РАЗВИТИЕ РЫНКА ИТ-УСЛУГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ РЫНКА ИТ-УСЛУГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей чертой современной экономики является ее ярко выраженный информационный статус, настолько что современный этап ее развития называется наряду с постиндустриальным- информационным.

Доля информационных услуг в экономике развитых и развивающихся государств с каждым годом становится все весомей, появляются новые услуги, постоянно модернизируются существующие. Такое стремительное развитие делает актуальным вопрос о свойствах и алгоритмах развития информационного рынка.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: изучить историю становления рынка информационных технологий и услуг, определить перспективы развития рынка.

Задачи исследования:

  1. Обозначить основные отличия информационных рынков от всех остальных.

  2. Выделить основные этапы развития рынка информационных технологий и услуг во всем мире

  3. Определить основные этапы развития рынка информационных технологий и услуг в России

  4. Обозначить перспективы развития рынка информационных технологий и услуг.

Объект исследования: Рынок информационных технологий и услуг.

Метод сбора данных: мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний.

Метод анализа данных: традиционный анализ документов.

Информационная база исследования:

  1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.

  2. Ресурсы сети Интернет.

  3. Материалы компаний.

  4. Аналитические обзорные статьи в прессе.

  5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

  6. Экспертные оценки.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1. Компьютерный рынок и рынок бизнес-технологий

Информационные технологии (ИТ; information technology - IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В настоящее время, под информационными технологиями, чаще всего, понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Основные черты современных ИТ:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

В широком понимании ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации.

Согласно IDC, рынок ИТ включает совокупность сегментов ИТ-оборудования, программного обеспечения (ПО) и ИТ-услуг.

В сегмент ИТ-оборудования входят следующие категории:

  • Компьютерные системы, в том числе серверы, персональные компьютеры и планшеты;

  • Периферийные устройства, в том числе печатные устройства и компьютерные мониторы;

  • Системы хранения данных, в том числе дисковые и ленточные системы хранения;

  • Телекоммуникационное оборудование, в том числе оборудование предприятий, оборудование поставщиков телекоммуникационных услуг, смартфоны и мобильные телефоны.

В сегмент программного обеспечения входит:

  • Коммерческое ПО, в том числе системное инфраструктурное ПО, средства разработки и развертывания приложений, а также приложения.

В сегмент ИТ-услуг входят:

  • Услуги планирования, внедрения, операционного управления, поддержки и обучения.

1.2. Специфика рынка информационных услуг

В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. Информационные услуги весьма специфичны, что позволяет по целому ряду признаков отнести их к нетипичным, нетрадиционным услугам. Основанием для этого являются следующие особенности информационных услуг.

Во-первых,результат информационной деятельности овеществлен в документах, которые могут быть сохранены на материальных носителях. Конечные результаты информационных услуг овеществлены в документальной, машиночитаемой формах, которые хранятся в виде бумажных копий и на машиночитаемых носителях (микрофильмах, дискетах, жестких дисках компьютеров и т. д.), пригодны к хранению (в библио-, видео-, аудио-, фильмотеках, архивах) и транспортировке (на носителях или с помощью телекоммуникационных средств связи).

Во-вторых, потребление информационной услуги само по себе подразумевает возможность хранения и транспортировки.

В-третьих, информационная услуга может быть оказана без прямого личного контакта потребителя и производителя [5,6].

Использование современных телекоммуникационных средств позволяет работать с информацией в глобальном масштабе. Пользователь может получить услуги на расстоянии, что служит основой функционирования современного рынка информационных услуг и соответствующего развития целой отрасли, обеспечивающей доступ к удаленным базам данных [5].

Важная особенность информационных услуг – высокая скорость оборота капитала, выступающая следствием короткого производственного цикла, дающая преимущества бизнесу в этой сфере. Наиболее перспективен здесь сектор электронной коммерции, поскольку снижение затрат на содержание складских и торговых площадей в сочетании с более быстрым движением денежных средств от покупателя к продавцу дает увеличение скорости оборачиваемости капитала [5].

