилия. С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти: высокий уровень – ребенок узнает 9-7 изображений; средний уровень – узнает 6-4 изображения; низкий уровень – ребенок узнает 3-0 изображений.

Методика № 2. «Память на образы» (Л. Ф. Симонова). Обработка результатов осуществлялась по следующим критериям: познавательная активность, степень самостоятельности, темп включения в деятельность, целенаправленность процесса, использование помощи взрослого, волевые усилия. С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития образной памяти: высокий – 8-12 предметов; средний – 4-7 предметов; низкий – 3-0 предметов.

Методика № 3. «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). Обработка результатов: образная память оценивалась по следующим критериям: время, затраченное на поиск картинки на втором листе; принятие и усвоение мнемической задачи; использование ребенком мнемических приемов; степень самостоятельности. С учетом данных показателей присваивался определенный уровень развития зрительной образной памяти: высокий – ребенок набирает от 21 до 24 баллов, средний – ребенок набирает от 17 до 20 баллов; низкий – ребенок набирает менее 16 баллов.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 1, представлены на гистограмме 1.

По данным показателям большинство старших дошкольников с ОНР составили средний уровень развития образной памяти (60%). У детей рассматриваемой группы наблюдался различный уровень мотивации к деятельности. Несколько испытуемых вставляли реплики после инструкции, например, Коля С., прослушав задание, спросил: «Сколько будет картинок?», а большинству детей необходима была мотивация, дающая авансом высокую оценку деятельности ребенка «У тебя все получится! Ты справишься! Постарайся запомнить как можно больше фигур!». Наблюдался различный темп включения в работу, так одни испытуемые сразу были настроены на выполнение задания, а другие хотели поговорить на различные темы. Дошкольники принимали мнемическую задачу, но не осознавали ее, отмечалась недостаточная концентрация внимания на задании, повышенная отвлекаемость. Например, Ира А., не смогла рассматривать фигуры в период заданного времени (30 сек), говорила, что уже все запомнила до его истечения. Количество правильно запомненных фигур составляло 4-6 из 9 возможных. Детям не требовалась помощь, задание выполняли самостоятельно. Дошкольники использовали вспомогательный прием для запоминания в виде указания на расположение фигур, но этот прием не повысил продуктивность запоминания, то есть оказал нейтральное влияние, так как к этому заданию детям с ОНР было трудно сознательно использовать внешние стимулы в мнемических целях. Большинство детей понимали целевую инструкцию, но не все доводили начатое до конца.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 2, представлены на гистограмме 2.

По данным показателям большинство старших дошкольников с ОНР составили средний уровень развития образной памяти (70%). Наблюдался медленный темп включения в деятельность. Испытуемые нуждались в мотивации, дающей заранее успех в деятельности ребенка: «У тебя все получится! Ты справишься! Постарайся запомнить как можно больше предметов!». Дети использовали операционную помощь экспериментатора при воспроизведении предметов: «Вспомни, что было в центре, в нижней клетке в углу!» и контрольно-оценочную помощь «Ты назвал 5 картинок, а их всего 12! Попробуй вспомнить еще!». В процессе припоминания материала отмечались длительные паузы. Большинство детей понимали целевую инструкцию, но не все доводили начатое до конца. Дети использовали вспомогательный прием для запоминания в виде указания на расположение фигур и проговаривание вслух предметов. При воспроизведении материала наблюдались ошибки лексического характера, например, Дима А. искажал семантику слов, говорил вместо «елка» - «ветка», вместо «топор» - «молоток», хотя в начале задания все предметы были мною названы. У детей отмечается инертность познавательных процессов, быстрое утомление и отсутствие интереса к достижению лучшего результата. Например, Игорь Е. запомнил 5 образов: пистолет, пирамида, гриб, цветок, машина. Мальчик не смог удержать мнемическую задачу в течение всей деятельности. Ребенок постоянно отвлекался, уходил от задания, рассказывая о своих игрушках.

Результаты, полученные в ходе проведения методики № 3, представлены на гистограмме 3.

По данным показателям большинство старших дошкольников с ОНР составили низкий уровень развития образной памяти (60%). Дети демонстрировали медленный темп включения в деятельность, отмечалась низкая познавательная активность. Испытуемые нуждались в мотивации, дающей заранее успех в деятельности ребенка: «Будь внимательнее! У тебя все получится! Ты справишься!» У детей наблюдались трудности понимания инструкции и смыслового содержания задания, необходимо было на примере показать ход его выполнения. У большинства детей запоминание не являлось целенаправленным процессом, отмечалась недостаточная сформированность мыслительных операций и преимущественных стратегий запоминания. При запоминании не пользовались вспомогательными способами. В процессе деятельности детям была необходима операционная помощь: «Рассмотри внимательно картинку! Обрати внимание на все детали!». Испытуемые запоминали изображение как объект, не уделяя особого внимания деталям. В процессе припоминания картинки требовалось большое количество времени. Дети затруднялись в нахождении правильной картинки. Поисковая деятельность осуществлялась методом проб.

Проанализировав результаты эксперимента разработаны рекомендации по развитию образной памяти средствами наглядного моделирования. Необходимо в процессе проведения игр предлагать различные виды визуальных образов: цветное изображение предмета, силуэтное, контурное изображение предмета, пиктографическое.

Полезно подбирать игры по определенным лексическим темам, это способствует формированию семантических полей на основе ассоциативных связей. Примерами таких игр являются: «Запоминай-ка», «Подружи-ка», «Цепочка».

Важно использовать игры, направленные на формирование логических операций и приемов запоминания, например, «Угадай-ка», «Объясняй-ка», «Разделяй-ка» и «Прятки».

Таким образом, изучение особенностей образной памяти старших дошкольников с ОНР, поиск путей развития является важным аспектом для дальнейшего продуктивного и успешного обучения детей в школе. Рекомендации, предложенные на основе тематических и структурных ассоциативных связей с применением наглядных моделей, способствуют развитию мнемических, вербальных и мыслительных компонентов.

Литература и источники:

  1. Дубровина, Т. И. Особенности мнестических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. И. Дубровина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 9. - с. 156-160.

  2. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте [Текст] / З.М.Истомина // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

  3. Мельникова О. А. Преодоление общего недоразвития речи на основе формирования опосредованной памяти у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Текст] : дис. … канд. Пед. наук : 13,00,03 : утв. 20.04.12. / Мельникова Олеся Александровна. – Ек., 2012. – 215 с.

  4. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] : учебник для студ. сред. проф. образования / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М. : Академия, 2010. – 356 с.

Просмотров работы: 1677