Для информационных услуг характерна специфичность организации производства. Поставщики услуг – это в основном малые и средние предприятия различного профиля. Их небольшой размер и высокая мобильность дают широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, что весьма эффективно в условиях локального рынка. Однако в условиях глобализации особое положение на рынке занимают центры-поставщики информации, большой размер которых обеспечивает им конкурентное преимущество, а эффект от масштаба позволяет быстро получать и обрабатывать большие объемы информации, используя для этого современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование, которое требует значительных инвестиций.

Предоставление информационных услуг может не сопровождаться личным контактом поставщика и потребителя, а использование коммуникационных средств позволяет оказывать их удаленно, овеществляя результат в виде баз данных, отчетов, справок, реферативных документов на носителях. Таким образом, вследствие этого снижается роль субъективного фактора оказания услуги и неопределенность результата.

Информационные услуги отличаются высокой степенью дифференциации, что обусловлено персонификацией и индивидуализацией спроса на них, а также появлением новых, нестандартных услуг.

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ И РЫНКА ИТ 2.1. Этапы развития ИТ и мирового рынка ИТ

ИТ являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени они прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:

  1. По виду задач и по виду процессов обработки информации:

  • 1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Закупки компьютеров для корпоративных нужд.

  • 2-й этап (с 80-х гг.) - создание ИТ, направленных на решение стратегических задач. Распространение компьютеров среди непрофессиональных пользователей.

  1. По используемому техническому обеспечению:

  • 1-й этап (до конца 60-х гг.) - решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

  • 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360

  • 3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ - средством поддержки принятия его решений

  • 4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.

  1. По преимуществам, которые приносит компьютерная технология:

  • 1-й этап (с начала 60-х гг.) - обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.

  • 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

  • 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

  1. По применяемому инструментарию ИТ:

  1.  
    • 1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

    • 2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

    • 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

    • 4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

    • 5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

  1. По методологии использования ИТ:

  1.  
    • 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.

    • 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.

    • 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

2.2. Этапы развития рынка ИТ услуг

С середины 1950-х годов началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 1960-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.С середины 1960-х до середины 1970-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

С середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 1980-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

До середины 1980-х годов лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства.

С середины 1980-х годов Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США по темпам роста информационных услуг от Японии и других стран, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

2. 3. Рынок информационных технологий и услуг в России.

В становлении российского информационного рынка принято выделять три периода. Первый этап исчисляется с 1987 г. по 1992 г., когда условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны, чему способствовало возникновение новых потребностей вследствие активизации предпринимательской деятельности, относительно высокого платежного спроса, наличия дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных структур. Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей.

Второй этап начинается с жесткой либерализации экономики в 1992 г., вызвавшей существенное ухудшение макроэкономических условий развития рынка информационных продуктов и услуг. Произошло соглашение по ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов и дешевых услуг. Информационное производство стало экономически невыгодным, а продажи были связаны в основном с эффективной рекламной кампанией.Среди основных услуг, в которых предприниматели в тот период испытывали потребность, преобладали сведения для маркетинговых исследований и проверки деловой репутации фирмы. Тем не менее, в отдельных областях информационный рынок развивался за счёт платежеспособных потребителей, в частности услуг по финансовой информации, услуг, связанных с рекламой.

Развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем, в том числе продукты «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Этагон», которые создавали доступность официальной законодательно-правовой информации.Второй этап характеризуется динамичным ростом телекоммуникаций за счет подключения торговых организаций, банков, других коммерческих структур. Несмотря на высокую динамику внедрения современных технологий, охват населения новыми средствами связи в этот период был крайне незначительным.

Августовский кризис 1998 г. положил начало третьему этапов развитии рынка информационных услуг. Поскольку в предшествующие годы была заложена основа телекоммуникационной инфраструктуры и сети интернет, то развитие рынка информационных услуг происходит быстрыми темпами. Наблюдается быстрый рост мобильной телефонии, увеличивается аудитория интернет-пользователей. Одним из основных условий доступа к интернету и соответственно возможности пользоваться информационными услугами послужил рост оснащенности компьютерами, в том числе персональными средствами связи. Однако сохраняется проблема неоднородности развития телекоммуникационной инфраструктуры по регионам и соответственно распределения аудитории интернет-пользователей.

Дальнейшее развитие рынка зависит от многих факторов, в том числе от среднего уровня жизни и стоимости доступа в Интернет. Средний уровень жизни повышается, а стоимость доступа в Интернет снижается, что предопределяет увеличение числа российских интернет-пользователей и клиентов электронной коммерции.

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИТ

На сегодняшний день совокупный объем мирового рынка ИТ превышает два триллиона долларов США.

Наиболее крупным сегментом рынка по объему расходов является оборудование. Взрывной рост объемов информации стимулирует спрос на серверы и системы хранения данных. Повсеместное распространение центров обработки данных и облачных решений обеспечивает устойчивый спрос на различные виды сетевого оборудования. Рынок персональных компьютеров постепенно сокращается в объеме, тогда как рынок мобильных устройств уверенно растет. Поставки печатно-копировальной техники сравнительно стабильны, а продажи мониторов неуклонно снижаются.

Спрос на ИТ-услуги обеспечивается растущим многообразием и сложностью используемых корпоративных ИТ-систем, требующих больших затрат на установку, интеграцию, обучение и обслуживание. ИТ-аутсорсинг, то есть передача сторонним организациям функций по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктуры, является одним из перспективных направлений на данном рынке.

Наиболее динамичным сегментом мирового рынка ИТ является ПО, ежегодный рост которого в последние несколько лет превышал 6%. Свыше половины совокупного объема сегмента формируют различные категории приложений, остальное приходится на системное ПО и средства разработки. Быстрее всего развивается категория приложений для организации совместной работы, в особенности, решений для внутрифирменных социальных сетей и совместного доступа к файлам: ежегодно их объем увеличивается более чем на 20%. Также динамично развивается категория решений для управления базами данных и аналитики с ежегодным ростом более 8%. Неизменно высокий спрос сохраняется на решения для управления ресурсами предприятия и отношениями с клиентами, а также решения для обеспечения безопасности.

Среди стратегических направлений развития ИТ особое место занимают облачные технологии, аналитика больших объемов данных, интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду. Совокупность этих технологий и процессов IDC объединяет в собирательный термин «Третья платформа», развитие которой в ближайшие несколько лет приведет к трансформации бизнес-моделей в большинстве отраслей.

Научно-технологические тренды и самые быстрорастущие сегменты на мировом ИТ рынке

Этапы развития ИТ-отрасли IDC представляет в виде трех платформ (рис1). Первая платформа была построена на базе мейнфреймов и терминалов, на которых работали тысячи приложений и пользователей. В основе Второй платформы лежат традиционные персональные компьютеры, Интернет, клиент-серверная архитектура и сотни тысяч приложений. Третья платформа характеризуется стремительно растущим количествомпостоянно подключенных к Интернету мобильных устройств в сочетании с широким использованием социальных сетей и развитой облачной инфраструктуры, применяемой для решения комплексных аналитических задач. Приложения, контент и услуги, построенные на базе технологий Третьей платформы, доступны миллиардам пользователей. Облачные вычисления, большие данные, мобильные и социальные технологии стимулируют взаимное развитие. Действительно, пользователи растущего числа мобильных устройств производят все больше контента, который удобно хранить в облаках. За счет роста мобильных устройств повышается активность пользователей в социальных сетях. Накапливаемый в них контент становится важным источником для анализа и извлечения ценной информации с помощью технологий больших данных.

Рис.1 Три платформы в эволюции рынка ИТ

Типичный пример решения, в основе которого лежат технологии Третьей платформы − использование приложения с мобильного устройства для получения доступа к корпоративной информации или информации, находящейся в социальных сетях, анализ этих данных в режиме реального времени и выстраивание деятельности в зависимости от полученной информации. При этом как приложение, так и данные могут находиться в различных облаках, частных или публичных.

Концепция Третьей платформы основывается на четырех элементах: больших данных, мобильных устройствах, облачных сервисах и социальных технологиях.

Под большими данными понимают технологии и архитектуры нового поколения для экономичного извлечения ценности из разноформатных данных большого объема путем их быстрого захвата, обработки и анализа. Технология больших данных имеет три отличительных признака: скорость, вариативность и объем. Объем выражается в том, что анализируются огромные массивы данных в десятки терабайт. Скорость говорит о том, что захват и обработка данных производится в режиме близком к реальному времени, или о том, что в организации накопление данных идет с высокой скоростью. Вариативность говорит о том, что данные собираются из одного или нескольких источников в разных форматах.

Расходы на технологии больших данных в мире

Облачные решения лежат в основе Третьей Платформы, поскольку они предоставляют удаленный доступ к информационным ресурсам, осуществляемый в том числе посредством разнообразных мобильных устройств. Облачные сервисы позволяют получить экономию за счет стандартизации оборудования, виртуализации, новых принципов совместного потребления программных приложений, а также новой формы оплаты тех ресурсов, которые клиент действительно потребляет.

Согласно исследованиям IDC, затраты на публичные облачные (операционные) услуги в мире приблизятся в 2016 году к 100 млрд. долларов. Расходы на публичные облачные услуги в период 2013–2018 будут расти в пять раз быстрее, чем совокупные расходы на ИТ. Сегодня уже 16 из 100 крупнейших разработчиков ПО получают свыше половины своего дохода от облачной модели доставки. Третья платформа, таким образом − не только технологическая революция, но и революция в сфере потребления, в результате которой появляются новые бизнес-модели.

Расходы на публичные облачные услуги в мире

Распространение мобильных устройств и организация мобильного доступа − еще один принципиально важный элемент Третьей платформы. Двузначные ежегодные темпы роста продаж мобильных устройств стимулируют компании активнее внедрять концепцию использования собственных устройств сотрудников (BYOD) путем развертывания специализированных решений для безопасной и эффективной интеграции личных мобильных устройств в корпоративную ИТ-среду. Мобильные приложения являются связующим звеном между устройством и пользователем. Большинство бизнес-приложений сегодня имеют мобильную версию или представляют среду разработки мобильных приложений. Разработка приложений для домашних пользователей оказывает сильное влияние на рост всего рынка мобильных приложений [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильев, К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования/ К.А.Васильев//Управленец. - 2013.- №5-6 ( 9-10).

2.Попов, Е.В. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования / Е.В.Попов, И.С.Кац// Вестник УГТУ-УПИ. -2005.- № 1.

3.Ярковой, В.А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации / В.А.Ярковой// Экономическое возрождение России. - 2010.- №3 (25)

4.Жужжалов, А.В. Информационные услуги в современных условиях новой экономики /А.В.Жужжалов//T-comm.- 2010.

5.Савина, Т.В. Рынок информационных услуг: тенденции и перспективы развития/ Т.В.Савина// Вестник ТГУС. Серия Экономика. - 2008.

6.Савина, Т.В. Повышение качества информационных услуг как фактор развития Самарского региона / Т.В.Савина// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011.

7. Интернет-журнал «TRADVISER», статья «ИТ (мировой рынок)». – 23.09.2015http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%A2_(%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA)

8.Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», «Закономерности развития рынка информационных услуг на современном этапе (обзор)». – 3, 2011. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/494

9. Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков ИТ http://habrahabr.ru/company/moex/blog/250463/

10.Аналитический отчет IDC по заказу Московской биржи. «Обзор рынка информационных технологий». – 02.2012. http://megamozg.ru/post/10504/

11

Просмотров работы: 3380